Интервью директора Административного департамента Минтранса России Константина Пашкова газете «Гудок», 6 июня 2018 г.
Опубликовано 6 Июня 2018Студентов научат работать с цифрами
В ведомственном образовании готовятся перемены
Транспортные университеты должны стать драйверами развития цифровых технологий в отрасли. О том, какие перемены в ближайшее время грядут в системе ведомственного образования, «Гудку» рассказал Константин Пашков.
– Константин Анатольевич, с 1 сентября 2019 года студентов транспортных вузов начнут готовить по программам, связанным с цифровизацией. Какова цель этих нововведений?
– Такая задача поставлена Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». Речь идёт о создании современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Отраслевые вузы должны внедрять цифровые платформы обучения и двигаться в этом направлении сообща на базе единых технологических решений. Мы будем рекомендовать транспортным университетам вести работу по координации электронных ресурсов.
Необходимо модернизировать сам образовательный процесс за счёт внедрения новых программ, стандартов, интерактивных и цифровых технологий в рамках единого цикла непрерывного профобразования. Важно развивать сетевое взаимодействие и сотрудничество с другими российскими транспортными вузами.
Стоит задача трансформации транспортных вузов в современные интегрированные центры транспортных научных исследований по широкому кругу системных отраслевых проблем, а также участия наших университетов в международных профильных исследованиях.
– На ваш взгляд, как скоро мы шагнём в цифровое будущее и насколько транспортные вузы готовы к этому?
– Уже шагаем, поэтому развитие транспорта должно базироваться на инновационных решениях: внедрении цифровых технологий, новых материалов, интеллектуальных систем управления. Предстоит создать беспилотные транспортные средства и «умные» транспортные системы мегаполисов, развивать мультимодальные перевозки, формировать международные транспортные коридоры. Очевидно, что без квалифицированных выпускников вузов эти задачи не решить. Поэтому мы активно поддерживаем и развиваем систему отраслевого образования.
Так, утверждена Концепция развития транспортного образования до 2030 года. Понятно, что в системе образования прогнозирование на 10 лет вперёд – непростая задача. Между тем есть направления, которые будут актуальны всегда. В частности, подготовка специалистов, обладающих современными цифровыми компетенциями. Сегодня транспорт предполагает формирование и использование глобальных информационных платформ, систем обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта. Всем нам неминуемо придётся работать в насыщенной цифровой среде. И вузы уже сегодня должны сфокусировать своё внимание на этих вопросах. Выпускники должны свободно владеть цифровыми технологиями вне зависимости от специальности. Нужно стремиться к тому, чтобы к 2024 году 100% выпускников отраслевых вузов и ссузов обладали необходимыми для работы на транспорте цифровыми компетенциями.
Университеты должны не просто соответствовать требованиям цифровизации, они должны стать драйверами цифровых изменений в отрасли.
– Будут ли открыты новые «цифровые» специальности?
– Транспорт ближайшего будущего потребует профессионалов, подготовленных в соответствии с требованиями времени. Например, для использования цифровых моделей при проектировании и строительстве объектов транспортной инфраструктуры в большом количестве понадобятся специалисты соответствующего профиля. Транспортные системы «умных» городов, технологии Интернета вещей, беспилотные транспортные средства скоро станут повседневной реальностью. И здесь университеты должны работать на опережение, создавать новые образовательные программы.
Однако чтобы открыть новую специальность, требуется создать новый федеральный образовательный стандарт (ФГОС). А это процесс длительный и тернистый. Более практичный путь – формирование новых профилей обучения в рамках существующих ФГОСов. Так, например, в РУТ (МИИТ) ведётся подготовка специалистов в области ВСМ в рамках магистерских программ. Конечно, создание новых профилей обучения требует от вузов серьёзных усилий. Но вести эту работу необходимо, в том числе вместе с работодателями, исходя из потребностей.
– С внедрением цифровых технологий меняется производственный процесс: часть функций, которые раньше выполняли люди, теперь переходит к машинам. Значит ли это, что какие-то специальности в транспортных вузах будут закрыты?
– История развития транспорта показывает, что профессии постоянно сменяют друг друга. Например, исчезла профессия извозчика. Однако важно понимать, что на одну ушедшую профессию появляются десятки новых. 150 лет назад не было пилотов, авиадиспетчеров, специалистов по обслуживанию воздушных судов. Мир транспорта меняется быстрыми темпами. Но не надо бояться перемен, ведь все новшества призваны сделать жизнь людей более комфортной. Применение технологий искусственного интеллекта, обработка больших объёмов данных, интеллектуальные транспортные системы – это сегодняшний день глобальной транспортной отрасли. Скорее всего, специалисты будущего в большей мере будут заняты обслуживанием цифровых машин.
В России и за рубежом активно реализуются проекты создания беспилотных автомобилей, в городах активно эксплуатируются электромобили, в стадии реализации находятся проекты расширения космического туризма. И здесь важно, чтобы транспортные вузы были готовы меняться в ногу со временем.
– Какими компетенциями, на ваш взгляд, должны обладать специалисты будущего – «цифровые» люди?
– Повышение производительности труда, массовая цифровизация транспортных процессов приводят к существенному сдвигу в понимании того, что должен знать и уметь выпускник транспортного вуза. Для нас важно, чтобы специалисты транспортных компаний имели высокий уровень квалификации в области профессиональной специализации, широкую культуру и эрудицию, ответственность за порученное дело. Обучение должно формировать командный дух, готовить жить и работать в коллективе.
Важно наладить коммуникацию между вузами, отраслевыми экспертами, НИИ и транспортными компаниями для определения перечня цифровых компетенций транспортников на ближайшие 5–10 лет.
Транспортные процессы будут трансформироваться. Ещё вчера термины «искусственный интеллект», «цифровые двойники реальных объектов», «распределённые реестры данных», «нейросети» можно было услышать только в выступлениях футурологов. Но завтра без глубокого понимания этих технологий мы не сможем развивать отрасль. Конечно, не стоит забывать и про так называемые общие компетенции – коммуникабельность, стрессоустойчивость, упорство в достижении цели. Всё это традиционно было сильной стороной выпускников транспортных вузов.