Выступление Министра транспорта С.О.Франка на II Экономическом форуме "Россия-Польша" 16 января 2002 г. в Варшаве
Опубликовано 18 Января 2002Выступление С.О.Франка
на II Экономическом форуме “Россия-Польша”
16 января 2002 г., Варшава
Уважаемые дамы и господа! Уважаемые польские и российские коллеги!
От имени Правительства Российской Федерации я с большим удовольствием приветствую участников Второго экономического форума «Россия-Польша», проводимого под патронатом Президентов двух стран.
Мы уверены, что обсуждение вопросов российско-польского торгово-экономического сотрудничества в столь представительной, профессиональной и заинтересованной аудитории послужит развитию новых взаимовыгодных связей и сближению позиций двух стран по самому широкому кругу вопросов.
Сейчас, в начале нового 21 века, когда система политических и экономических отношений в Европе и во всем мире, во многом, меняется, уровень взаимоотношений России и Польши, характер их взаимодействия будут заметно влиять на развитие диалога Западной и Восточной Европы, на формирование единого европейского экономического пространства. Поэтому Правительство России рассматривает отношения с Польшей не только в двустороннем аспекте и придает повышению их уровня большое значение.
Российско-польское сотрудничество развивается достаточно динамично. Объем торговли между двумя странами превысил пять с половиной миллиардов долларов. Польша стабильно входит в десятку внешнеторговых партнеров России, а Российская Федерация занимает третье место – после Германии и Италии – среди партнеров Польши.
Однако потенциал нашего сотрудничества раскрыт еще далеко не полностью. Для его реализации в последнее время ведется активный диалог на высшем уровне. За последнее время между двумя странами прошла серия государственных и правительственных визитов, в ходе которых был подписан ряд важных политических и рабочих документов, дающих бизнеу в России и Польше ясный политический сигнал.
Реализация политических инициатив, между тем, невозможна без активной поддержки бизнеса. Я полагаю, что для польских предпринимателей, собравшихся в этом зале, важна информация о состоянии экономического климата в России. Поэтому позвольте мне кратко проинформировать Вас об основных тенденциях развития российской экономики.
Итоги 2001 года позволяют констатировать в целом успешный ход реализации социально-экономической политики Правительства. По предварительным оценкам, прирост валового внутреннего продукта превысил 5 процентов. На восемь с половиной процентов выросли инвестиции в основной капитал, на пять с половиной процентов - объем промышленного производства. Реально располагаемые доходы населения увеличились на 6,4%.
Объемы российской внешней торговли увеличились за год почти на четыре процента. При этом на высоком уровне сохранилось положительное сальдо внешнеторгового баланса, которое по итогам года превысило 35 миллиардов долларов. Благодаря этому поддерживается стабильность на валютном рынке и точно выполняются государственные внешние обязательства.
Есть все основания ожидать, что дальнейший экономический рост в России будет, в основном, базироваться на расширении внутреннего спроса, а позитивные тенденции в экономике станут в меньшей степени зависеть от внешнеэкономической конъюнктуры.
Экономическая политика Правительства России направлена на закрепление позитивных тенденций за счет создания благоприятной предпринимательской среды, ослабления административного и налогового давления на бизнес, создания привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.
Россия вступила в Новый год с новым налоговым законодательством. На 35 до 24 процентов снизится налогообложение прибыли. Отменен ряд оборотных налогов. Доходы физических лиц облагаются по единой 13-ти процентной ставке без прогрессивного ее повышения.
Облегчаются и упрощаются процедуры регистрации предприятий, в том числе с иностранным участием. Упрощается система валютно-экспортного контроля. Принятый недавно новый Земельный кодекс упорядочивает земельные отношения, включает их в рыночный оборот и делает эту сферу более привлекательной для инвестиций. Одновременно готовятся законы, ужесточающие ответственность за нарушение прав инвесторов и акционеров.
Эти и другие изменения представляются чрезвычайно важными для развития международного экономического сотрудничества и. в частности, для развития российско-польских экономических связей. Многие из присутствующих в зале, занимаясь бизнесом в России и в Польше, наверняка встречаются еще с административными барьерами и ограничениями, с несовершенством законодательства. Выступления участников Форума должны дать нам информацию для дальнейшей работы в этом направлении и для решения других проблем, которые мешают развитию нашего сотрудничества.
Эти проблемы лежат в разных аспектах экономического взаимодействия. В частности, неудовлетворительной выглядит структура наших торгово-экономических связей, которые сосредоточены, в основном на товарообмене. В то же время, прогресс в области инвестиций, инноваций и в сфере услуг пока весьма незначителен.
До настоящего времени не создана современная банковско-финансовая инфраструктура для целевого финансирования двустороннего сотрудничества. Банкиры шутят иногда, что, дескать, «каковы клиенты – таковы и банки». Но в нынешней ситуации инициатива банковского сообщества стала бы чрезвычайно ценным стимулом для развития сотрудничества по всем его направлениям.
Таких направлений немало. На наш взгляд, уже сегодня можно конструктивно готовить реализацию целого ряда совместных инвестиционных и технологических проектов. Это модернизация металлургических и горнодобывающих предприятий, организация совместного производства зерноуборочной техники, грузовых автомобилей и подвижного состава для городского общественного транспорта, реконструкция автодороги “Калининград – Эльблонг” в составе транспортного коридора «ВИА Балтика», строительство погранпереходов “Мамоново – Гжехотки”, “Железнодорожный – Михалково” и “Крылово – Перлы”, строительство ТЭЦ на территории Калининградской области, активизация сотрудничества в судостроении.
В России и в Польше идут процессы экономической реструктуризации. Обе страны активно интегрируются в мировой рынок. Польша готовится к вступлению в ЕС. Экономические интересы двух государств при этом не всегда совпадают, что приводит, в ряде случаев, к возникновению достаточно острых проблем. К ним относятся, например, вопрос налогообложения польской стороной проекта по транспортировке газа, введение контингента на поставки в Польшу российского угля и нитрата аммония.
Вместе с тем, по нашему мнению, общих долговременных интересов у наших двух стран гораздо больше, нежели расхождений. Широкий спектр российско-польских экономических связей позволяет избежать тупиковых ситуаций и найти разумные компромиссы по всем проблемным вопросам. Важные дополнительные возможности для развития сотрудничества связаны с использованием особенностей географического положения двух стран.
Наши польские партнеры не раз подчеркивали важность миссии Польши как транзитной страны, связывающей Запад и Восток Европы. Действительно, весьма перспективны действующие на территории Польши и строящиеся системы нефте- и газопроводов, транзитные автомобильные и железнодорожные магистрали, линии электропередач, проекты расширения железнодорожного сообщения между Россией и странами Европы через Польшу.
Но к теме транзита можно подходить и в более широком аспекте, прежде всего – имея в виду общие транзитные возможности наших двух стран в сообщении между Азией и Европой. В России ведется активная работа по формированию системы евроазиатских транспортных коридоров. Дополнение их возможностями польских коммуникаций выглядит весьма перспективным направлением сотрудничества.
Однако, не следует забывать и о том, что кратчайшие географические расстояния не всегда оказываются самыми выгодными экономически. Транзит будет действительно эффективным в том случае, если транспортировка газа и нефти, железнодорожные и автомобильные перевозки через Польшу станут более дешевыми и надежными для пользователей, более предсказуемыми и привлекательными для инвесторов.
Сегодня можно назвать целый ряд трансъевропейских проектов, в реализации которых Россия и Польша могут плодотворно сотрудничать. Это сооружение системы газопроводов “Ямал - Западная Европа” и проект повышения пропускной способности магистрального нефтепровода “Дружба”. Это организация транзита российской электроэнергии через территорию Польши и реализация проекта “Балтийское энергетическое кольцо”. Сотрудничество двух стран в нефтяной и газовой сферах и в области электроэнергетики может в самый короткий срок стать ведущим фактором развития энергетического диалога России с Европейским Союзом.
Использование транзитного потенциала Польши и стабильное сотрудничество двух стран с ориентацией на обеспечение евроазиатских экономических связей будет способствовать не только устранению определенного дисбаланса в наших взаимоотношениях, которым озабочены польские партнеры. Оно может стать дополнительным фактором стабильности европейского рынка и снизить его уязвимость от любых неблагоприятных внешних факторов. По мнению многих аналитиков и «экономических гуру», такая стабилизация особенно важна в начальный период существования единой европейской валютной системы, которая не имеет еще адекватных наднациональных защитных механизмов.
Большой потенциал содержится и в межрегиональном сотрудничестве, особенно на калининградском направлении, где российские и польские интересы органично вписываются в процесс европейской интеграции. Калининград должен стать пилотным регионом для отработки механизмов сотрудничества России и ЕС, а качество жизни россиян, живущих в Калининграде, должно благодаря ему только возрастать. Было бы непростительно, если бы в 21 веке политические процессы в Европе ухудшили бы качество жизни простых людей.
Важным инструментом развития взаимодействия двух стран является Совместная российско-польская комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству. Выполняя по поручению Правительства обязанности ее сопредседателя с российской стороны, я смотрю на перспективы нашей дальнейшей работы с оптимизмом.
Мне импонирует динамичный и прагматичный стиль работы моего польского визави вице-премьера Поля. Не может не радовать и растущая заинтересованность деловых кругов двух стран в развитии торгово-экономического сотрудничества, о которой убедительно говорит активное участие в Форуме представителей бизнеса.
Особое удовлетворение вызывает присутствие на Форуме делегации российских деловых кругов во главе с президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей господином Вольским. Столь представительная делегация российского бизнеса посещает Польшу, пожалуй, впервые за всю новейшую историю российско-польского экономического сотрудничества. Этот визит позволит российским предпринимателям глубже понять состояние польской экономики и вместе с потенциальными партнерами по бизнесу найти наиболее перспективные направления развития торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Республикой Польша.
Уважаемые дамы и господа, коллеги! Я уже отмечал, что последние месяцы проходят под знаком развития активного политического диалога двух стран. Но закрепить и реализовать политические устремления в экономике – это, в значительной степени, наша с Вами задача.
Нет сомнений, что нынешний Форум станет важным вкладом в укрепление долговременного взаимовыгодного развития отношений между Россией и Польшей, в развитие отношений двух стран с Европейским Союзом и формирование единого европейского экономического пространства. Пусть наше сотрудничество служит интересам российского и польского народов, способствует успешному развитию наших стран и всей Европы в XXI веке.
Конечно, впереди длинная дорога, непростой путь. Но – дорогу осилит идущий! Есть одна вещь, которую мы, поляки и русские, не можем себе позволить – стоять на месте, когда скорость всех мировых процессов возросла радикальным образом.
Желаю всем участникам II Экономического форума „Россия – Польша” плодотворной работы и взаимовыгодной реализации совместных планов и проектов.
Благодарю за внимание.