Статья директора Административного департамента Минтранса России Константина Пашкова в газете «Гудок», 24 мая 2017 года
Опубликовано 24 Мая 2017
Знания без границ
Отраслевые учебные заведения должны идти в ногу со временем
Мы живём в цифровом веке, поэтому наличие эффективных IT-технологий для организации совместной работы студентов и преподавателей – объективная реальность.
Электронные технологии трансформируют образование, и их влияние на организацию образовательного процесса постоянно растёт, что позволяет создать более доступную и гибкую среду для обучения студентов. Не зря же во всём мире наибольшую популярность приобретает концепция Blended learning, комбинирующая традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами.
Дистанционное обучение в транспортных вузах начали использовать с 2000-х годов для массового повышения квалификации сотрудников отрасли. А в 2009 году в законе «Об образовании» появились поправки, разрешающие учебным заведениям применять соответствующие технологии и для обучения студентов.
Сегодня дистанционный формат активно внедряется по ряду специальностей в отраслевых университетах, например, юриспруденции, экономике, менеджменту при реализации очной, очно-заочной и заочной форм обучения. При этом наиболее эффективно дистанционное обучение при получении дополнительного профобразования.
Работник, отучившись по базовой специальности очно, может без отрыва от производства дистанционно расширять круг своих знаний, например: изучить новую технологию, новое инженерное решение в какой-либо области, освоить новые компетенции по своей специальности или даже получить специализацию в области администрирования, законодательства, тем самым непрерывно совершенствуясь в работе.
Однако, когда речь идёт о транспорте, стоит вопрос: каким именно вещам можно учить дистанционно? Эксплуатационные специальности, связанные с безопасностью движения, освоением новой техники, требуют очной формы, общения с преподавателем, практики. Дистанционный курс здесь может носить вспомогательный характер.
Возможно, в учебной программе каждой специальности стоит внедрить отдельные дистанционные фрагменты. Например, по изучению сложных дорогостоящих узлов, механизмов и инновационных решений, которые недоступны каждому вузу, но посредством новых технологий могут быть детально представлены в IT-среде.
Кроме того, важно использовать и другие возможности. Сегодня большой популярностью пользуется получение образования дистанционно в ведущих мировых университетах. Дело в высоком качестве предлагаемого контента и учебного процесса в целом. Недостаточно загрузить в систему дистанционного обучения тексты лекций и ссылки на учебные пособия. Лучшие международные практики – это использование различных форматов лекций (видео-, онлайн-), всплывающих окон с дополнительной информацией и ссылок, открытый чат с преподавателем. Это очень хорошо цифровизованный и анимированный контент. Во время зачёта или экзамена студент не сможет воспользоваться подсказками из Интернета, ведь с закрытием странички с тестом сессия автоматически прекращается. Нашим вузам надо стремиться к этому. Создание такого контента и развитие дистанционных технологий – одна из ключевых задач создаваемого Российского университета транспорта.
Ещё один мировой тренд – внедрение MOOC-проектов (англ. Massive Open Online Courses), то есть массовых открытых онлайн-курсов. Так, в России создана Национальная платформа открытого образования, предлагающая интернет-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Сейчас идёт работа над созданием подобного МООС-проекта для транспортных вузов. Он должен быть ориентирован на внедрение унифицированного контента по проблемам организации транспортной отрасли, а также широкое сотрудничество между отраслевыми университетами. Наш приоритет здесь – это все общетранспортные специальности, а в первую очередь логистика, транспортное право, экономика на транспорте.
В настоящий момент существует реальный дефицит качественного образовательного контента для студентов вузов в России. Поэтому нужно создать специализированные сетевые ресурсы, которые смогут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы. Также важно использовать и другие формы обучения с использованием новейших технологических инструментов, например: виртуальных лабораторий и 3D-тренажёров, ситуационных 3D-тренингов. Такое наглядное представление материала даёт видимые преимущества по сравнению с традиционным обучением.