Опубликовано 28 Марта 2018
Выступление Министра транспорта РФ Максима Соколова на итоговой Коллегии Минтранса России, 28 марта 2018 года
Уважаемый Аркадий Владимирович!
Уважаемый Игорь Евгеньевич!
Уважаемый Сергей Борисович!
Уважаемые участники коллегии!
Уважаемые гости!
Сегодня у нас особая Коллегия. Мы подведем итоги 2017 года, проанализируем динамику наших результатов за шесть лет и определим задачи на перспективу.
В своем послании Федеральному Собранию Президент подчеркнул, что сегодня определяется судьба нашей страны на десятилетия вперед. Для нас на этом рубеже важно точно определить – какой должна стать транспортная отрасль, чтобы в стремительно меняющемся мире обеспечивать связанность и территориальную целостность страны, являться основой высоких темпов роста экономики и повышения уровня жизни граждан.
По итогам 2017 года отрасль демонстрирует динамичное развитие. Её вклад в валовый внутренний продукт составляет более 5 процентов (5,3%). Свыше 11 процентов всех инвестиций в стране направляется в транспортный комплекс (11,3 % - 1,798 трлн. руб., всего по стране - 15,911 трлн. руб.). В 2017 году объем инвестиций вырос к уровню 2016 года на 7 % (107,1% к 2016 году) и составил по предварительной оценке 1,8 трлн. рублей. Это – почти 2% ВВП (1,95%).
Численность работающих в отрасли по данным Росстата составляет около 6 процентов от всех занятых. Средняя заработная плата на 23 процента выше, чем в целом по экономике.
В сфере малого предпринимательства на транспорте трудится порядка 14 процентов (13,7%) от занятых в этом секторе. Рост производительности труда превысил показатель по экономике в целом (2,0 %) и составил 2,5 процента к уровню 2016 года.
Продолжается рост объема экспорта транспортных услуг. По предварительным данным он составил почти 17 млрд. долларов (16,9 млрд.), что на 13 процентов превышает уровень 2016 года. Это примерно половина доходов от экспорта газа.
Итоги работы транспортного комплекса являются результатом правильно расставленных приоритетов и концентрации ресурсов на ключевых целях нашей деятельности в 2017 году.
Реализацию социальной повестки, которую задал наш Президент, мы видим,
в первую очередь, в достижении цели по повышению доступности и качества услуг пассажирского транспорта. Коротко доложу о том, что сделано в этой сфере.
Благодаря мерам государственной поддержки в среднем на 8 процентов вырос объем перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте (107,8 % к 2016 году, в пригородном сообщении – на 8,6%).
Рост перевозок стал возможным благодаря важным решениям по их долгосрочной поддержке, принятым при активном участии Правительства и Государственной Думы. Обнуление ставки НДС и решение по долгосрочному тарифу обеспечили спрос на перевозки и дали возможность обновить подвижной состав.
На воздушном транспорте объем перевозок вырос к уровню 2011 года более чем в полтора раза (1,6). В прошлом году российская гражданская авиация достигла нового рекордного показателя по количеству перевезенных пассажиров – 105 миллионов.
Основную долю – 60 % (59,6 % - 62,57 млн.) от общего объема составили внутренние перевозки, что тоже является рекордом. Этот результат стал возможен благодаря комплексу мер по государственной поддержке.
За период с 2012 года обеспечен двукратный рост по маршрутам, минуя Москву. В рамках программ субсидирования по внутренним маршрутам перевезено 7,5 млн. пассажиров (по 228 маршрутам).
Пятимиллионный рубеж по перевозкам пассажиров в прошлом году, помимо аэропортов Московского узла и петербургского Пулково, перешагнули сразу четыре региональных аэропорта в городах: Екатеринбург, Новосибирск, Сочи и Симферополь.
Отдельно стоит доложить о нашей работе в сфере пассажирских перевозок в сообщении с Крымом. С первых дней воссоединения мы решали целый комплекс задач по обеспечению устойчивого транспортного сообщения Крымского полуострова с остальной территорией страны и модернизации его транспортной инфраструктуры. Во многом эти задачи решены успешно, и сегодня мы продолжаем широкомасштабную работу сразу по нескольким направлениям.
В первую очередь – развитие авиасообщения. В прошлом году аэропорт Симферополя, как я уже сказал, обслужил более 5 млн. пассажиров (5,2 млн.), что превышает уровень 2013 года (до воссоединения Крыма - 1,2 млн.), более чем в 4 раза. Совсем скоро будет введен в эксплуатацию новый современный аэровокзальный комплекс с пропускной способностью порядка 7 млн. человек (6,5) в год.
В условиях отсутствия прямого наземного сообщения, огромную роль в транспортном обслуживании пассажиров сыграла Керченская паромная переправа, а также первый, реализованный на практике в нашей стране мультимодальный сервис, – «единый билет», позволяющий от железнодорожных вокзалов Анапы и Краснодара бесшовно добраться до семи основных курортных городов полуострова.
За курортный сезон прошлого года (с 30 апреля по 30 сентября 2017 года) в Крым и в обратном направлении по «единому билету» перевезено порядка 350 тысяч пассажиров (345 470). Всего с начала действия этого сервиса им воспользовались почти полтора миллиона пассажиров (1 447 510).
В своем послании Федеральному Собранию Президент предложил развернуть масштабную программу пространственного развития страны, включающую, в том числе, обновление транспортных систем городов и населенных пунктов. Важным направлением решения этой задачи является организация эффективной работы транспорта общего пользования.
Уверен, что реализация решений, принятых в прошлом году в Ульяновске на заседании президиума Государственного совета, позволит создать долгосрочную систему государственной поддержки пассажирских перевозок, оптимизировать маршруты различных видов транспорта и развивать мультимодальные транспортные технологии.
С учетом полученных результатов полагаю, что поставленная задача по обеспечению доступности и качества услуг пассажирского транспорта в 2017 году в целом решена успешно. Еще раз хочу поблагодарить Правительство страны и Государственную Думу за системную поддержку в таком социально значимом вопросе, как пассажирские перевозки.
Уважаемые коллеги!
За последние несколько лет мы на высоком уровне обеспечили проведение политических и спортивных мероприятий мирового масштаба: саммит АТЭС во Владивостоке, Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, саммиты БРИКС и ШОС в Уфе.
В отчетном году прошел Кубок Конфедераций, который стал генеральной репетицией перед Чемпионатом мира по футболу.
Важно отметить, наша страна впервые в истории проведения мировых первенств предоставила зрителям право бесплатного проезда между городами-организаторами. Им воспользовались свыше 52 тыс. болельщиков.
Менее чем через три месяца в нашей стране стартует Чемпионат мира по футболу. Это уникальное по масштабу мероприятие будет проходить в 11 городах нашей страны, расположенных в трех часовых поясах.
Сегодня транспортная инфраструктура к чемпионату практически полностью подготовлена. Для нас принципиально важно использовать весь накопленный опыт как для следующих массовых мероприятий, например, для Универсиады в Красноярске в 2019 году, так и в повседневной работе.
Комплексное развитие транспортной инфраструктуры – ключевая цель и важнейшее направление нашей работы. Как недавно отметил наш Президент на съезде транспортников России «Сбалансированное, уверенное развитие транспорта – это безусловный приоритет нашей политики, приоритет государства, это задел, основа для роста всей экономики». На этом направлении сделано немало. Начну традиционно
с автомобильных дорог.
Благодаря созданию дорожных фондов за последние шесть лет (с 2012 по 2017 год) нам удалось практически вдвое увеличить протяженность федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям. (В 2012 году –43,0%, 21864,6 км, в 2017 году – 77,8%, 41246 км) общей протяженности).
В прошлом году открыт первый участок новой Центральной кольцевой автомобильной дороги – обход Звенигорода.
В этом году должно быть завершено на всем протяжении (669 км.) строительство скоростной автодороги М-11 Москва – Санкт–Петербург, а также продолжено строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, которые являются составными частями коридора между Европой и Азиатско-Тихоокеанском регионом.
Это важный для нас проект, об ускорении реализации которого
с российской стороны Владимир Владимирович Путин недавно говорил в Послании.
За счет средств от системы «Платон» введены в эксплуатацию мосты
в Нижнем Новгороде (Борский мост), Ростове-на-Дону (Ворошиловский мост), Пензе (Свердловский мост), Петрозаводске (Гоголевский путепровод), а также в Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Кировской, Самарской и Тамбовской областях.
В полную силу заработал приоритетный проект «Безопасные
и качественные дороги. В 39 крупнейших городах уже приведено в нормативное состояние более половины дорожной сети
(52,5% - 26 тысяч км), ликвидировано почти 1,5 тысячи (1465 мест) мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Результаты реализации проекта оказывают непосредственное влияние на каждого третьего жителя России.
Весь прошедший год ударными темпами шло строительство Крымского моста и подходов к нему. Результаты усилий большой команды строителей мы сможем оценить совсем скоро. В мае этого года по автодорожной части моста планируется запуск движения легкового транспорта и автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки.
Одновременно планируется запустить движение по сорока-километровому автоподходу со стороны таманского берега (от федеральной трассы А-290), а также по автоподходу на крымской стороне от моста до трассы «Таврида». На всем протяжении это будет современная, скоростная и безопасная магистраль.
Ситуация с региональными и местными дорогами пока остается напряженной. С 2012 года было построено и реконструировано при поддержке федерального бюджета более 9 тыс. км (9162,5 км) региональных и местных дорог.
С учетом того, что даже в административных центрах немногим более 35 % (35,5 %) дорог отвечают нормативным требованиям, а более 25 тыс. км не имеют твердого покрытия, текущие объемы дорожного строительства на региональном и муниципальном уровне недостаточны и их требуется наращивать.
Удвоение расходов на строительство и обустройство дорог, озвученное в Послании Президента, создаст необходимую для этого финансовую основу. Помимо этого, нами подготовлен план по приему региональных дорог в федеральную собственность, на первом этапе он включает порядка 8 тыс. километров дорог.
По нашим расчетам это позволит субъектам высвободить около 3 млрд. рублей и направить их направить на развитие своей сети.
Активное внедрение в последние годы механизмов государственно-частного партнерства внесло существенный вклад в решение проблем ограниченности бюджетных ресурсов, повышения качества строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
В прошлом году успешно завершена реализация ГЧП проектов в отношении участков федеральных автодорог М-11 «Москва – Санкт-Петербург» в Тверской области, М-3 «Украина» в Калужской области, М-4 «Дон» в Ростовской области. Сегодня государственно-частное партнерство в дорожном хозяйстве масштабно выходит на региональный уровень. Начата реализация региональных дорожных ГЧП-проектов в Хабаровском и Пермском краях. В текущем году также планируется реализация региональных ГЧП-проектов в Самаре, Уфе и Новосибирске. Мы считаем, что очень важно поддержать подобные инициативы.
На железнодорожном транспорте с 2012 по 2017 годы введены в эксплуатацию более 980 км (984,3 км) дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. В прошлом году открыто движение по новой железнодорожной линии Журавка–Миллерово в южном направлении, которая дала прямой выход из Центральной России на Черноморское побережье.
Поставленная Президентом задача по увеличению за шесть лет пропускной способности БАМа и Транссиба в полтора раза будет решаться нами в рамках 2-го этапа проекта модернизации этих линий
с учетом развития месторождений Восточного полигона. Запланированные мероприятия позволят обеспечить вывоз грузов с основных месторождений Восточного полигона по этим магистралям в объеме до 180 млн. тонн к 2025 году.
В декабре (07.12.2017) в Ростовской области состоялось знаковое событие – открытие нового современного аэропорта «Платов», который ежегодно сможет принимать порядка 5 млн. пассажиров. Аэропорт является одной из первых в истории современной России новых воздушных гаваней, построенных «с нуля».
Кроме того, введены в эксплуатацию новые аэровокзальные комплексы в аэропортах: Анапы (Витязево), Перми (Большое Савино), Красноярска (Емельяново), Тюмени (Рощино) и Калининграда (Храброво). Подготовлена аэродромная инфраструктура в аэропортах Волгограда, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Саранска, реконструирована взлётно-посадочная полоса в Кызыле Республики Тыва.
В целях обеспечения развития внутренних водных путей наши усилия были сконцентрированы на выполнении поручений Президента по итогам состоявшегося в 2016 году заседания Президиума Государственного совета
(15 августа 2016 г.).
В отчетном году были продолжены проекты по комплексной реконструкции Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала, Камского и Енисейского бассейнов.
Для снятия ограничений на Единой глубоководной системе в прошлом году завершено проектирование Багаевского гидроузла и продолжено проектирование Нижегородского. В соответствии с указанием Президента (озвучено им на съезде транспортников России) эти проекты должны быть реализованы в полном объеме, поскольку их реализация напрямую влияет на структуру грузооборота и на запуск новых проектов на внутреннем водном транспорте. Мы начнем строительство этих объектов уже в этом году.
Поставленные перед отраслью задачи по усилению позиции нашей страны на глобальном рынке транспортных и логистических услуг, а также использованию транзитного потенциала, невозможно решить без развития морской портовой инфраструктуры.
Грузооборот морских портов продолжил рост и практически достиг рекордной отметки в 790 млн. тонн (786,4 млн. тонн). За шесть лет объем перевалки вырос в 1,5 раза (2011 г. - 535,6 млн. тонн),
а производственные мощности морских портов перевалили отметку в 1 млрд. тонн (1025,6 млрд.).
Прирост производственных мощностей морских портов составил в отчетном году 22 млн. тонн, в основном, за счет реализации мероприятий в морских портах Сабетта и Приморск. В декабре 2017 года с терминала «Ямал СПГ» в порту Сабетта произведена первая отгрузка сжиженного газа и газового конденсата в танкер-газовоз «Кристоф де Маржери».
Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути вырос за последние пять лет в 3 раза и составил почти 10 млн. тонн (9,9 млн. тонн). Наши дальнейшие шаги по развитию этой трассы будут направлены на решение масштабной задачи, поставленной Президентом, по развитию Северного морского пути как глобальной транспортной артерии.
Возрождается круизное судоходство. В 2017 году организована регулярная круизная линия между портами Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь, которую обслуживает девятипалубный круизный лайнер «Князь Владимир».
Конкурентоспособность транспортных услуг в значительной мере зависит от эффективности функционирования пунктов пропуска через государственную границу.
В прошлом году в Российской Федерации функционировало 313 пунктов пропуска. После завершения реконструкции и технического перевооружения в 2017 году открыты 9 пунктов. В рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу Минтрансом России организована работа по техническому оснащению 14-ти воздушных пунктов пропуска.
С учетом всех перечисленных мероприятий, считаю, что ключевая цель по сбалансированному развитию транспортной инфраструктуры в отчетном году была нами достигнута. Увеличение бюджетного финансирования позволит нам в дальнейшем обеспечивать ускоренное и масштабное развитие инфраструктуры. У нас есть для этого необходимый потенциал.
Уважаемые участники коллегии!
Задача по повышению эффективности и безопасности функционирования транспортного комплекса является одной из важнейших. Обеспечение безопасности, жизни и здоровья наших граждан, защита объектов транспорта и транспортных средств от всех видов угроз всегда остается главным приоритетом в нашей деятельности.
В прошедшем году продолжено категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Особый акцент был сделан на объектах, задействованных в предстоящем Чемпионате мира по футболу. Сформирован специальный межведомственный оперативный штаб, который координирует все вопросы, связанные с безопасностью при проведении этого мероприятия.
Важнейшим вопросом остается безопасность на воздушном транспорте. Несмотря на снижение авиационных происшествий последняя трагедия в Подмосковье (Ан-148) показала необходимость кардинального изменения работы по упреждению и минимизации всех видов рисков, прежде всего, связанных с «человеческим фактором».
Важно отметить поставленную Президентом задачу по повышению безопасности на дорогах и снижению смертности в результате ДТП.
В недавно принятой Стратегии безопасности дорожного движения (утверждена распоряжением Правительства от 8 января 2018 г. № 1-р) показатель погибших к 2024 году должен быть снижен в 3 раза (до 4 человек на 100 тыс. населения), что потребует скоординированной системной работы всех органов исполнительной власти.
Переход на риск-ориентированную модель способствовал повышению результативности и эффективности надзорной деятельности. В 2017 году количество плановых проверок снизилось более чем на 20%, а показатель устранения нарушений, выявленных при проверках составил почти 95 % (94,88%).
В 2017 году в рамках законопроектной деятельности принято 15федеральных законов. Все принятые законы направлены на повышение эффективности функционирования и развития отрасли.
Более подробно на вопросах законопроектной деятельности остановится статс-секретарь ¬- заместитель Министра транспорта Аристов Сергей Алексеевич.
Развитие современной транспортной системы невозможно без профессионалов высокой квалификации. В 2017 году был предпринят ряд значимых шагов в сфере транспортного образования. Главным из них, безусловно, стало создание Российского университета транспорта.
Университет призван стать центром подготовки кадров для всей отрасли, в первую очередь в современных, востребованных сегодня компетенциях. На базе университета будет сформирован научно-образовательный технологический кластер «ОБРАЗЦОВО».
Обращаю внимание руководителей федеральных агентств и подведомственных им образовательных организаций, что на пленарном заседании съезда транспортников России Президент отметил необходимость развития материально-технической базы отраслевых образовательных организаций высшего образования, запуска новых программ обучения и повышения квалификации по самым современным и востребованным направлениям подготовки кадров.
Для формирования новых компетенций и прогноза кадрового ресурса отрасли должен функционировать Союз работодателей транспортного комплекса.
Активная международная деятельность является непременным условием повышения конкурентоспособности российской транспортной отрасли на мировом рынке транспортных услуг.
В прошедшем году мы вели активную деятельность как на европейском направлении, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Реализованы практические шаги по продвижению интеграционных процессов на евразийском пространстве в рамках ЕАЭС, ШОС, Союзного государства (Россия – Белоруссия) и СНГ.
Велась работа по созданию международного органа по расследованию авиационных происшествий, подготовке к подписанию Соглашения о судоходстве, выработке общих подходов по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, а также созданию единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС.
Уважаемые коллеги!
На достижение стратегической цели – прорывного развития России, направлены амбициозные задачи, поставленные Президентом в Послании, значительная часть которых адресована нам с вами.
Считаю, что каждая из поставленных Президентом перед нашей отраслью задач должна найти свое отражение в новой Транспортной стратегии и отраслевых стратегиях по видам транспорта.
Мероприятия по их решению должны войти в Государственные программы, а также комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры.
Безусловный приоритет нашей деятельности – сбалансированное развитие всех видов транспорта, обеспечивающее повышение качества жизни граждан, конкурентоспособность российских товаров и услуг.
Одним из самых востребованных видов транспорта останется автомобильный транспорт, который перевозит более половины всех грузов (2017 - 54, 9%). Несмотря на положительную динамику, российские перевозчики занимают лишь 45 % нашего рынка международных автомобильных перевозок (в начале 2000 года – 25 %).
Задачу повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков необходимо решать комплексно, при плотном взаимодействии с Союзом транспортников и отраслевыми ассоциациями.
Одним из направлений повышения мобильности населения и трудовых ресурсов остается развитие пригородного железнодорожного сообщения. Для обеспечения стабильного функционирования пригородного железнодорожного сообщения необходимо реализовать в полном объеме уже принятые Президентом и Правительством Российской Федерации решения.
Это касается в первую очередь вопросов финансирования пригородных железнодорожных перевозок субъектами. (Пункт 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 июля 2017 г. № Пр-1331, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по транспорту 5 декабря 2017 г. № 6.)
Следующее направление – государственная поддержка развития внутренних региональных перевозок на воздушном транспорте. Программы субсидирования сегодня корректируются с учетом потребностей регионов и пожеланий пассажиров.
Считаю, что для дальнейшего роста внутренних региональных перевозок необходимо обнуление ставки НДС на маршрутах, пунктом назначения или отправления которых не являются аэропорты Московского авиационного узла.
Это позволит обеспечить дополнительный рост пассажиропотока на региональных маршрутах не менее, чем на 13 %, что в целом компенсирует выпадающие доходы бюджета (в размере 8 млрд. рублей) за счет увеличения объемов транспортной работы и дополнительного дохода от неавиационной деятельности. Прошу Правительство и депутатов Государственной Думы поддержать данную инициативу.
Президентом в Послании поставлена задача по увеличению экспорта всех услуг до 100 млрд. долларов. У транспортной отрасли есть значительный потенциал в этом направлении. Для его реализации необходимо обеспечить конкурентоспособность наших перевозчиков на всех видах транспорта, и защиту их интересов, создать условия для роста транзитных перевозок, увеличить оказание вспомогательных и дополнительных услуг в морских портах и аэропортах.
Первоочередными задачами в этом направлении должны стать внедрение электронной транспортной накладной на автомобильном транспорте и международного стандарта (стандарт e-Freight) электронного оформления и сопровождения грузовых перевозок на воздушном транспорте, а также создание интегрированной системы пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Наряду с экспортом транспортных услуг необходимо развивать экспорт образовательных услуг и услуг в сфере строительства транспортной инфраструктуры.
Президентом поставлена задача обеспечить всю территорию России современными транспортными коммуникациями.
Задача подготовки комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры должна решаться на основе следующих основных принципов.
Первое – приоритетность формирования Единой опорной транспортной сети на основе Стратегии пространственного развития. Второе – переход на проектное управление, которое предусматривает максимальную концентрацию ресурсов на приоритетных проектах и их реализацию в строго запланированные сроки.
Первый шаг в этом направлении нами уже сделан – принята новая редакция государственной программы «Развитие транспортной системы» до 2021 года, которая сформирована по проектному подходу.
Следующий шаг – разработка государственной программы уже до 2025 года, которая будет включать новые инвестиционные проекты по комплексному развитию магистральной инфраструктуры всех видов транспорта. Внедрение методов проектного управления должно быть распространено на региональный и местный уровень.
С учетом задачи, обозначенной Президентом в Послании, о наращивании качества и объемов дорожного строительства, мы считаем, что приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» должен быть продолжен. Кроме того, по нашему мнению, необходимо начать аналогичный проект в отношении агломераций и городов, не участвующих в настоящее время в проекте.
До 2024 года должны быть реализованы важнейшие проекты по строительству обходов крупных городов, строительству мостов и путепроводов, подъездов к крупным транспортным узлам и многосторонним пунктам пропуска, развитию скоростных автомобильных дорог, созданию автодорожного маршрута Европа – Азиатско-тихоокеанский регион.
Перспективными проектами развития скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок являются: Москва – Казань – Екатеринбург – Челябинск и Москва – Ростов-на-Дону – Адлер. Строительство этих линий кардинально изменит деловые, туристические и экономические связи между центральными, восточными и южными районами России.
Важнейшей задачей остается развитие опорной сети аэропортов. Получит существенное развитие региональная аэропортовая сеть на территориях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Забайкалья.
Будут расти мощности морских портов Сабетта, Высоцк, Восточный, Калининград, Тамань, Мурманск. За три года (2018-2020 годы) портовые мощности увеличатся более чем на 130 млн. тонн (133,8 млн. тонн).
Комплексное развитие транспортных коридоров в направлениях «Запад – Восток» (с использованием Транссиба) и «Север – Юг» (побережье Балтийского моря - Персидский залив) обеспечит реализацию транзитного потенциала страны Российской Федерации.
Еще одним ключевым проектом является развитие коридора «Европа – Западный Китай», в скорейшей реализации которого заинтересованы все вовлеченные в общий проект стороны (Россия, Китай и Казахстан). Грузопоток в акватории Северного морского пути должен к 2025 году возрасти до 80 млн. тонн.
Необходимым элементом функционирования транспортных коридоров является комплексное развитие транспортных узлов в наших морских бассейнах. Так, например, ввод Мурманского транспортного узла позволит переориентировать грузы, в первую очередь уголь, на российские порты, при этом затраты грузоотправителей сократятся в полтора раза по сравнению с портами Прибалтики.
Важно отметить, что для решения поставленных Президентом задач по развитию инфраструктуры, как важнейшего драйвера экономического роста и повышения уровня жизни, инвестиции к 2024 году должны составить не менее 2,4 % от ВВП, то есть увеличиться с 1,8 трлн. (2017г.) до 3,3 трлн. рублей (2024 г).
Увеличение практически в два раза в ближайшие шесть лет расходов на автомобильные дороги страны позволит не только обеспечить значительный прогресс по приведению в порядок региональной и муниципальной сети, но и построить и реконструировать 21 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.
Технологическая революция в мире, а также риск технологического отставания, о которых говорил Президент в Послании, на транспорте диктуют необходимость ускоренного внедрения новых цифровых технологий, беспилотных транспортных средств, искусственного интеллекта. Важно отметить, что у нас уже есть хорошие заделы.
В первую очередь, это работающая более четырех лет Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). К ней уже подключено более 8 000 перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта из 135 стран. С её помощью были выявлены и задержаны несколько тысяч лиц, находившихся в розыске, а также представлявших реальные угрозы работе транспорта.
Еще одной современной работающей системой является Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС». За два года работы в системе зарегистрировано порядка одного миллиона семисот тысяч транспортных средств (1 695 620), системой принято более 800 тыс. экстренных вызовов (806 154), из них свыше 9700 вызовов (9710) потребовали реагирования экстренных служб.
Уже сегодня при планировании и организации транспортных процессов генерируется значительный объем уникальных данных, так называемых «больших данных». Президентом поставлена задача – сделать нашу страну одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и защиты таких данных, которые должны базироваться на собственных отечественных платформах.
Такую цифровую платформу на транспорте мы создаем. Пока она получила условное название «Цифровая платформа транспортного комплекса». С её помощью бизнес и население сможет быстро и безопасно оказывать и получать транспортные услуги, оформлять документы в электронном виде, рассчитывать оптимальные маршруты.
Развитие беспилотных технологий ведется нами в рамках проекта «Караван». Тестовый проезд отечественных беспилотных автомобилей на подъездах к Крымскому мосту запланирован в мае этого года. Совместно с коллегами из Минпромторга России и ФГУП «НАМИ» под Москвой мы создаем полигон для автомобилей с интеллектуальными системами, в том числе с повышенным уровнем автономного вождения.
В заключении хочу от Министерства транспорта и от себя лично поблагодарить весь коллектив транспортного комплекса страны за добросовестный, самоотверженный труд и достигнутые результаты, готовность в любой ситуации выполнить свой профессиональный долг!
Я выражаю искреннюю признательность нашим коллегам из федеральных органов исполнительной и законодательной власти, членам Общественного совета, представителям Экспертного совета при Правительстве, Общероссийскому народному фронту, Союзу транспортников России и другим общественным организациям, отраслевым объединениям за совместную продуктивную работу. Мы и в дальнейшем рассчитываем на Ваш профессионализм, активную позицию и поддержку нашей деятельности.
Особенно хочу поблагодарить ветеранов отрасли, многие из которых находятся в этом зале, за вашу работу. Её результаты являются надежным фундаментом и образцовым примером служения отрасли.
Уважаемые коллеги!
Уверен, что сегодня от нас, от нашей работы, от решений, которые мы принимаем по развитию транспортной системы, во многом зависит успешная реализация задач, поставленных Президентом по кардинальному росту экономики и повышению качества жизни людей!
Благодарю за внимание!