Опубликовано 15 Сентября 2017
Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова информационному агентству «Rambler News Service», 15 сентября 2017 г.
Министр транспорта России Максим Соколов в интервью RNS рассказал о готовящемся законопроекте по взиманию штрафов за неоплату проезда на платных трассах, о возможности ужесточения наказания за курение и распитие алкоголя в поездах, о степени готовности строительства ВПП-3 Шереметьево и механизмах его финансирования, а также о сроках вступления в силу приказа по проходу досмотра в аэропортах через смартфон.
Максим Юрьевич, Минтранс в апреле сообщил, что получил от Союза транспортников России предложение рассмотреть возможность ограничения продаж билетов на поезда дальнего следования курильщикам-нарушителям. Нередко также встречаются случаи употребления спиртных напитков в поездах дальнего следования, несмотря на запрет. Прорабатывает ли Минтранс какие-либо ограничения для пассажиров-нарушителей, которые неоднократно нарушали запрет?
Такая инициатива Союза транспортников России действительно была. Но если обратиться к тексту Конституции, каждый гражданин, законно находящийся на территории России, может свободно передвигаться по стране, выезжать из нее и возвращаться. Права и свободы граждан могут быть ограничены только в целях защиты законных интересов других лиц. Ограничение продаж билетов – это непростой вопрос, требующий серьезной проработки на экспертном уровне в области гражданского законодательства. Можно, например, ужесточить штрафы, наказывать нарушителей, допустим, через механизм запрета выезда для тех, кто имеет задолженность по штрафам исходя из судебных решений. Но ограничивать свободу передвижения по стране, особенно при ее размерах и труднодоступности регионов – тут надо тщательно подумать.
Что касается употребления спиртных напитков в поездах… Напомню, данный вопрос находится в компетенции МВД России. Сотрудники линейных отделов на транспорте могут удалять пассажира из поезда, если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров.
Минтранс уже утвердил приказ, позволяющий пассажирам использовать электронный посадочный талон при досмотре в аэропортах. Когда система может быть запущена в действие?
Приказ утвержден, сегодня мы можем уверенно сказать о формировании необходимой нормативной базы. Как только он вступит в силу, аэропорты и авиакомпании вправе его применять по своему усмотрению. Мы даем им инструмент, дальше уже все зависит от самой авиакомпании и аэропорта - если они видят такую возможность, как конкурентное преимущество по отношению с другими участниками этого бизнес-процесса, то они, конечно же, будут это быстрей использовать на практике.
Такой талон может быть оформлен в виде штрих-кода, направляемого на электронное устройство (телефон, планшет, и т.д.), указанное пассажиром при бронировании. Подчеркну, что перевозчик должен предоставить информацию о возможности использования такого талона в аэропорту по маршруту перевозки. Пассажир может и самостоятельно распечатать этот штрих-код для предъявления на досмотре.
Проверка талонов будет производиться службами авиабезопасности путем сканирования экрана электронного устройства пассажира. Вся информация сохраняется в электронной базе данных САБ. Если аэропорт не располагает таким оборудованием, процедура прохождения досмотра остается прежней.
В какие сроки вы ожидаете согласования приказа в Минюсте?
Нормативные сроки – один месяц. Спустя 10 дней после публикации Минюстом России приказ вступит в силу. Можно предположить, что с октября это уже будет установленной нормой. Такое нововведение, безусловно, упростит работу САБ, а также обеспечит удобство пассажирам, активно использующим мобильные электронные устройства.
На ВЭФе вы сказали, что Минтранс может расширить перечень вещей, бесплатных для провоза на борту самолета. Какие вещи могут войти в этот перечень?
Сейчас мы готовим окончательные предложения по этому вопросу, смотрим реакцию бизнес-сообщества, авиакомпаний, Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, Общества потребителей, Роспотребнадзора – все это изучается на экспертной площадке министерства транспорта. Какие-то дополнения, штрихи, будут сделаны, но пока серьезных замечаний к основной идеологии этого нормативного акта высказано не было. Здесь не надо ничего надумывать, это вполне понятный шаг навстречу пассажирам, чтобы еще больше было возможностей у авиакомпаний удешевить перевозку, снизить затраты, себестоимость, а значит продавать билеты по цене дешевле, чем они установлены.
Например, руководство авиакомпании «Победа» утверждает, что по отношению к невозвратному тарифу, это удешевление даст 15-20% в цене билета. Я даю более осторожные оценки, но в любом случае, это будет заметное снижение цены, и многие будут этим пользоваться.
Минимальный вес ручной клади, который предлагается нормативно закрепить, составляет 5 кг. При этом авиаперевозчик в качестве конкурентного преимущества сможет изменить ее в сторону увеличения. Таким образом, мы гарантируем пассажирам возможность проноса на борт ручной клади и дополнительных личных вещей, не подлежащих взвешиванию, согласно установленному списку. Что касается предметов, разрешенных к проносу на борт самолета – данный перечень может быть дополнен по итогам общественных обсуждений с учетом пожеланий и предложений наших граждан – пользователей авиационных услуг.
Разумеется, пассажир по-прежнему сможет проносить на борт сотовый телефон, другие гаджеты, книги, цветы и зонты в составе ручной клади. Без взвешивания можно будет брать с собой целый перечень вещей: детское питание и люльки для младенцев, костюм в портпледе, костыли, компактную кресло-каталку, дамскую сумочку или портфель. Одежда, которая находится на пассажире, не подлежит взвешиванию, а значит, не учитывается в весе ручной клади и в составе перечня личных вещей. Если пассажир снимает свою куртку на борту воздушного судна и убирает ее на багажную полку – никто не будет забирать ее для дополнительного взвешивания. А чтобы не включать в вес ручной клади гаджет, книгу или другие предметы – их можно убрать в портфель или дамскую сумочку, которые как раз входят в перечень дополнительных предметов для бесплатного проноса на борт.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в июле поручил Минфину, Минтрансу и МЭР решить вопрос финансирования строительства комплекса взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) аэропорта Шереметьево. Вы оценили тогда дефицит средств на достройку ВПП-3 в 7,5 млрд рублей. Решен ли вопрос финансирования? Откуда будут привлекаться эти средства?
Принципиальное решение правительства по этому вопросу принято. Я рассчитываю, что в рамках бюджетных решений, обсуждений в правительстве и затем в Государственной Думе этот вопрос уже будет решен окончательно в виде соответствующего закона о бюджете на 2018 и 2019-2020 годы.
Согласно нашему предложению, завершение всех работ по строительству ВПП-3 в Шереметьево планируется осуществить за счет средств Госкорпорации по ОрВД, с последующим возвратом денег из федерального бюджета в 2020-2021 годы.
В целом, Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП) на 2017 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме свыше 8 млрд рублей. В то же время предлагается увеличить финансирование объекта за счет перераспределения более 9 млрд рублей, предусмотренных в рамках иных работ.
В настоящее время общая готовность объекта приблизилась к 50%, ввод в эксплуатацию запланирован на май 2018 года. Предусмотрена и вторая очередь реконструкции, речь идет о центральном перроне сектора Шереметьево-1, строительстве соответствующей аэродромной инфраструктуры. Работу также планируется завершить в мае 2018 года. ФАИП на 2017 год по этим мероприятиям предусмотрено порядка 3 млрд рублей.
Правительство РФ выступило с инициативой создать новый международный независимый орган по расследованию авиапроисшествий, который, по сути, должен заменить МАК. Как планируется решать этот вопрос? Согласован ли он со всеми ведомствами?
Мы исходим из решений, которые были приняты в Астане на встрече глав государств и правительств. В Коллегию Евразийской экономической комиссии уже был передан проект межправсоглашения, который рассылается нашим коллегам из транспортным ведомств стран, входящих в состав ЕЭК. Отмечу, что рассмотрение проекта соглашения будет проходить в рамках специально создаваемой рабочей группы из числа экспертов стран-участниц.
К согласованию текста документа планируется приступить к концу октября текущего года. Я рассчитываю, что этот орган начнет работу уже в следующем году.
Как вы относитесь к идее непрофильных компаний обзаводиться собственным флотом или создавать даже свои авиакомпании? Например, туроператор Интурист сообщал о намерении обзавестись собственными самолетами или в перспективе создать собственного авиаперевозчика. Такие же планы есть и у «Почты России».
Мы не против, чтобы появлялись в нашей стране новые авиакомпании. Есть соответствующая нормативная база, процесс сертификации такой компании, количество и предквалификация сотрудников. Если соответствует всем этим требования, то нет оснований каким-то образом не допускать ее до растущего и перспективного рынка.
Что касается растущего рынка. Открытия авиасообщения с Египтом в этом году стоит ожидать? Запланированы ли еще визиты российской стороны в Египет?
Теоретически это возможно. Для этого многое сделано и готово с точки зрения нормативной базы.
Недавно прошедшая инспекция аэропорта в Каире была удовлетворительной?
Тот отчет, который был направлен в правительство РФ по итогам этого визита, носит позитивный характер. Но мы понимаем, что вопрос безопасности – это комплексный вопрос, и не всегда он ограничивается только объектами транспортной инфраструктуры. Поэтому, окончательное решение в любом случае должно быть за правительством и президентом.
Если говорить о приватизации, то какая из транспортных компаний, на ваш взгляд, может стать первой в списке приватизируемых? Может ли быть перенесена приватизация Совкомфлота на следующий год?
Мы не ставим себе цели закрепить лидерство за той или иной компанией. Когда будет готов соответствующий пакет документов, сформирована позиция правительства и ситуация на финансовых и инвестиционных рынках будет благоприятной – вот тогда и надо принимать выверенное решение в отношении любого предложения.
Если переходить к дорогам, то в этом году сборы от «Платона» не покроют прошлогодние транши регионам, плату концессионеру и размер компенсации по транспортному налогу. Когда вы ожидаете выход «Платона» на окупаемость?
Окупаемость – это несколько условное понятие, потому, что оно применимо к коммерческим проектам, реализуемых коммерческими компаниями. В данном случае, для нашего партнера, для концессионера, этот проект является окупаемым. Государство на принципах концессии подписало обязывающий контракт и в течение определенного времени будет возмещать ему расходы на создание и эксплуатацию этой системы – это порядка 11 лет. Банки предоставили концессионеру финансирование под этот проект в объеме порядка 80%.
Для государства не все проекты должны быть и могут быть окупаемы. Как раз задача государства и состоит в том, чтобы вкладывать средства в инфраструктуру, которая не является окупаемой, но необходима либо для реализации целей государственной политики, либо для решения тех или иных социальных вопросов. Конечно, «Платон» сегодня – это не только некий финансовый инструмент взимания дополнительных платежей за проезд по федеральным дорогам большегрузной техники, это инструмент государственной политики в области перевозок грузов в целом по транспортной системе РФ.
Следующим логичным шагом будет дифференциация платежей в «Платон» в зависимости от сезонности с учетом географического положения, климатических особенностей нашей страны. Мы считаем необходимым отдавать приоритеты в организации грузовых перевозок, логистики, особенно в летний период времени, внутренним водным путям, железным дорогам. Таким образом, освобождаются наши дороги для тех, кто перемещается к местам отпуска на своем личном автомобиле с одной стороны, и с другой снижается трафик на федеральных трассах, особенно в летний период, когда из-за жаркой погоды большегрузы наносят дорогам особый урон.
Сколько может быть собрано от «Платона» в дорожный фонд в этом году? Когда планируются ли изменения по тарифам и окончание льготного периода в системе?
На сегодняшний день «Платоном» собрано более 32 млрд рублей. За счет этих средств в 2016 году было отремонтировано более 1000 км самых разбитых дорог в 40 городах и регионах. К примеру, в Петрозаводске отремонтировали 1/3 всех городских дорог за счет средств Платона. За счет сегодняшних и будущих сборов обеспечено софинансирование строительства 7 крупных мостов и ремонта 24 аварийных путепроводов, многие из которых не один год были закрыты для движения.
Сумма средств, перечисленных оператором в федеральный бюджет в 2017 году, составила 13 млрд руб. По итогам года ожидаем сборы порядка 21 млрд рублей.
Что касается тарифов… Мы планируем дифференцировать тарифы, реализуя, таким образом, государственную политику. Говорить о повышении тарифов хотя бы даже на процент инфляции, что вполне логично, можно будет начиная только со следующего года. Мы объявили уже, что в 2017 году повышать тарифы не будем.
Минтранс разрабатывает законопроект по штрафам за неоплату проезда по платным трассам. Какой размер штрафов в нем прописан? Какова будет роль здесь Ространснадзора, какова – «Автодора», выступившего с инициативой по штрафам? Когда может быть введена система штрафов?
Процесс идет. Законопроект успешно согласован с причастными ФОИВ и доработан согласно поступившим предложениям и изученному международному опыту. Мы предусматриваем внесение изменений в законодательство, направленных на создание условий повышения пропускной способности платных магистралей путем применения технических средств автоматической идентификации ТС и взимания платы за проезд. Реализовывать это будут владельцы дорог и конценссионеры.
Законопроект дополнен нормами о дифференцировании платы за проезд в зависимости от способа ее внесения и сроков. Предлагается законодательно установить фиксацию нарушений только средствами фото- и видеофиксации в автоматическом режиме, исключая человеческий фактор.
В рамках проекта ЦКАД также подготовлены предложения по созданию системы взимания платы за проезд. В настоящее время разрабатывается порядок привлечения к административной ответственности владельцев ТС не оплативших проезд участков платных автодорог.
Что касается разграничения полномочий, здесь могут быть различные варианты. Если речь идет о внесении изменений в КоАП – возможен вариант взимания штрафов с участием Ространснадзора. Не исключена возможность участия ГК «Автодор» как компании, управляющей деятельностью платных дорог. В любом случае, работа над документом продолжается, он активно обсуждается со всеми причастными структурами, общественностью, для принятия взвешенного решения.
Когда планируется внести законопроект в правительство?
Было бы неплохо, чтобы законопроект вступил в силу к моменту завершения строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги. Будет введен безбарьерный платный режим и обеспечена экономия бюджетных средств на обустройство дорогостоящих пунктов взимания платы.
Росавтодор ранее заявлял, что претендует на управление всей рекламой вдоль федеральных трасс. В Минтрансе эту идею поддерживали, но ФАС выступала против. Удалось ли урегулировать этот вопрос?
Реклама, размещаемая вдоль федеральных дорог, должна соответствовать, в первую очередь, безопасности дорожного движения и тем целям, ради которых идет строительство этих дорог, то есть развитию дорожной сети. Если она устанавливается в зоне отвода дороги, то есть в той зоне, которая передана в управление Росавтодору, то вполне логично, если ты управляешь имуществом, то и должен в полной мере влиять на все вопросы, которые в рамках этого имущества принимаются.
Сегодня нередки случаи, когда муниципалитеты или даже целые субъекты РФ принимают решения о проведении конкурсов и в последующем, установлении рекламных щитов, в непосредственной зоне отведения этих дорог. Это, с нашей точки зрения, нарушает общий принцип управления имуществом, а также может влиять на вопросы безопасности дорожного движения. Поэтому, мы, как участники дорожного движения, и с точки зрения строительства инфраструктуры, и с точки зрения организации перевозочного процесса, должны влиять на эти вопросы.