Доклад Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2016 год, целях и задачах на 2017 год и плановый период до 2019 года»
Опубликовано 5 Апреля 2017Уважаемые члены и участники Коллегии!
Уже традиционно в начале апреля, в большом зале Дома Правительства, на расширенном заседании Коллегии мы подводим итоги нашей работы в отчетном году и определяем свои основные задачи на ближайшую перспективу.
Транспорт был, есть и всегда будет основой социального и экономического развития, единства и территориальной целостности страны! Уверен, что каждый из нас знает и помнит об этом. Результаты 2016 года подтверждают эту уверенность. В непростых внешнеполитических и экономических условиях отрасль работала стабильно, и в целом, обеспечивала удовлетворение спроса на свои услуги.
Почти на 2 % за год выросли объем перевозок грузов и грузооборот на всех видах транспорта.
В российских морских портах рост объемов перевалки грузов составил порядка 7 %, что позволило достигнуть очередного рекордного уровня, превышающего 720 млн тонн.
Пассажирооборот транспорта общего пользования по сравнению с 2015 годом сократился примерно на 2 %. В первую очередь на это повлияло снижение показателей на международных воздушных линиях, почти на 13 %. Основной причиной снижения стало прекращение воздушного сообщения с Египтом и Украиной, а также восстановление полетов в Турцию только к концу туристического сезона.
Однако благодаря мерам, принятым Правительством, по поддержке социально значимых перевозок и внутреннего туризма, был обеспечен прирост пассажирооборота порядка 5 % на внутренних воздушных линиях, и более чем на 3 % на железнодорожном транспорте. Аэропорты страны обслужили рекордные 160 млн человек.
Обеспечение роста несырьевого экспорта в настоящее время является одним из приоритетных направлений экономической политики страны. У транспортной отрасли есть значительный потенциал в этой области и наша задача его реализовать.
Несмотря на снижение экспорта российских товаров и услуг в целом, экспорт транспортных услуг сохранился на уровне 2015 года, и в стоимостном выражении составил порядка 15 млрд долларов, что составляет почти половину доходов России от экспорта природного газа.
За прошедший год предприятиями транспортного комплекса в бюджетную систему страны было перечислено более 540 млрд рублей налогов и сборов, что почти на 5 % больше, чем в 2015 году.
Рост производительности труда составил порядка 2 %. При этом в целом по экономике данный показатель все еще находится
в отрицательной зоне.
В 2016 году на развитие транспортной инфраструктуры из федерального бюджета было направлено на 20 % меньше средств, чем годом ранее. Вместе с тем, благодаря принятым мерам по привлечению инвестиций из региональных бюджетов, внебюджетных источников, а также развитию механизмов государственно-частного партнерства, общий объем инвестиций вырос почти на 5 % и составил более полутора триллионов рублей. Это примерно около 2 % ВВП страны, что сопоставимо по уровню с докризисными показателями.
В условиях оптимизации средств из федерального бюджета, правильно выбранные приоритеты и концентрация на ключевых направлениях деятельности позволили нам сохранить доступность услуг для пассажиров в социально значимых сегментах перевозок, повысить качество и работоспособность инфраструктуры, продолжить реализацию стратегически важных для страны инфраструктурных проектов.
Благодаря мерам государственной поддержки на воздушном транспорте был сформирован стабильно развивающийся внутренний рынок перевозок. На внутренних линиях было перевезено на 7 % больше пассажиров, чем годом ранее. Выросла популярность внутренних туристических маршрутов. Только аэропорты Сочи, Анапы, Геленджика и Симферополя обслужили более 12 млн пассажиров, что является рекордным показателем для этих курортных центров за всю историю
их существования.
Росту пассажиропотока на внутренних авиалиниях способствовала долгосрочная государственная политика по реализации 5 программ субсидирования.
На эти цели было направлено 8 млрд рублей. В программах задействовано 279 маршрутов, по которым было перевезено 1,5 млн пассажиров.
В этом году субсидирование перевозок будет продолжено, учитывая большую социальную значимость и востребованность данных мер. При этом, программы будут корректироваться с учетом новых потребностей регионов и пожеланий пассажиров.
На железнодорожном транспорте впервые за несколько лет продемонстрирован рост показателей по перевозке пассажиров. Объем перевозок вырос на полтора процента, в том числе в пригородном сообщении. Растет популярность скоростных маршрутов. За год количество перевезенных пассажиров на поездах «Сапсан» увеличилось более чем на треть.
Организован скоростной маршрут Москва-Берлин с использованием вагонов, оснащенных инновационной автоматической системой изменения ширины колеи. Благодаря ей техническая задержка при пересечении границы с Европейским союзом занимает не более 20-ти минут, вместо ранее требовавшихся 2-х часов.
При активном участии Правительства и Государственной Думы в прошлом году были приняты ключевые решения по долгосрочной поддержке пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. До 2030 года установлена нулевая ставка НДС на дальние и пригородные перевозки, а также льготный тариф на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении.
В целом, за год субсидии из федерального бюджета для поддержки пассажирских перевозок составили 54 млрд рублей. В этом году, с учетом снижения ставки НДС, планируется направить порядка 48 млрд рублей.
Эти меры позволят железнодорожным пассажирским компаниям не только вести безубыточную деятельность, но и обновлять подвижной состав. За год было закуплено 500 единиц моторвагонного подвижного состава, в том числе 150 вагонов для электропоездов «Ласточка», и порядка 300 пассажирских вагонов.
С этой трибуны я хочу еще раз поблагодарить Правительство и Государственную Думу за системную поддержку в таком социально значимом вопросе, как пассажирские перевозки. Мы рассчитываем на дальнейшую поддержку этой социально значимой и очень востребованной части деятельности транспортного комплекса.
В 2016 году продолжалась работа по формированию и расширению транспортных связей Крымского полуострова с остальной территорией страны. Объем перевозок через Керченскую паромную переправу превысил отметку в 6 млн человек, что более чем на 30 % превышает прошлогодние показатели. По «единому» билету перевезено более 400 тыс. пассажиров, что на 15 % больше чем в 2015 году.
За год аэропорт Симферополя обслужил более 5 млн пассажиров. Это в два раза больше чем в 2014 году. Правительством уже принято решение о начале субсидированния авиаперевозок в Крым с середины мая.
В сфере пассажирских перевозок в 2016 году мы сделали ряд важных системных шагов. С целью повышения доступности услуг автомобильного и городского наземного электрического транспорта Минтрансом разработан и утвержден социальный стандарт транспортного обслуживания населения, которым устанавливается базовый уровень качества транспортных услуг. Применение данного стандарта позволит повысить качество обслуживания с учетом интересов различных категорий населения.
Задача обновления пассажирского подвижного состава, в том числе на основе лизинга, является одной из приоритетных для нас.
По заказу Государственной транспортной лизинговой компании в прошлом году было произведено 18 воздушных судов «Сухой Суперджет 100». Компанией закуплены семь новых комфортабельных электропоездов отечественного производства, а также свыше 7 тыс. инновационных вагонов.
Транспортным предприятиям Крыма и Севастополя передано в лизинг 230 автобусов и 69 троллейбусов. Для других субъектов профинансирована поставка в лизинг более 400 единиц техники на газомоторном топливе. В сегменте водного транспорта заключены договоры на постройку 18-ти судов на отечественных вервях, а также двух паромов для сообщения с островом Сахалин.
Несмотря на эти важные позитивные шаги, следует признать, что пока не удаётся переломить негативную тенденцию, связанную с высоким уровнем износа подвижного состава пассажирского транспорта в регионах.
Решение этой задачи требует принятия комплексных решений, которые, как мы рассчитываем, будут рассмотрены в этом году на заседании Государственного совета, посвященного развитию пассажирских перевозок в регионах.
С учетом полученных результатов полагаю, что Минтрансом России ключевая цель по сохранению доступности услуг для пассажиров в социально значимых сегментах перевозок в прошлом году в целом достигнута.
Уважаемые коллеги!
Следующие ключевые цели нашей работы – это повышение качества и работоспособности транспортной инфраструктуры, а также реализация стратегически важных для страны инфраструктурных проектов.
За прошедший год доля федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, доведена до рекордного уровня, превышающего 71 % от их общей протяженности.
Построено и реконструировано более 300 км автомобильных дорог федерального значения. Введены в эксплуатацию участки
на восьми крупнейших трассах, а также завершены обходы населенных пунктов в Рязанской и Воронежской областях, Алтайском крае, Республике Мордовия.
В Тверской области параллельно со строящейся платной дорогой расширен до четырех полос проблемный участок трассы «Россия» - обход Торжка. В год 100-летия основания Мурманска было открыто движение по новой подъездной трассе к городу.
На федеральных трассах М-3 «Украина» и М-4 «Дон», переданных в доверительное управление Государственной компании «Автодор», в 2016 году введены в эксплуатацию четыре значимых участка общей протяженностью 90 км.
По решению Совета при Президенте по стратегическому развитию дан старт приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги».
По итогам реализации проекта в 36-ти крупнейших городских агломерациях страны, с населением свыше 500 тыс. человек в каждой, доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, в этих агломерациях по итогам 2017 года должна составить не менее 44 %, а к 2025 году – не менее 85 %. Эффект от реализации проекта почувствуют на себе более 41 млн человек.
На реализацию проекта бюджетам субъектов в этом и следующем году будет выделено по 30 млрд рублей. Данные средства предоставляются субъектам Российской Федерации при условии 50-ти процентного софинансирования.
Необходимо отметить, что все необходимые решения по выделению средств субъектам на уровне Правительства, Минтранса России и Росавтодора приняты. При этом, не все регионы организовали заключение контрактов на необходимые объемы работ, несмотря на то, что сроки вышли. Прошу глав субъектов, участвующих в проекте, взять данный вопрос под свой личный контроль.
Уверенно пройден экватор по реализации самого масштабного и знакового на сегодняшний день, как для отрасли, так и для страны в целом, инфраструктурного проекта – строительства Крымского моста через Керченский пролив. В своем послании Федеральному Собранию Президент назвал его – объектом общенационального значения.
На сегодняшний день, опережая календарный график, ведутся работы как на сухопутных участках строительства, так и в акватории. Открытие рабочего движения по автодорожной части моста запланировано уже в следующем году, по железнодорожной - в 2019.
Важными вопросами, связанными с сооружением Крымского моста являются строительство автомобильных и железнодорожных подходов к нему. Один из основных объектов здесь - автомобильная дорога «Таврида». В настоящее время проходит государственная экспертиза проектно-сметной документации. Необходимо закончить эту работу в кратчайшие сроки и приступить к строительству. Для создания комфортных условий движения автомобильного транспорта необходимо в кратчайшие сроки начать проектирование автодорожного обхода Краснодара.
Опыт последних лет показал, что активное внедрение механизмов государственно-частного партнерства позволяет успешно решать проблемы ограниченности бюджетных ресурсов, повышения качества строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
В прошлом году завершен самый масштабный в Европе проект строительства инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства – Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Реализация этого проекта осуществлена с привлечением частных инвестиций и государственных гарантий в объеме 25 млрд рублей.
Среди крупнейших дорожных ГЧП-проектов, реализуемых сегодня, хочется отметить строительство участков скоростных автомобильных дорог «Украина», «Дон», «Москва - Санкт-Петербург», а также Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области.
Вместе с тем, при реализации проектов на условиях ГЧП нам пришлось столкнуться с рядом проблемных вопросов. Падение инвестиционной активности негативным образом сказалось на конкуренции при проведении конкурсных процедур. Несмотря на все принятые меры, количество потенциальных участников проектов существенно снизилось. Примером может являться сокращение, по сравнению с 2014 годом, с пяти до одного участников конкурсов по пусковым комплексам Центральной кольцевой автомобильной дороги.
Вместе с тем, несмотря на снижение инвестиционной активности очень важно поддержать инициативы по региональным проектам ГЧП. Вопрос реализации ряда таких проектов будет рассмотрен 7 апреля на Правительственной комиссии по транспорту под руководством Заместителя Председателя Правительства Аркадия Владимировича Дворковича.
В 2016 году на региональной и местной дорожной сети с использованием средств федерального бюджета завершены строительство и реконструкция около 3 тыс., а отремонтировано почти 14 тыс. километров автомобильных дорог. Введены в эксплуатацию мосты в Новгородской и Калининградской областях, в Республике Удмуртия, Республике Татарстан, Чеченской Республике.
За счет средств от системы «Платон», выделенных по решению Правительства, отремонтировано более 1 тыс. километров дорог в 40 городах и регионах, построены мосты в Алтайском крае, Уфе, Карачаево-Черкесской Республике. В общей сложности строительные и ремонтные работы выполнялись в 18-ти регионах на 30-ти мостах общей протяженностью более 3 км.
Важно отметить, что снижение прогнозных объемов доходов от акцизов на нефтепродукты оказало существенное влияние
на сокращение объемов поддержки субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства.
В этих условиях особое значение приобретает определение субъектами приоритетов дорожной деятельности, повышение эффективности осуществляемых расходов, концентрация на первоочередных мероприятиях и применение проектного подхода.
Хочу обратить внимание руководства субъектов Российской Федерации на необходимость четкого соблюдения требований Бюджетного кодекса в части направления средств государственной поддержки региональных дорожных фондов исключительно на дорожную деятельность.
На железнодорожном транспорте введены в эксплуатацию 440 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий, капитальный ремонт и реконструкция выполнены почти на 6 тыс. км путей.
Реализуются проекты по модернизации и развитию БАМа и Транссиба, развитию подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, строительству обхода Украины, инфраструктуры Западной Сибири, проектированию высокоскоростной магистрали «Москва-Казань», строительству железнодорожных подходов на Северо-Западном направлении к российским портам на Балтике.
Все реализуемые проекты являются необходимым условием обеспечения сбалансированного экономического развития, связанности территории, реализации транзитного потенциала и безопасности страны.
Знаковым событием в развитии отрасли и Московского мегаполиса стал запуск Московского центрального кольца, который по своим характеристикам не имеет аналогов в мире. Впервые в России железнодорожный транспорт стал важной частью городской транспортной системы. За полгода с момента запуска МЦК его услугами воспользовались свыше почти 50 млн пассажиров, особое внимание уделено доступности перевозок для людей с ограниченными возможностями.
Вместе с тем, уменьшение объемов бюджетных ассигнований повлияли на резкое снижение темпов реализации ряда ключевых для отрасли проектов, таких как развитие Мурманского транспортного узла и транспортного узла Восточный-Находка, а также ряда проектов в Азово-Черноморском бассейне.
В целях снижения нагрузки на федеральный бюджет мы начинаем применять на практике новые механизмы реализации проектов. Дан старт первому транспортному проекту с применением механизма частной концессионной инициативы. Заключено концессионное соглашение по строительству и эксплуатации объектов железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей возможность провоза грузов в направлении порта Тамань.
Однако реализация стратегически важных инфраструктурных проектов в запланированные сроки невозможна без восстановления финансирования из федерального бюджета или иных гарантий со стороны Минфина России.
На воздушном транспорте нами продолжена работа по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры.
Введены в эксплуатацию новые международные терминалы в Нижнем Новгороде, Тюмени, Волгограде и Екатеринбурге. Открыт новый гражданский аэропорт «Раменское» в подмосковном Жуковском. Завершается строительство нового аэропорта в Ростове-на-Дону, а также пассажирских терминалов международных аэропортов Анапы и Калининграда. Закончена реконструкция аэродромной инфраструктуры гражданского сектора аэропорта Петрозаводска. Введена в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочная полоса в аэропорту Уфы.
Также завершены работы по реконструкции объектов аэродромного комплекса международного аэропорта «Елизово» в Петропавловск-Камчатском. Теперь аэропорт может принимать практически любые типы воздушных судов. Реализуются проекты по реконструкции аэропортов и аэродромной инфраструктуры в воздушных гаванях: Саранска, Самары, Норильска, Хабаровска, Нижнекамска, Воронежа, Зеи, Кызыла, Ульяновска и ряда других городов.
Росавиации необходимо принять исчерпывающие меры по ликвидации отставаний, допущенных при строительстве и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры в городах, которые примут в следующем году матчи Чемпионата мира по футболу. Осуществлять мониторинг и контроль за деятельностью подрядчиков, по результатам которых обеспечивать принятие оперативных управленческих решений.
Прежде всего, речь идет об аэропортах Калининграда («Храброво») и Саранска, строительстве новых взлетно-посадочных полос в аэропортах Шереметьево и Домодедово.
Синхронно ведется модернизация аэронавигационной системы страны. Одним из ключевых мероприятий является создание
15-ти укрупненных центров единой системы организации воздушного движения. В декабре прошлого года введен в эксплуатацию Красноярский центр. Ведутся работы по созданию таких центров в Новосибирске, Тюмени, Якутске. До конца текущего месяца будет переведено управление в новый Московский центр управления воздушным движением, который будет обслуживать порядка 150 млн пассажиров в год.
В прошлом году Правительством была утверждена Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года и впервые на президиуме Госсовета рассматривался вопрос о развитии внутренних водных путей.
Приняты ключевые решения о поэтапном переходе с 2018 года на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, а также о долгосрочной государственной поддержке строительства гражданских судов.
Принят федеральный закон, дающий возможность субъектам Российской Федерации участвовать в софинансировании внутренних водных путей федерального значения и содержать внутренние водные пути регионального значения.
Таким образом, созданы все необходимые предпосылки для улучшения инфраструктуры внутренних водных путей, увеличения объемов перевозки пассажиров и грузов и обновления флота.
В прошлом году были завершены работы по вторым этапам реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала
и Азово-Донского бассейна. Продолжаются работы по строительству, реконструкции и поддержанию уровня безопасности гидротехнических сооружений на Единой глубоководной системе европейской части страны, а также в Енисейском бассейне.
Завершены инженерные изыскания для строительства Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге, а также заключен госконтракт на проектирование Багаевского гидроузла на Дону.
Планомерное наращивание мощностей наших морских портов - приносит свои результаты, что подтверждается стабильными темпами роста объемов перевалки грузов. Прирост перегрузочных мощностей составил 32 млн тонн.
Продолжаются мероприятия по развитию инфраструктуры в морских портах: Мурманск, Калининград, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Петропавловск-Камчатский, Ванино, Восточный, Новороссийск, Тамань. Началась эксплуатация порта «Бронка» в Санкт-Петербурге. Завершена реконструкция здания морского вокзала в порту Мурманск и строительство морского вокзала в Петропавловск-Камчатском. За год объем частных инвестиций в развитие инфраструктуры морского транспорта составил более 46 млрд рублей.
Обновляется российский ледокольный флот. Поднят государственный флаг над дизель-электрическим ледоколом «Новороссийск» мощностью 18 МВт, уже третьим в своей серии, вслед за ледоколами «Владивосток» и «Мурманск», пополнившими флот в 2015 году. Спущен на воду самый современный на сегодня неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт. Это инновационный проект, способный стать базовой платформой для ледоколов следующих поколений.
На сегодняшний день в Российской Федерации функционирует 311 пунктов пропуска через государственную границу, включающих в себя около 4 тыс. объектов недвижимости площадью около 3 млн кв. м.
В прошлом году в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница…» завершено обустройство 6-ти пунктов пропуска. За сутки общая пропускная способность данных пунктов пропуска составляет свыше 60 тыс. человек, порядка 40 тыс. тонн грузов, около 3,5 тыс. автомобильных транспортных средств и до 10 морских судов.
Уважаемые коллеги!
Обеспечение безопасности, жизни и здоровья наших граждан, защита объектов транспорта и транспортных средств от этих угроз всегда должны оставаться одними из главных приоритетов в нашей деятельности.
И хотя в этой сфере проделана масштабная работа, трагические события в Санкт-Петербурге еще раз показали, что реальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на транспорте сохраняются и нам совместно с другими заинтересованными ведомствами необходимо еще более консолидировать силы и средства для защиты наших граждан.
Сегодня очевидно, что назрела необходимость в принятии новой комплексной программы по обеспечению безопасности населения на транспорте на 2017-2020 годы.
Еще одним ключевым направлением в этой сфере является совершенствование нормативной правовой базы на основе правоприменительной практики.
Мы очень рассчитываем, что подготовленные нами изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности» будут
в ускоренном порядке рассмотрены и поддержаны Государственной Думой. Мы также просим Правительство Российской Федерации утвердить требования по транспортной безопасности на железнодорожном и воздушном транспорте.
В целом по итогам года мы в тесном взаимодействии с ФСБ и МВД продолжаем работу по организации комплексной защиты объектов, в том числе Транспортного перехода через Керченский пролив с учётом его социально-экономического значения. Проведено категорирование более 50 тыс. объектов транспортной инфраструктуры и около 250 тыс. транспортных средств. Продолжается реализация запланированных мероприятий по обеспечению безопасности на объектах транспорта, задействованных в проведении Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу.
Одним из ключевых вопросов обеспечения безопасности на транспорте является контрольно-надзорная деятельность. В настоящее время под контролем Ространснадзора находится 319 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За год проведено более 63 тыс. проверок хозяйствующих субъектов.
С целью решения задачи по повышению качества проверок ведется внедрение риск-ориентированного подхода. Это позволит изменить периодичность и основания проведения плановых и внеплановых проверок с учётом критериев и индикаторов риска, определяемых по результатам анализа текущей деятельности организаций.
На решение задач повышения безопасности на транспорте направлена автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС», которая функционирует с 2015 года. Сегодня, основным направлением развития системы мы видим расширение программы ее коммерциализации.
Уважаемые коллеги!
Достижение отраслью намеченных целей невозможно без эффективной правовой базы. За прошедший год было принято 14 Федеральных законов в сфере транспорта. Более подробно на вопросах законопроектной деятельности остановится статс-секретарь - заместитель Министра транспорта - Аристов Сергей Алексеевич.
Традиционно большое внимание уделяется отраслевому образованию. Мы понимаем, что развитие современной транспортной системы невозможно обеспечить без профессионалов высокой квалификации. Целостная система подготовки специалистов в прошлом году позволила подготовить свыше 60 тыс. молодых специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования.
Для комплексного решения задач кадрового и научного обеспечения отрасли и реализации Транспортной стратегии Правительством принято решение о создании Российского университета транспорта. Университет создается на базе старейшего транспортного вуза - Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, как университет нового типа и станет базовым для всей системы подготовки кадров в транспортном комплексе.
На международной арене активизировалось сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности с Индонезией, Сингапуром, Китаем, Республикой Корея и Японией. Расширяется участие в деятельности таких многосторонних механизмов АТР как: ЭСКАТО, АТЭС, ШОС и АСЕАН. По сути, идет формирование нового облика транспортного пространства в Евразии.
По итогам министерской конференции ЭСКАТО по транспорту и первой встречи министров транспорта Россия-АСЕАН, состоявшихся в прошлом году в Москве, за Россией закрепились лидирующие позиции на транспортном треке в АТР.
Подписано Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети Азиатских автомобильных дорог между Россией, Китаем и Монголией. Продолжилась активная работа в рамках интеграционных объединений СНГ и Евразийского экономического союза по формированию общего рынка в сфере транспортных услуг.
Уважаемые участники коллегии!
Итоги 2016 года подтверждают правильность выбора приоритетов развития отрасли, которые позволили выйти на траекторию устойчивого развития. Ключевые цели нашей деятельности были достигнуты.
Масштабы работы отрасли ярко характеризуются несколькими цифрами. Ежесуточно транспортом пользуются более 100 млн человек - это две трети населения страны, и перевозится 26 млн тонн грузов.
Очевидно, что эффективное развитие транспорта и его инфраструктуры оказывает существенное влияние на решение задачи
по повышению темпов роста экономики на уровне выше мировых, поставленной нашим Президентом.
Развитие транспорта в современных условиях должно базироваться на инновационных решениях таких как: внедрение информационных, телекоммуникационных и навигационных технологий, альтернативных видов топлива, новых материалов, развитие беспилотных транспортных средств. Результатом этого должны стать снижение транспортных издержек в экономике, повышение производительности труда и качества жизни населения.
Коротко расскажу о наших планах. Совместно с Общественным советом нами были определены ключевые цели на этот год. Эти цели отражены в Публичной декларации Минтранса России и сейчас вы можете видеть их на слайде.
Они являются логическим продолжением нашей деятельности в прошлом году и направлены, в том числе, на решение задачи, поставленной Президентом, по выходу на траекторию роста темпами выше среднемировых. С учетом поставленных целей в текущем году запланированы следующие мероприятия.
В дорожном хозяйстве будет продолжена реализация таких проектов, как строительство Крымского моста и подходов к нему для планового ввода его автодорожной части в следующем году, а также важнейших участков коридора «Европа-Западный Китай», в том числе Центральной кольцевой автомобильной дороги и скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.
Мы планируем ввести в эксплуатацию участки дорог на территориях Дальнего Востока, Северного Кавказа, Республики Татарстан, Московской, Ленинградской, Калужской, Тверской, Новгородской и Мурманской областей.
Будет построено почти 330 км федеральных трасс, еще на 9 тыс. км будут проведены ремонтные работы. Мы продолжим реконструкцию лимитирующих движение участков федеральных дорог. Все эти мероприятия позволят нам довести долю федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям с 71 % до 77 % от их общей протяженности.
Продолжим оказание поддержки регионам как в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», так и в рамках предоставления федеральных субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Будем предлагать присоединяться к данному проекту регионам, которые нуждаются в федеральной поддержке и сами, не дожидаясь помощи, приступили к реализации проектных подходов у себя.
Будет продолжено развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, подходов к нашим портам, асположенным
в Западной Арктике, Балтийском море и в Азово-Черноморском бассейне, а также завершение строительства обхода Украины. Ввод в эксплуатацию дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий составит почти 720 км. Продолжится развитие крупных транспортных узлов: Московского железнодорожного узла и, прежде всего, его радиальных линий, Новороссийского, Мурманского, а также узла «Восточный - Находка».
На воздушном транспорте будет введено девять взлетно-посадочных полос, в том числе в рамках подготовки к Кубку конфедераций и Чемпионату мира по футболу – шесть. Планируется завершение строительства новых пассажирских терминалов международных аэропортов Перми, Анапы и первого этапа строительства международного терминала Калининграда, открытие в Ростове-на-Дону нового аэропорта «Платов».
На морском транспорте ввод портовых мощностей составит порядка 27 млн тонн. Планируется развитие портов Тамань, Восточный, Мурманск. Начнет полномасштабную эксплуатацию порт Сабетта.
На внутреннем водном транспорте будут реконструированы гидротехнические сооружения в Самарской, Вологодской, Саратовской, Новосибирской областях и Республике Карелия.
Будут продолжены мероприятия по обустройству и обеспечению бесперебойного функционирования пунктов пропуска.
Еще одним значимым событием текущего года станет транспортное обеспечение Кубка Конфедераций. На реализацию Правительственной гарантии по бесплатной перевозке болельщиков железнодорожным транспортом в период Кубка удалось изыскать более 850 млн рублей. Перед нами уже стоит ещё более сложная задача, связанная с необходимостью определения источников финансирования таких перевозок в период Чемпионата мира по футболу 2018 года, а это более 3 млрд рублей.
Особое внимание мы уделяем государственной поддержке в сфере пассажирских перевозок, обновлению парка российских перевозчиков, улучшению доступности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Финансирование инфраструктурных проектов будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на 2017-2019 годы. Однако, для завершения в установленные сроки таких важных и имеющих общегосударственное значение проектов, как БАМ, Трансиб, подходы к Крымскому мосту, железнодорожный обход Краснодара, порт Тамань, Багаевский и Нижегородский гидроузлы в 2018-2020 годах необходимо выделение дополнительных средств в размере 200 млрд рублей.
С учетом этих планов этот год для нас будет насыщенным и непростым, но мы приложим максимум усилий для их реализации.
Необходимо отметить, что работа Минтранса России ведется в соответствии с Концепцией открытости. В рамках деятельности Общественного совета, других координационных и совещательных органов, референтных групп проходит обсуждение важнейших вопросов развития отрасли.
Я выражаю искреннюю признательность членам Общественного совета, представителям Экспертного совета при Правительстве, Союзу транспортников России, Общероссийскому народному фронту, и другим общественным организациям и отраслевым объединениям за совместную продуктивную работу в прошлом году. Мы и в дальнейшем рассчитываем на Ваш профессионализм, активную позицию и поддержку нашей деятельности. Уверен, что только объединение усилий и открытый заинтересованный диалог позволят максимально эффективно решать стоящие перед нами задачи.