Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова газете «Известия», 27 марта 2017 г.
Опубликовано 27 Марта 2017
Максим Соколов – об основных шагах для развития инфраструктуры в Арктической зоне.
Накануне старта Международного арктического форума глава Минтранса Максим Соколов рассказал в интервью корреспонденту «Известий» Евгению Девятьярову о развитии арктической транспортной системы России, перспективах Северного морского пути, строительстве новых атомных ледоколов и создании единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса в Арктике.
– Государство уделяет приоритетное внимание транспортным проектам в арктическом регионе. Почему это так важно?
– Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из приоритетных государственных задач, и во многом ее решение зависит от уровня развития транспортной системы арктического региона.
Через территорию Арктики проходят морские, воздушные и наземные транспортные маршруты, развитие и навигационно-информационное обеспечение которых придает дополнительные импульсы для освоения ресурсов северных территорий, создает предпосылки для увеличения объемов и привлекательности перевозок по трассам Северного морского пути, а также будет способствовать улучшению условий жизни проживающего в Арктике населения.
Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года поставлена задача развития транспортной инфраструктуры в регионе с целью обеспечения лидерства России в транспортном использовании Арктики. Минтранс России проводит целенаправленную работу по развитию арктической транспортной инфраструктуры в рамках государственных программ, в том числе с привлечением частных инвестиций, что нашло отражение в стратегических документах развития отрасли. Ярким примером может служить строительство порта Сабетта.
– Расскажите о текущей ситуации с развитием аэропортовой инфраструктуры в Арктике.
– В Арктической зоне расположено 73 аэродрома, 12 из которых находятся на побережье акватории Северного морского пути: Мурманск, Архангельск (Талаги), Амдерм, Варандей, Нарьян-Мар, Бованенково, Сабетта, Диксон, Хатанга, Чокурдах, Тикси, Певек. Действующими редакциями федеральных целевых программ предусмотрена реконструкция восьми из них: Амдерм, Мурманск, Архангельск (Талаги), Нарьян-Мар, Диксон, Певек, Тикси, Чокурдах. Вместе с тем в связи с сокращением бюджетного финансирования в ближайшей перспективе планируется проведение реконструкции только аэропортов Чокурдах и Тикси.
В условиях ограниченных возможностей федерального бюджета представляется целесообразным привлечение крупных компаний, в первую очередь сырьевого сектора, заинтересованных в сохранении и развитии аэропортовой инфраструктуры вдоль Северного морского пути.
В целях сохранения и развития аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий на базе убыточных аэропортов регионального и местного значения государством были созданы федеральные казенные предприятия, субсидируемые из федерального бюджета.
Такая мера позволит нам обеспечить функционирование убыточных аэропортов, в том числе расположенных в арктическом регионе, что создаст благоприятные условия для развития авиации в Арктике.
– Какие проекты сейчас реализуются в сфере арктической железнодорожной инфраструктуры?
– Для развития железнодорожной инфраструктуры Арктики реализуется проект строительства пускового комплекса Томмот–Якутск. Его реализация позволит обеспечить круглогодичный бесперебойный завоз грузов в труднодоступные районы Крайнего Севера.
Крайне важным для развития транспорта в Арктике является проект создания железнодорожного Северного широтного хода. Он соединит Северную и Свердловскую железные дороги и сократит путь от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского бассейна.
Основными участниками этого проекта выступают РЖД, «Газпром» и администрация Ямало-Ненецкого автономного округа. Они финансируют объекты собственной существующей железнодорожной инфраструктуры.
Кстати, в рамках Арктического форума планируется подписание соглашения по реализации проекта строительства Северного широтного хода между ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром», закрепляющего основные намерения сторон.
– Какое внимание уделяется автомобильным дорогам?
– Всего по территории Арктической зоны проходят участки автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 729,5 км. Сейчас в основном ведется планомерная ремонтно-восстановительная работа на этих участках.
Так, на автомобильной дороге Р-21 «Кола» завершена реконструкция подъезда к Мурманску протяженностью свыше 15 км. Реализация проекта позволила устранить инфраструктурные ограничения грузовых и пассажирских потоков и повысить безопасность дорожного движения за счет выведения транзитного транспорта за пределы улично-дорожной сети города.
На автомагистрали М-8 «Холмогоры» была завершена реконструкция на участке протяженностью 13 км, который является звеном таких важнейших международных трансъевропейских маршрутов, как Северный морской путь и Международный евроазиатский транспортный коридор «Север–Юг».
В текущем году в целях повышения пропускной способности планируется реконструкция мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС на автомобильной дороге Р-21 «Кола».
– Расскажите о планах развития Северного морского пути. Как вы оцениваете потенциал этого транспортного маршрута для перевозки грузов?
– Мы разработали и утвердили комплексный проект развития Северного морского пути, в рамках которого сейчас активно модернизируются морские порты. Общий объем перевозок грузов по этому маршруту в 2016 году вырос почти на 40% и составил около 7,5 млн т. Это немалый прирост. Основные перевозки – это экспорт добываемых в Арктической зоне природных ресурсов и поставки жизненно важных товаров на Крайний Север в рамках «северного завоза».
К 2020 году только из Обской губы планируется вывозить 16,5 млн т сжиженного природного газа и около 2 млн т газового конденсата благодаря реализации 3-й очереди проекта «Ямал СПГ». Проект «Газпром нефти» по освоению Новопортовского месторождения сформирует ежегодный объем в размере 8,5 млн т сырой нефти. Таким образом, с этого года ожидаем значительный рост грузоперевозок по Севморпути.
За последние два года построены два дизель-электрических ледокола «Мурманск» и «Владивосток» мощностью 16 МВт и ледокол «Новороссийск», которые позволят уверенно осуществлять проводку судов, преодолевая льды толщиной до 1,5 м. Спущен на воду ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт, строительство которого должно быть завершено к концу 2018 года.
Всего в акватории СМП работают восемь линейных ледоколов – четыре атомных и четыре дизель-электрических. До 2025 года рассматривается возможность строительства двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и атомного ледокола-лидера мощностью 110 мВт.
В течение последних лет мы провели большую работу по обеспечению безопасного плавания судов и защите морской среды от загрязнения в акватории Севморпути.
– С какой целью создается Единая защищенная информационно-телекоммуникационная система транспортного комплекса Арктической зоны? Что будет входить в ее функции?
– Это наше важнейшее направление работ на сегодня. Надежная информационно-навигационная среда является основой безопасной и эффективной работы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации.
В целях обеспечения национального суверенитета над информационными потоками в транспортном комплексе Арктической зоны министерством инициировано создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса в Арктике. Она будет охватывать всю без исключения территорию Арктической зоны нашей страны, включая арктическую акваторию, внутренние водные и сухопутные магистрали, кроссполярные авиатрассы, а также региональные транспортные направления и сети Арктической зоны России.
С учетом планируемого роста интенсивности грузовых перевозок в Арктической зоне России информационный ресурс этой системы будет использован для координации транспортно-логистической работы в транспортных узлах, а также оперативного мониторинга транспортной обстановки в Арктике. Внедрение этой системы поможет социально-экономическому развитию обширных и богатых ресурсами арктических территорий.
Приоритетными для новой системы будут функции всестороннего картографического, гидрометеорологического, навигационного и связного обеспечения грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта в Арктической зоне.
При этом национальная суверенность предоставления всех видов информационно-навигационных услуг является первоочередной задачей. Мы ориентируемся на ресурсы отечественных спутниковых систем и платформ «Гонец», «Меридиан», ГЛОНАСС и других. Кроме того, запланировано создание многопозиционных систем наблюдения на базе единого стандарта 1090ES автоматического зависимого наблюдения.
Работы по созданию системы будут согласованы с программой модернизации к 2020–2025 годам инфраструктуры ключевых морских портов и систем управления движением по Северному морскому пути, системы управления воздушным движением в арктических аэропортах и строительством новых железных и автомобильных дорог.
Всё вместе позволит наконец-то решить проблему создания надежной и устойчивой ведомственной среды передачи данных в Арктической зоне Российской Федерации, без которой невозможно представить себе безопасное и эффективное транспортное обеспечение.
– Будут ли в Арктике применяться беспилотные системы?
– Да, планируем применять. Комплексное внедрение беспилотных систем в арктический транспортный комплекс – это отдельная масштабная задача.
Как раз на базе единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы, о которой мы говорили, планируется развернуть перспективную систему управления движением беспилотных транспортных средств в Арктике, способных существенно расширить спектр выполняемых задач для арктического транспортного комплекса
.