Интервью Директора Административного департамента Минтранса России Константина Пашкова газете "Гудок"
Опубликовано 17 Октября 2018У отраслевых вузов свой путь
Константин Пашков, директор Административного департамента Министерства транспорта РФ
Вопросы, касающиеся развития системы отечественного образования, должны решаться при участии всех заинтересованных сторон: государства, работодателей, учредителей и представителей образовательных учреждений, в том числе отраслевых.
В отечественном образовании складывается тенденция унификации, когда группа ведущих классических университетов страны, входящих в международные рейтинги учебных заведений, на государственном уровне навязывает образовательные тренды всем учебным заведениям, в том числе отраслевым.
К примеру, сейчас члены рабочей группы по госаккредитации образовательных программ высших учебных заведений, в которую входят представители Минобрнауки, Рособрнадзора и Национального совета по профессиональным квалификациям, изучают возможность отмены большей части очных занятий. Предполагается, что вместо них будут онлайн-курсы. Подобные предложения не учитывают специфики отраслевых вузов. Нельзя дистанционно учить пилотов, машинистов, судоводителей. Привить практические навыки онлайн невозможно.
Предлагается также разделить все вузы и учебные программы в стране на три уровня госаккредитации.
Первый уровень, «базовый», будет означать, что значительную часть курсов вуз обязан реализовать в сетевой форме. Вместо посещения обычных очных занятий студенты будут слушать лекции на Национальной платформе открытого образования. Таким образом, за качество этих курсов будут отвечать профессора ведущих университетов. Следующий уровень, «продвинутый», предполагает, что вуз может самостоятельно заниматься подготовкой онлайн-курсов, без помощи преподавателей топ-университетов. Учреждения третьего уровня – «ведущие университеты» – должны будут реализовать в онлайн-форме и сделать доступными для широкой аудитории (в рамках Национальной платформы открытого образования) все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору.
Подобное разделение чревато тем, что так называемые «ведущие» университеты сместят «базовые» на образовательном рынке. Кроме того, если вузы первого уровня будут выстраивать учебную программу на основе лекций учреждений третьего уровня, то это не что иное, как посягательство на автономию образовательных организаций, поскольку каждый университет должен самостоятельно решать, какие программы разрабатывать. Непонятно также, как «ведущие» вузы смогут разработать лекции, например, для транспортных вузов.
Разделение вузов на три уровня госаккредитации не берёт в расчёт такой критерий, как способность университетов удовлетворять потребности работодателей. А для транспортных вузов это основа успешной работы. В образовательном процессе транспортные вузы руководствуются Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.
Постановлением правительства России от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» на Минтранс России возложена реализация обязательств, вытекающих из международных договоров страны в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. При этом образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня в гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации, на морском транспорте – признанию, авиаперсонал – аттестации, члены экипажей морских судов – освидетельствованию специально уполномоченным органом. Это влечёт за собой в том числе и международные обязательства Российской Федерации, исполнение которых на регулярной основе контролируется инспекциями международных транспортных организаций (ИМО и ИКАО).
На государственном уровне стоит проработать вопрос целесообразности разработки мер, направленных на интеграцию процедур профессионально-общественной аккредитации в государственную систему обеспечения контроля качества образовательной деятельности. Сегодня существующая профессионально-общественная аккредитация, проводимая профессиональным сообществом, например ОАО «РЖД», не учитывается при проведении госаккредитации.
С нашей точки зрения, правильнее было бы разделить вузы на три основные категории: ведущие (занимают высокие позиции в международных рейтингах), опорные (удовлетворяют потребности конкретных регионов) и отраслевые (готовят кадры под потребности определённой отрасли).
Программа «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования» нацпроекта «Образование» делает ставку на опорные университеты. Согласно программе, к 2024 году ведущие региональные вузы страны должны превратиться в «центры создания инноваций» и притяжения абитуриентов, помочь развитию кадрового потенциала регионов.
Однако подготовка кадров для транспортной отрасли исторически обусловлена экстерриториальностью деятельности транспорта. Наши выпускники по окончании обучения работают в водных бассейнах, на воздушных трассах и железных дорогах, охватывающих территорию сразу нескольких субъектов страны. Именно поэтому образовательные организации транспортного комплекса традиционно располагаются в районах сосредоточения путей сообщения, являющихся крупными транспортно-логистическими узлами. И это правильно.
Так сложилось, что транспортные вузы не входят в мировые рейтинги университетов, а в российских занимают не самые высокие места. Дело в том, что общевузовские рейтинги не учитывают отраслевую специфику. Например, если учитывать цитирование (число ссылок на публикации учёного), то упоминаний наших преподавателей в научных периодических изданиях не так много, потому что наши учёные решают прикладные задачи транспортной отрасли. А на развитие науки отраслевые вузы не получают бюджетных средств. В рейтингах это не учитывается, поэтому необходимо проработать вопрос создания рейтинга транспортных университетов страны.