Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова информационному агентству России «ТАСС» в рамках Международного арктического форума
Опубликовано 30 Марта 2017Как провоз алкоголя из магазинов дьюти-фри в багаже самолета повлияет на доходы аэропортов, почему российские компании не могут летать из нового аэропорта Жуковский в Таджикистан и что может помочь развитию региональной авиации, в интервью ТАСС рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов.
– Хотелось бы начать с темы жалоб авиакомпаний на качество авиатоплива. Поступали ли такие жалобы в Минтранс? Когда ведомство планирует одобрить правила контроля за качеством топлива в аэропортах?
– Жалобы на авиатопливо в Минтранс не поступали. Оно у нас достаточно высокого качества. А вот жалоба Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) на существующую систему сертификации и обязательства авиакомпаний проверять качество топлива действительно поступила. Странно, что диалог ведется в формате общения через СМИ, но я с удовольствием вам отвечу, что это требование установлено существующими авиационными правилами (ФАП). Эта обязанность сертификации исходит из технического регламента Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Что касается проекта изменений 128-го ФАП, который устанавливает правила контроля качества топлива, то он прошел общественное обсуждение и в ближайшее время будет выпущен. Само требование проверять качество топлива следует из требований Международной организации гражданской авиации. Поскольку сертификация на территории Евразийского союза была отменена, эту функцию на себя должны взять авиакомпании и смотреть за качеством топлива, которое они получают. Так делают во всем мире. Я переговорил с руководителем АЭВТ Владимиром Николаевичем Тасуном, он долгое время работал директором авиационного департамента в Минтрансе и прекрасно знает эту ситуацию, поэтому я уверен, что с ассоциацией мы найдем общий язык.
– Когда могут быть внесены изменения в ФАП-128?
– В обозримом будущем. Речь, может быть, идет не о неделях, но по крайней мере о месяцах. Вы знаете, что у нас все документы проходят достаточно долгую процедуру общественного обсуждения, в том числе ведется учет мнения общественных организаций и профессиональных союзов. Как только она завершится, мы сразу внесем предложения для принятия соответствующего решения.
– Вопрос об авиасообщении с Таджикистаном. Авиакомпания «Ямал» должна была 27 марта начать летать из Жуковского в города республики, но полеты так и не начались.
– В Таджикистане только что закончился праздник Новруз, с чем я их искренне поздравляю. Праздник – это всегда хорошо. Таджикские авиационные власти отдыхали и, видимо, поэтому не успели согласовать летнее расписание. Но хочу отметить, что Минтранс, авиационные власти РФ всегда последовательно отстаивали интересы наших авиакомпаний, и, исходя из этого, мы продолжим взаимодействовать с таджикскими коллегами для побуждения их к выполнению соответствующих пунктов и договоренностей в рамках межправительственного соглашения о воздушном сообщении.
– То есть в этой ситуации потребуются дополнительные переговоры? Может быть, уже известна их дата?
– Переговоры или соответствующие побуждающие действия.
– Но договоренности о переговорах пока нет?
– Есть информация, полученная из прессы, о том, что якобы направлено соответствующее письмо в Министерство транспорта, но наши авиационные власти его пока не получали. Соответственно, если мы не увидим позиции, то примем соразмерные данной ситуации меры, о чем мы, кстати, на прошлой неделе уведомили в официальном порядке посла Таджикистана, пригласив его в Министерство транспорта.
– Когда система весогабаритного контроля (СВГК) на российских дорогах заработает в полном объеме?
– В соответствии с дорожной картой — до 2021 года. Непросто развернуть такую систему на всех 50 тыс. км федеральных трасс страны. Необходимо будет установить почти 400 соответствующих рамок. Мы помним, как основательно шла подготовка к запуску системы «Платон», и здесь процесс с точки зрения масштабности задачи будет, очевидно, таким же. Сейчас мы по поручению правительства уже прорабатываем предложения частных инвесторов по внедрению этой системы, которые мы получили; кстати – основанные на нашем концессионном законодательстве. Эти предложения, конечно, потребуют доработки, дополнения, обсуждения, но в целом мы считаем, что в последнее время существенно продвинулись в понимании этого вопроса – он, кстати, обсуждался и на встрече с председателем правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым с представителями автоперевозчиков, где говорилось, что правительство, Минтранс, Росавтодор нацелены на скорейшее внедрение этой системы, чтобы уравнять условия ведения бизнеса для всех, кто пользуется федеральными трассами.
– Будет ли использована для системы весогабаритного контроля инфраструктура системы «Платон»?
– Это кажется логичным, поскольку она тоже предполагает установку почти 500 рамок. Единственное, есть некоторые технологические различия в действии и местах расположения этих рамок в системе «Платон» и СВГК. Но какая-то серьезная часть уже установленных рамок может быть использована, если такое решение будет принято, для обслуживания системы весогабаритного контроля. Такой вариант обсуждается.
– Поддерживает ли Минтранс идею о необходимости сдачи в багаж алкоголя, купленного в дьюти-фри, и как такая идея может быть реализована?
– Вопрос спорный, требует всестороннего обсуждения. Подобная мера значительно снизит доходность неавиационной деятельности аэропорта, что в соответствии с мировой практикой позволяет сдерживать рост стоимости услуг по основным, авиационным, видам деятельности.
– Как вы относитесь к предложению группы «Ренова» обнулить НДС во всех региональных аэропортах?
– Минтранс последовательно выступает за обнуление НДС в целом, по всем видам региональных перевозок. В том числе благодаря решению правительства, поддержанному Госдумой и президентом, о снижении НДС с 18% до 10%, российская авиация прошла период турбулентности и даже в непростой экономической ситуации уверенно показывает рост в развитии региональных направлений. Мы считаем, что обнуление НДС очень позитивная мера для развития авиации, в том числе и региональной.
В целом региональные авиаперевозки требуют такой же долгосрочной системной налоговой поддержки, подобно недавним решениям по обнулению НДС на пригородные и дальние железнодорожные перевозки, чтобы в том числе уравнять все виды транспорта. Как некое компромиссное решение мы, конечно, поддержим и обнуление НДС по региональным направлениям, минуя Москву. Действительно, Московский авиаузел перегружен, многие перелеты, даже между городами РФ, совершаются именно через Москву. Минтранс последовательно выступает за установление и развитие прямых региональных связей. Поэтому, в целом поддерживая снижение НДС, мы как часть этого решения поддерживаем и обнуление НДС для региональных перевозок, минуя Московский авиаузел.
– Минтранс будет еще раз обращаться в правительство с такой инициативой?
– Мы сначала обсудим, что даст отрасли эта мера, и тогда выработаем общую точку зрения.
Беседовала Мария Амирджанян