Опубликовано 23 Октября 2020
Виталий Шишмарёв: Совершенствование инфраструктуры пунктов пропуска через госграницу. Планы и их реализация
О значимых событиях 2020 года и о задачах по реконструкции, обустройству и техническому оснащению пунктов пропуска на ближайшую перспективу в эксклюзивной беседе журналу «Транспортная безопасность и технологии» рассказал руководитель Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Виталий Шишмарёв.
Виталий Николаевич, расскажите об итогах деятельности ФГКУ Росгранстрой в первой половине 2020 года. Какие объекты удалось ввести в эксплуатацию после реконструкции?
Как государственный заказчик ФГКУ Росгранстрой реализует проекты по строительству, реконструкции, обустройству, техническому оснащению и техническому перевооружению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Наша цель - создание современного облика объектов государственной границы Российской Федерации, развитие и модернизации инфраструктуры пунктов пропуска, сокращение времени прохождения контрольных процедур, повышение уровня комфорта пребывания в пунктах пропуска и обеспечение безопасности государственной границы.
Работы ведутся в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» и федерального проекта «Логистика международной торговли», который входит в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Среди реализованных в 2020 году проектов хочу отметить открытие после реконструкции морского пункта пропуска Оля в одноименном морском торговом порту Астраханской области. Весной этого года сотрудники пограничной и таможенной служб, Роспотребнадзора и Россельхознадзора приступили к проведению контрольных процедур по пропуску транспорта, товаров и грузов через государственную границу Российской Федерации на этом объекте.
В рамках реконструкции построены служебно-производственные здания, автотранспортный контрольно-пропускной пункт, здание кинологической службы, гараж для автомобилей, навес над местами контроля транспорта, установлены автомобильные весы. Общая площадь возведенных сооружений составила более 3 тыс. м².
Пункт пропуска оснащен самыми современными системами пограничного и таможенного контроля, включая систему обнаружения делящихся и радиоактивных материалов.
Реконструкция пункта пропуска Оля позволила повысить его пропускную способность с 1 до 11 млн тонн грузов в год. Созданы все необходимые условия для комфортного размещения контрольных служб на одной площадке. Благодаря новейшему оборудованию ускорена процедура проверки и оформления пассажиров, товаров и грузов, перемещаемых через государственную границу.
Выгодное географическое положение морского порта Оля создает условия для увеличения грузооборота и укрепления торгово-экономических связей. Обновленный пункт пропуска станет драйвером развития порта Оля, транспортной системы региона и транзитного потенциала международного транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Иран и Индию с Европой и скандинавскими странами.
Расскажите о ходе реализации федерального проекта «Логистика международной торговли» национального проекта «Международная кооперация и экспорт»
Государственные контракты на разработку проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению вошедших в нацпроект пунктов пропуска уже заключены или планируются к заключению в ближайшее время. Выполнение строительно-монтажных работ и ввод объектов в эксплуатацию намечены на 2020-2024 годы.
В первом полугодии 2020 года в рамках нацпроекта завершились работы по техническому перевооружению воздушного пункта пропуска Саратов (Гагарин). Установлены 32 кабины паспортного контроля, оборудованы автоматизированные рабочие места, смонтированы самые современные и высокотехнологичные системы, что позволило создать необходимые условия для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска и обеспечить пропускную способность до 640 человек/час.
В качестве знаковых примеров реализации нацпроекта можно назвать реконструкцию многосторонних автомобильных пунктов пропуска Яраг-Казмаляр на границе с Азербайджаном и Верхний Ларс на границе с Грузией.
Проектная документация на реконструкцию пункта пропуска Яраг-Казмаляр получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертизы России». В настоящее время ведутся мероприятия по подготовке к началу строительно-монтажных работ. Реконструкция объекта включает в себя два этапа. Их реализация позволит увеличить пропускную способность пункта пропуска почти в три раза, в том числе за счет увеличения количества полос движения автотранспорта с 10 до 24 и оснащения пункта пропуска самым современным и высокотехнологичным оборудованием.
Проектная документация на реконструкцию пункта пропуска Верхний Ларс также получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертизы России», что позволяет в ближайшее время начать модернизацию одного из самых загруженных пунктов пропуска в стране. Его реконструкция предусматривает увеличение пропускной способности объекта по количеству транспортных средств в 9 и почти в 1,5 раза по количеству человек в сутки и увеличение количества полос движения и числа накопительных стоянок для транспорта. Эти меры направлены на решение проблемы очередей на российско-грузинском участке государственной границы.
Хочу отметить, что на этапе разработки концепции реконструкции объектов ФГКУ Росгранстрой уделяет особое внимание архитектурным решениям, учитывая особенности и специфику регионов, где реализуются проекты. Такой подход позволяет сделать пункты пропуска не только функциональными, удобными, но и красивыми и интересными для туристов.
Федеральный проект предусматривает модернизацию ряда пунктов пропуска в Дальневосточном федеральном округе. Что уже сделано в этом направлении?
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации об обеспечении синхронизации сроков начала функционирования пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Кани-Курган со сроками строительства и ввода в эксплуатацию мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск – Хэйхэ в 2019 году автомобильный пункт пропуска Кани-Курган был обустроен по временной схеме в части грузовой составляющей из расчета 190 автомобилей в сутки.
Пункт пропуска оснащен модульными зданиями для государственных контрольных органов, укомплектован специальным технологическим оборудованием, на территории установлены складские и лабораторные помещения, организованы досмотровые площадки и стоянки для задержанного автотранспорта, создана комплексная система безопасности. Сегодня пункт пропуска готов к работе. Проведение контрольных процедур в пункте пропуска Кани-Курган стартует одновременно с запуском движения по мосту через реку Амур.
Согласно дорожной карте федерального проекта завершить работы по строительству постоянного пункта пропуска Кани-Курган планируется в 2022 году. С его открытием по мосту поедет не только грузовой, но и легковой транспорт.
В августе 2020 года проект строительства погранперехода был представлен председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину в ходе его рабочего визита в Дальневосточный федеральный округ. Было доложено, что в настоящее время по объекту ведется разработка проектно-сметной документации. Планируемая пропускная способность погранперехода составит порядка 5,5 тысяч человек и более 850 транспортных средства в сутки.
Работа нового мостового перехода Благовещенск–Хэйхэ и пункта пропуска Кани–Курган позволит увеличить грузооборот между Россией и Китаем и даст серьезный импульс развитию российский экономики.
Какие проекты ФГКУ Росгранстрой планирует реализовать до конца текущего года?
Знаковым для 2020 года станет открытие нового многостороннего автомобильного пункта пропуска Советск (Дубки) в Калининградской области на границе с Литвой. Уникален этот объект тем, что он является одним из самых крупных в России, рассчитан на 4 тысячи транспортных средств и 15 тысяч человек в сутки. На въезд и выезд из РФ предусмотрено 49 полос контроля (27 полос для грузовых автомобилей, в том числе для негабаритного транспорта, 20 полос для легковых автомобилей, 2 полосы для автобусов). Схема движения транспортных средств предусматривает разделение потоков по направлениям движения и по видам транспорта. Накопительные стоянки вмещают 2 автобуса, до 20 единиц грузового и до 25 единиц легкового транспорта.
В пункте пропуска построен стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, способный дистанционно, то есть без вскрытия контейнеров, обнаружить незадекларированные товары и запрещенные к провозу грузы: оружие, взрывчатые и наркотические вещества. Комплекс способен «видеть» груз даже сквозь сталь и оценивать вес всей товарной партии или ее части по выбору оператора. Применение таких высокотехнологичных разработок позволяет существенно повысить эффективность процедур контроля, скорость пропуска через государственную границу и уровень комфорта для всех участников внешнеэкономической деятельности без ущерба для безопасности.
Открытие пункта пропуска Дубки – долгожданное событие для Калининградской области. Новый погранпереход позволит вывести транспортные потоки за пределы города Советск, через который сегодня по мосту Королевы Луизы идет транзит в Литву. Это позитивным образом отразится на экологической обстановке в городе. Кроме того, открытие движения в Дубках позволит начать ремонт исторического памятника – вышеуказанного моста. В будущем расположенный в Советске пункт пропуска будет использоваться для пешеходного сообщения и рейсовых автобусов.
Запуск движения через новый пункт пропуска будет способствовать существенному увеличению грузо- и пассажиропотока, послужит делу укрепления торгово-экономических, культурных связей региона не только с субъектами Российской Федерации, но и с соседними государствами.
Говоря о развитии системы пунктов пропуска, нельзя не коснуться вопроса обеспечения транспортной безопасности. Подпадают ли сегодня пункты пропуска под действие ФЗ-16 «О транспортной безопасности» и подзаконных нормативных правовых актов? Как вы оцениваете совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере?
За последние годы в Российской Федерации проведена большая работа по созданию базы, регламентирующей отношения в области транспортной безопасности (ТБ) и антитеррористической защищенности (АТЗ) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), в пределах которой функционируют пункты пропуска. Кроме того, созданы и функционируют комплексные системы безопасности. Вместе с тем в нормативных правовых актах остались отдельные пробелы. Следует нормативно закрепить интеграцию требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, сооружений, инженерных систем, технических средств, комплексно обеспечивающих АТЗ ОТИ, в пределах которых расположены пункты пропуска, совместного их использования в интересах обеспечения ТБ, а также в интересах охраны государственной границы. Данная интеграция требований позволит оптимизировать расходы на создание и функционирование инженерных систем и технических средств охраны, поддержание режима зон ТБ в местах проведения пограничного, таможенного и иных видов контроля лиц, транспортных средств и грузов. Одним из важных элементов системы АТЗ ОТИ является установление и поддержание пропускного и внутриобъектового режима. В этом вопросе также существуют определенные противоречия и несогласованность в нормативных правовых актах, регулирующих пропускной и внутриобъектовый режим ОТИ, в которых функционируют пункты пропуска. Было бы целесообразно согласовать нормы транспортного законодательства и Закона о государственной границе, а в Правила доступа лиц, транспортных средств, грузов и животных на территорию соответствующих ОТИ включить нормы, регулирующие особый порядок доступа на территорию, в здания и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.
2020 год ознаменовался борьбой с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). Минтрансом России разработаны и согласованы с Роспотребнадзором методические рекомендации, направленные на обеспечение безопасной работы пунктов пропуска в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Какие мероприятия были проведены и планируются ФГКУ Росгранстрой в целях реализации положений рекомендаций?
ФГКУ Росгранстрой ведется серьезная работа в этом направлении. Более подробно я бы хотел остановиться на вопросе технического оснащения пунктов пропуска. В рамках Национального плана по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России Роспотребнадзором был определен перечень из 140 пунктов пропуска через государственную границу РФ, требующих оснащения либо дооснащения стационарными или переносными тепловизорами.
Стационарные комплексы предназначены для выявления людей с повышенной температурой тела в движущемся потоке. Переносные устройства применяются для индивидуального контроля граждан, пересекающих границу. Их можно использовать в том числе и на борту воздушного судна.
Первая партия переносных тепловизоров уже поступила в пункты пропуска аэропортов московского авиаузла «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово». Уникальность этого оборудования заключается в его высокой технологичности, чувствительности, точности, способности распознавать человека с повышенной температурой тела на большом расстоянии, а также наличии функции автоматической компенсации температуры, устраняющей погрешности, вносимые окружающей средой.
Готовящиеся к поставке стационарные тепловизионные комплексы представляют собой российскую разработку, хорошо зарекомендовавшую себя в период проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи и Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Такие комплексы успешно функционируют в ряде пунктов пропуска. Они способны выявить людей с повышенной температурой тела в большом движущемся потоке.
Новое оборудование до конца года появится также в автомобильных, морских и железнодорожных пунктах пропуска. Это позволит повысить уровень защищенности от проникновения на территорию нашей страны коронавирусной инфекции и иных опасных заболеваний.