Ответы директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Светланы Петровой на «горячей линии» Российской газеты, 14 августа 2017 года
Опубликовано 15 Августа 2017РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; 2017.08.14; РУЧНОЙ КЛАД
Минтранс – о подробностях новых правил провоза авиабагажа и ручной клади
Какие вещи все-таки можно будет проносить на борт самолета бесплатно, а что не стоит брать?
Почему из списка вещей для бесплатного проноса в салон исключили букеты цветов, можно ли суммировать вес багажа, если он один на два билета? Появятся ли требования к ручной клади не только по весу, но и по габаритам?
Об этом на «горячей линии» с читателями «Российской газеты» рассказала директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Светлана Петрова.
- Светлана Анатольевна, так какой будет лимит по весу ручной клади, которую мы сможем бесплатно брать в салон самолета? В проекте поправок в Федеральные авиационные правила, который минтранс выставил на общественное обсуждение, не очень понятно. Что значит, не менее пяти килограммов? А если я три килограмма везу?
Светлана Петрова: Мы планируем в первом нашем предложении, что ручная кладь будет 5 килограммов. Это тот минимум, который перевозчик должен бесплатно дать возможность пронести на борт. И еще к ручной клади прописываем определенный список того, что может быть при пассажире: портфель, дамская сумочка, портплед. Среди набора вещей, за которые не придется доплачивать и которые могут понадобиться – инвалидная коляска, детская люлька, детское питание.
- Ирина из Тулы. И много читала про проект минтранса. Но так и не поняла, а как быть с зонтом?
Светлана Петрова: Вы можете положить его в ручную кладь. Было также большое обсуждение по поводу того, куда девать верхнюю одежду. Предполагается, что вы заходите в самолет в верхней одежде, допустим, в пальто, пиджаке, кофте. Вам становится, например жарко, вы снимаете верхнюю одежду, кладете ее на багажную полку. И никто из бортпроводников к вам не бежит и не начинает ее взвешивать. Это достаточно очевидно.
Ручная кладь будет 5 килограммов. Это минимум, который компания обязана разрешить бесплатно взять на борт
- Алло! Я из Сочи. Все-таки про вещи, которые мы берем в салон, надо бы почетче прописать. Вот я летаю из Сочи в Якутск, и в сентябре-октябре придется брать с собой шубу. Но в Сочи в сентябре не будешь заходить в ней на борт. Это авиакомпании будут учитывать? Или все-таки стоит учесть в правилах, если из одного природного пояса человек попадает в другой, то ему разрешат бесплатно провезти шубу?
Светлана Петрова: Я думаю, мы верхнюю одежду в списке оставим.
С учетом чувствительности данного момента и чтобы снять все вопросы, которые сейчас по этой тематике возникают.
Смартфон пока в законе
- Добрый день! Александр из Москвы беспокоит. Говорят, из соображений безопасности могут ввести запрет на провоз в ручной клади ноутбуков, телефонов. Что делать если купил безбагажный билет до введения этого запрета. Придется платить дополнительно?
Светлана Петрова: Хочу вас успокоить, на текущий момент никаких запретов, связанных с перевозкой айпедов, компьютеров, не предполагается.
Но в любом случае, если вы приобрели безвозвратный билет на тех условиях, которые существовали на момент покупки, по сути, заключив договор воздушной перевозки, то уже обратной силы ваши договоренности иметь не будут.
- Из списка бесплатного провоза в проекте новых правил убрали фотоаппарат. А как быть тем, кто занимается съемкой профессионально? За каждый объектив придется дополнительно платить?
Светлана Петрова: Также будут перевозить фотоаппарат в ручной клади, если ваша аппаратура не огромных габаритов, а общепринятого размера.
- Но в проекте поправок минтранса пока нет габаритов ручной клади. А какие здесь нормы?
Светлана Петрова: По технической документации, на багажной полке умещается определенное количество мест ручной клади. И рассчитывается, что каждый пассажир может с собой принести ручную кладь данного размера и тогда все это будет равномерно распределено на багажных полках. Размер, по международной практике, считается в трехмерном измерении – это 158 кубических сантиметров.
- А пронос с собой в салон негабаритной ручной клади возможен в случае доплаты за нее?
Светлана Петрова: По правилам перевозчика – да.
- Одно время шли споры по поводу проноса на борт бутылок из дьюти фри или того, что куплено в магазине в «чистой зоне». Будут засчитывать эти покупки в вес ручной клади?
Светлана Петрова: Если вы покупаете что-то тяжелое в чистой зоне, то тогда летайте традиционными перевозчиками, и платить дополнительно вам не придется. Низкобюджетные перевозчики однозначно будут с таким перевесом бороться.
- Этот перевес можно будет оплатить на выходе на посадку? При входе в самолет?
Светлана Петрова: Безусловно. Если агент или сотрудник авиакомпании, который обслуживает рейс, видит, что вы идете с большим пакетом из дьюти фри на рейсе, который предполагает определенные правила и условия проноса ручной клади, действующие в авиакомпании, то, естественно, к вам будут вопросы. Мы понимаем, что на самом деле это здравая логика. Вместе, думаю, аэропорты и авиакомпании в рамках коммерческих соглашений урегулируют вопрос бесплатного проноса покупок, сделанных в стерильной зоне.
На животных – тоже лимит
- Звонок из Ростова-на-Дону. Хочу от своих родителей привезти маленького котенка. Если в силу вступят новые правила, как можно будет возить таких небольших животных?
Светлана Петрова: По котятам ничего не меняется. И вы уже сейчас можете ознакомиться с правилами перевозки животных на сайтах авиакомпаний.
Обязательно возьмите его с собой в салон самолета в переноске. Но надо иметь ввиду, что одновременно кошку и маленькую собачку авиакомпания может не пустить на борт. Кого быстрее зарегистрируют, того и возьмут в салон. Другого придется сдавать в багаж, либо вам не подтвердят бронирование билета для животного.
Бесплатно можно и 30 кило
- Беспокоит вас далекий амурский город Благовещенск. Зовут меня Павел Анатольевич. Мы с женой являемся счастливыми обладателями льготных билетов из Благовещенска до Шереметьева. А дальше продолжим путь до Симферополя другой авиакомпанией уже по безвозвратным билетам. Там указано, что провоз багажа по 10 кг на каждый билет. Чемодан у нас один и весит более 10 килограммов. Сможем ли мы объединить норму багажа по нашим двум билетам?
Светлана Петрова: В федеральных авиационных правилах установлена обязанность авиакомпаний по возможности объединять нормы бесплатного провоза багажа для пассажиров, совместно следующих в пункт назначения. Однако, стоит принимать во внимание и другие правила законодательства, не только воздушного. В соответствии с ними норма поднятия тяжести для грузчика составляет 30 килограммов.
Возвратный багаж
- Виктория – я, из Подмосковья. И вот что меня волнует. Допустим, я решила, что мне нужен багаж, а билет сначала купила безбагажный. Оплатила дополнительную услугу онлайн. А тут концепция поменялась и я этот багаж не везу. Смогу ли я вернуть деньги за багаж, ведь билет невозвратный?
Светлана Петрова: Вы вернете их, если вы без багажа. Покажете квитанцию, скажете, что вы оплатили, но багажа не будет. Соответственно вам вернут деньги. Безусловно, вы платите только за ту услугу, которой воспользуетесь. К тому же она дополнительная.
Среди набора вещей, за которые не придется доплачивать и которые могут понадобиться в полете, есть инвалидная коляска, детская люлька и питание для малыша.
- Дело в том, что я очень часто летаю с небольшим чемоданчиком, который беру с собой в самолет. И регистрируюсь онлайн. Скажите, когда будут введены новые правила, нужно ли будет пассажирам с онлайн-регистрацией и без багажа подходить к стойке регистрации, взвешивать ручную кладь?
Светлана Петрова: Спасибо за вопрос. Если вы хорошо знакомы с правилами и условиями, на которых вы приобретали этот билет и уверены в том, что вы ничего не нарушаете, то, безусловно, никаких препятствий нет и ничего в этой части не поменяется.
Если же вы идете с какой-то большой кладью, то непосредственно перед входом в самолет, когда вы еще раз показываете посадочный талон и паспорт, агент на посадке или сотрудник авиакомпании может вас остановить. И дополнительно проверить, ознакомиться с условиями, на которых вы приобретали билет.
- Алло! Светлана Анатольевна! Объясните, пожалуйста, зачем вообще минтранс решил изменить правила провоза багажа в самолетах? Ваш проект поправок в Федеральные авиационные правила столько шума наделал.
Светлана Петрова: Если позволите, я начну с предыстории вопроса, каким образом мы развивались, создавая предпосылки для появления на нашем рынке дешевых тарифов для российских авиапассажиров.
Три года назад в законодательстве было введено понятие «возвратный» билет (его можно сдать и получить обратно свои деньги) и «невозвратный» билет (за него можно вернуть деньги лишь в случае болезни пассажира, если у него есть медицинская справка). Таким образом, нам удалось не только в кризисный период удержать цены на билеты, но и снизить их. По имеющейся статистике средняя стоимость билетов снижена на международных воздушных линиях примерно на 40 процентов, и на полпроцента снизилась стоимость на внутренней воздушной линии.
Не хотелось бы останавливаться на достигнутом, понимая, что нужно повышать авиационную мобильность населения. И мы взяли на вооружение международную практику. По ней невозвратные билеты могут быть еще и безбагажными.
Благодаря введению в России безбагажных билетов, цены на полеты снизятся еще на 20 процентов
И теперь мы говорим о том, что у нас появляется новый сегмент рынка дешевых билетов. Эти билеты, безбагажные и невозвратные, будут по нашим прогнозам на 20 процентов дешевле, чем имеющиеся сейчас. Пассажир в итоге будет платить только за те услуги, которые он приобретает (наборная опция). Если пассажир хочет перевезти багаж по такому бюджетному билету, то должен будет заплатить за багаж. Но сам билет у него будет по самой низкой стоимости.
- Про безбагажные билеты все ясно – в сентябре уже начнут действовать поправки в Воздушный кодекс? Вы о проекте минтранса еще расскажите.
Светлана Петрова: В развитие принятых изменений в Воздушный кодекс нам необходимо разработать изменения в Федеральные авиационные правила.
На текущий момент минтранс их разрабатывает совместно с Роспотребнадзором, с Ассоциацией пассажиров, с Госдумой, с Советом Федерации. Мы создали рабочую группу.
И все вместе планируем подготовить сбалансированный вариант для граждан, для отрасли, для дальнейшего использования в Гражданской авиации.
В текущей редакции проекта, как я уже говорила, закрепляем вес ручной клади, вещи, которые пассажир может взять с собой в салон.
- Какие поправки уже внесены в ходе обсуждений в проект минтранса по ручной клади?
Светлана Петрова: Собираем информацию, говорим о том, что обязательно внесем в список проноса на борт лекарства, требующие особых условий перевозки, которые никогда, кстати сказать, не присутствовали отдельно. Для многих пассажиров это жизненно важная необходимость.
Пообсуждаем целесообразность установления габаритных параметров ручной клади в трехмерном измерении. Однако, здесь есть один нюанс. Все-таки габариты должны учитывать ограничения, связанные с типом воздушного судна. Если вы летите местными авиалиниями, то самолет, как правило небольшой емкости и не подразумевает больших багажных полок. Подготовим поправки и опубликуем новую версию проекта на суд общественности на портале проектов нормативных правовых актов.
- А букеты цветов вернете в список? Почему вы решили вычеркнуть их из него?
Светлана Петрова: Если помните, это касается и папок для бумаг. Мы, когда этот список сокращали, надеялись на здравый смысл, логику, ориентировались на анализ той информации, которая у нас была. Исходили только из практики. Мы собирали перевозчиков и спрашивали: «Букеты возят?» На текущий момент пассажиры редко пользуются данной опцией. Мы поняли, что это не предмет первой необходимости.
- Обещанные 20 процентов экономии стоимости билета откуда появляются? Меньше обслуживания багажа? Меньше тратит авиакомпания?
Светлана Петрова: Абсолютно верно. Многие низкобюджетные перевозчики давным-давно уже от бортовых журналов отказались. Это все вес. Поэтому снижение весовых характеристик уже предполагает более дешевый тариф.
- Здравствуйте, Санкт-Петербург беспокоит. Каких авиакомпаний коснется нововведения по провозу багажа?
Светлана Петрова: Я полагаю, что традиционные перевозчики не воспользуются новыми условиями. То есть те отечественные перевозчики, которые находятся в международных авиаальянсах. Например, у одного из ведущих российских перевозчиков в рамках международного альянса норма багажа для экономкласса – 23 килограмма.
У нас такие авиакомпании, даже когда внутри России летают, должны придерживаться правил авиационных альянсов. Потому что они все в рамках партнерства имеют определенные обязательства. И в этой связи все авиакомпании, которые являются членами таких альянсов, они однозначно по правилам не могут снизить уровень, качество обслуживания к тому, что у них есть сейчас, несмотря на послабления в российском законодательстве.
Еще раз говорю, что, прежде всего, все эти изменения реализуются для того, чтобы в нашей стране создать предпосылки для большего появления низкобюджетных перевозчиков и дешевых билетов. Скорее всего, на вооружение минимальную планку по ручной клади и багажу возьмут как раз авиакомпании, которые являются в нашей стране низкобюджетными или используют гибридную модель тарифов.
Мы уже говорили, что новые правила будут закреплять тот минимум, который перевозчик должен будет обеспечить пассажиру. При этом любой из перевозчиков может дополнительно, по своему усмотрению, в качестве конкурентного преимущества предложить свои правила.
- Понятно: в рамках альянсов есть свои правила провоза багажа и клади. А над альянсами есть международные нормативы провоза багажа?
Светлана Петрова: Нигде в мире эти нормы не регламентируются. Ни в Евросоюзе – мы смотрели по всем странам, ни в Америке, ни в Австралии. Во всем мире принято, что непосредственно авиакомпания, предоставляя определенную расширенную услугу больше, чем все остальные, имеет свое конкурентное преимущество. Именно поэтому люди выбирают, например, традиционных перевозчиков.
- А если я полечу иностранной авиакомпанией, которая не входит в какой-то альянс, там может быть наше нововведение?
Светлана Петрова: У зарубежных авиакомпаний – свои правила в соответствии с национальным законодательством.