Опубликовано 14 Февраля 2019
Владимир Токарев рассказал о перспективах развития инфраструктуры в области железнодорожного транспорта
Развитие транспортной инфраструктуры значится одной из тем для обсуждения на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Когда в России планируется начать строительство первой высокоскоростной железнодорожной магистрали, о транспортном переходе на остров Сахалин, железнодорожном мосте в Крым, о беспилотной "Ласточке" и нужен ли "черный список" пассажиров поездов, в интервью агентству "Прайм" в преддверии форума рассказал заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев.
- Владимир Александрович, магистральный план развития инфраструктуры уже одобрен правительством, но не раз говорилось о том, что документ может быть скорректирован, и в него попадут новые проекты. Какие проекты железнодорожной инфраструктуры могли бы дополнить план, по вашему мнению?
— Как вы знаете, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года утвержден распоряжением правительства РФ и сформирован с учетом необходимости выполнения задач, поставленных в "майском" указе президента России Владимира Путина.
Заявки субъектов РФ по включению мероприятий в комплексный план в полном объеме сведены минэкономразвития России, по итогам их рассмотрения Минтрансом России совместно с аналитическим центром при правительстве РФ.
Комплексный план может быть дополнен проектами высокой экономической эффективности. Мы, Минтранс России, совместно с аналитическим центром при правительстве анализируем все поступающие предложения, которые оцениваются в соответствии с методикой ранжирования отдельных проектов, включаемых в комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года.
- Магистральный план, в частности, включает пилотный участок ВСМ Железнодорожный-Гороховец первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. Газеты писали, что кабмин поддержал строительство пилотного участка ВСМ Москва-Казань от Железнодорожного до Гороховца. Какие решения еще необходимо принять для начала строительства этой ВСМ? Когда начнется строительство этого пилотного участка дороги?
— Вы правы, пилотным участком проекта ВСМ Москва-Казань определена линия Железнодорожный-Гороховец, с организацией движения от Москвы до Нижнего Новгорода. Проект находится в высокой степени готовности и в настоящее время проходит обсуждение в правительстве РФ. Курирующий транспортную отрасль заместитель председателя правительства Максим Алексеевич Акимов этот проект поддержал. Мы продолжаем работу по защите проекта, чтобы в итоге выйти на решение правительства о начале его реализации.
Глубина проработки проекта позволяет приступить к началу строительно-монтажных работ в 2019 году.
В соответствии с финансовой моделью, на основе которой проект был включен в комплексный план, обеспечивается выход на плановую операционную безубыточность как владельца инфраструктуры, концессионера, так и перевозчика, начиная с третьего года эксплуатации, даже при условии использования консервативных прогнозов пассажиропотока.
- Строительство перехода с материковой части России на Сахалин также включено в план развития магистральной инфраструктуры, но с оговорками — планируется при дополнительном финансовом обеспечении, подтверждении прогнозной грузовой базы и финансирования из внебюджетных источников. Отвечает ли этот проект интересам государства, и на каком он сейчас этапе?
— Документами стратегического планирования государственной политики предусмотрено строительство к 2030 году социально значимых линий, в том числе, железнодорожного перехода Селихин-Ныш, соединяющего остров Сахалин с материком, что обеспечит организацию бесперебойного сообщения между материковой частью России и островом Сахалин.
Проект строительства моста на остров Сахалин в целом отвечает интересам государства и является социально значимым.
В настоящее время проведена научно-исследовательская работа, на основании которой проводятся мероприятия по подготовке организационно-правовых и финансовых механизмов строительства железнодорожного перехода. В рамках этих мероприятий будет оценена возможность развития портовой инфраструктуры острова Сахалин для повышения экономической эффективности функционирования создаваемой инфраструктуры мостового перехода. Также требуется увязка планов и сроков строительства портовой инфраструктуры на Сахалине со строительством прилегающей транспортной инфраструктуры.
Выбор варианта строительства транспортного перехода на остров Сахалин будет сделан на основе всестороннего анализа и сравнения технико-экономического обоснования вариантов транспортного перехода, в том числе с учетом топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, метеорологических и климатических условий.
Экономический эффект от реализации данного проекта будет определен в рамках подготовки обоснования экономической целесообразности и финансовой модели реализации проекта.
- Крупным инфраструктурным проектом, который почти реализован, является строительство моста в Крым. Автомобильная часть уже сдана, в конце 2019 года по графику должно быть запущено и железнодорожное сообщение через мост. Планируется ли завершить работы по строительству жд части моста в Крым раньше срока, как это было с автомобильной частью? В какой половине декабря 2019 года планируется открыть движение поездов через мост? Будет ли одновременно открыто движение пассажирских и грузовых поездов по мосту?
— Железнодорожная часть Крымского моста будет открыта, как и планируется, в декабре текущего года. С декабря 2019 года "Крымская железная дорога" будет обеспечивать железнодорожные перевозки, как пассажирские, так и грузовые, между материком и полуостровом. Для этого в Крыму проводится глубокая модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры на полуострове. Выполняется комплекс ремонтно-путевых работ. Также предприятие реализует программу по обновлению подвижного состава. Она позволит закрыть потребности КЖД в пассажирских вагонах и тяговых ресурсах на все виды перевозок собственным тяговым подвижным составом, с учетом необходимого резерва.
- Когда планируется открыть продажу билетов на поезда в Крым?
— Продажи билетов на поезда в Крым будут открыты перевозчиками в сроки, предусмотренные действующим законодательством. В соответствии с уставом железнодорожного транспорта РФ, открытие продажи билетов может осуществляться перевозчиком за 60 суток до поездки.
- Какие перспективы от соединения железных дорог двух Корей вы видите? Как Россия будет участвовать в этом проекте? Во сколько вы оцениваете проект соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей? В какие сроки он может быть реализован?
— Как вы знаете, торжественная церемония в честь начала работ по соединению и модернизации железной дороги юга и севера Кореи состоялась на железнодорожной станции Пханмун (КНДР) чуть больше месяца назад, 26 декабря 2018 года. Мне посчастливилось принимать личное участие в этом, без преувеличения, эпохальном мероприятии.
Проект развития корейских железных дорог предусматривает их выход за границы двух стран, в том числе потенциальное соединение с Транссибом.
К сожалению, пока еще трудно что-то говорить определенное как о стоимости проекта, так и о сроках его реализации. Однако объединение железных дорог – уже сейчас значимое событие для республики Корея, КНДР, России и мира в целом. Эта церемония показывает готовность двух стран сотрудничать в будущем. Помимо того, что событие несет геополитический и экономический посыл всему миру, оно также способствует воссоединению семей, для которых принятое когда-то решение о разделении единого государства по 38-ой параллели стало личной трагедией.
Вообще, хочу сказать, что роль транспорта, в том числе, железнодорожного, объединять, а не разъединять людей. И очень отрадно, что именно с железной дороги дан старт интеграционному процессу на Корейском полуострове.
- Последние годы очень активно развиваются беспилотные технологии. В частности, заместитель генерального директора РЖД Сергей Кобзев сообщал, что РЖД в ноябре 2019 года планируют продемонстрировать беспилотные поезда "Ласточка" на Московском центральном кольце (МЦК). Когда беспилотные пассажирские поезда могут появиться на других маршрутах?
— Действительно, ОАО "РЖД" планирует приступить к тестовым рейсам беспилотных "Ласточек" на МЦК. Рассматривать вопрос о запуске беспилотных поездов "Ласточка" на других железнодорожных направлениях будет возможно после успешного тестирования и внедрения беспилотных технологий на Московском центральном кольце.
Поскольку главное в пассажирских перевозках – обеспечение безопасности пассажиров, на других линиях беспилотные поезда могут появиться только после успешного внедрения беспилотных технологий в текущий перевозочный процесс на МЦК.
- Президент России Владимир Путин в 2017 году не исключил возможность введения "черных списков" пассажиров-дебоширов в поездах. Гендиректор РЖД Олег Белозеров в мае 2018 года говорил, что компания предлагает вносить дебоширов в поездах в "черный список" на год и спустя это время снимать ограничения. По мнению Минтранса, стоит ли вводить "черные списки" для поездов и ведется ли сейчас какая-то работа в этом направлении?
— Российским законодательством в сфере железнодорожного транспорта уже предусмотрены механизмы борьбы с лицами, допустившими нарушение правил поведения в поездах дальнего следования. Так, в соответствии с правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа, в случае, если при посадке в поезд или в пути следования пассажир нарушает правила проезда, общественный порядок, и мешает спокойствию других пассажиров, то он может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел.
В части формирования "черных списков" пассажиров – нарушителей норм поведения на железнодорожном транспорте сообщаю, что в настоящее время Минтрансом такая работа не проводится. Мы готовы приступить к разработке соответствующих изменений в нормативно-правовые акты при поступлении конкретных предложений от перевозчика – ОАО "РЖД", поскольку он является наиболее заинтересованной стороной в данном вопросе.