Доклад Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам
Опубликовано 21 Сентября 2016Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович,
уважаемый Дмитрий Анатольевич,
уважаемые члены Совета!
В соответствии с решениями, принятыми в июле на заседании Совета, подготовлен стратегический проект по направлению «Безопасные и качественные дороги», где основная деятельность должна быть нацелена, как Вы сказали, Владимир Владимирович, на крупнейшие городские агломерации – города и пригороды, в которых проживает от полумиллиона человек и более.
Мы оперативно заказали исследование ВЦИОМ, в августе провели такое исследование, которое показало, что, по мнению граждан, наибольшее недовольство вызывает неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, то есть отсутствие дорог в нормативном состоянии, а также низкий уровень безопасности дорожного движения и большое количество участков перегруженной дорожной сети, то есть частые «пробки» на дорогах.
Исходя из этого, определены 2 основные цели реализации направления:
1. Повышение безопасности дорожного движения в крупнейших городских агломерациях.
2. Приведение дорожной сети крупнейших городских агломераций в нормативное состояние.
Мы предполагаем гарантированное участие в проекте 15 субъектов Российской Федерации, из них: 13 субъектов – это города-миллионники, и 2 субъекта, в которых расположены города с населением более 800 тысяч человек: Краснодарский край и Саратовская область.
Мы намеренно не включили в указанный перечень из 15 субъектов Москву и Санкт-Петербург, поскольку процесс развития их дорожной сети уже достаточно давно организован, уровень дорог в нормативном состоянии существенно выше, чем в столице любого из обозначенных субъектов, где имеются города-миллионники, и уже давно реализуется развитие дорожной сети по проектному принципу, поскольку и в Москве, и в Санкт-Петербурге функционируют координационные советы, созданные по решению Правительства Российской Федерации, и они работают в тесном взаимодействии с Минтрансом.
Помимо указанных 15 субъектов, в целях вовлечения в реализацию приоритетного направления «Безопасные и качественные дороги» наибольшего количества субъектов мы предполагаем предоставлять поддержку в виде государственного гранта в объеме ориентировочно по 500 млн рублей 10 наиболее активным и защитившим программы по развитию улично-дорожной сети субъектам Российской Федерации, в которых расположены городские агломерации с численностью населения от 500 до 800 тысяч человек (всего таких агломераций 19).
Одним из инструментов реализации приоритетного направления являются региональные программы комплексного развития транспортной инфраструктуры в указанных мной 25 агломерациях, предусматривающие мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и приведению в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние региональной дорожной сети.
Помимо этого, программы будут направлены на совершенствование системы организации дорожного движения и оптимизацию транспортных потоков с учетом переключения перевозок грузов на иные виды транспорта, мы об этом тоже говорили на президиумах Государственного Совета, перевозок пассажиров – на общественный транспорт при его приоритетном развитии; на переход на современные модели управления развитием транспортной инфраструктуры с использованием комплексных схем организации дорожного движения (соответствующий проект находится в Государственной Думе), а также ГЛОНАСС. Основой для этих схем являются комплексные планы транспортного обслуживания населения, они уже утверждены во всех субъектах Российской Федерации, и согласованы Министерством транспорта.
Предлагается поэтапная реализация региональных комплексных программ: 1 этап (2017-2018 год включительно): первоочередные некапиталоемкие мероприятия; 2 этап (начиная с 2019 года) капиталоемкие мероприятия (масштабные строительство и реконструкция).
Комплексные программы должны обеспечить достижение следующих основных целевых показателей, о некоторых из которых Вы уже сказали, Владимир Владимирович. Это снижение в 2018 году на 50% количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий («аварийно-опасных участков дороги», определение дано в Федеральном законе от 3 июля 2016 года №296-ФЗ) на дорожной сети городских агломераций к уровню 2016 года, в 2025 году – на 85%; приведение в 2018 году не менее 50% протяженности дорожной сети городских агломераций в соответствие нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, в среднем по агломерациям, к 2025 г. этот показатель предполагается довести до 85%.
В обеспечении достижения этих значений существенную роль будет играть деятельность глав регионов по наполнению дорожных фондов. Эта работа взята по Вашему поручению на особый контроль. Многие субъекты подтянули уровень бюджетной дисциплины, но есть и те, кто не в полной мере наполняет свои дорожные фонды.
Также одним из инструментов реализации направления на федеральном уровне станет создание информационного ресурса, который позволит нам оперативно получать информацию по вопросу расходования дорожных фондов, управления ими, а также претензий о проблемных участках, которые выявят граждане в рамках реализации этого проекта. В рамках работы по созданию информационного ресурса также планируется ряд мер, направленных на расширение общественного контроля за работой дорожников и вовлечение граждан в процесс управления дорожным хозяйством. Надо сказать, что в этом году по тем субсидиям, которые были перечислены субъектам в рамках деятельности системы «Платон», такой общественный контроль многими субъектами уже налажен.
Дополнительно хочу отметить, что для успешной реализации приоритетного направления, также необходимо совершенствование нормативных документов, регулирующих технические требования в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Вы уже сказали о необходимости подтянуть с Минстроем вопросы развития градостроительного регулирования, и мы предлагаем реализовать это в рамках «дорожной» карты, которая станет одним из инструментов реализации этого проекта, и придаст необходимый импульс нашему совместному с Минстроем решению вопроса по поручению Госсовета еще в Новосибирске 2014 года. Мы эту работу готовы возглавить.
Для целей финансирования реализации направления «Безопасные и качественные дороги» Минтранс России предлагает перераспределить без каких-либо дополнительных средств тот рубль, который был по решениям этого года направлен в дорожные фонды субъектов Федерации через федеральный дорожный фонд, как раз на те субъекты, которые будут участвовать в этом проекте. Таким образом, общий объем трансфертов, перераспределяемых через федеральный дорожный фонд, составит порядка 40 млрд рублей ежегодно.
Хотел бы отметить, что мы провели работу с рядом «пилотных» проектов на местах. В рамках селекторных совещаний в Минтрансе все субъекты, участие которых предполагается в этом проекте, высказали свои соображения, замечания, мы все их учли, представляя этот проект Совету. Эти материалы проработаны с Аппаратом Правительства и Администрацией Президента, доложены Председателю Правительства. Предлагаем поддержать проект в представленном виде.
Спасибо!