16.05.2016 Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколов газете «Комсомольская правда»
Опубликовано 16 Мая 2016
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА; ЕЛЕНА АРАКЕЛЯН; МИНИСТР ТРАНСПОРТА МАКСИМ СОКОЛОВ – «КП»: ХОРОШО, КОГДА ЕСТЬ ВЫБОР – СТОЯТЬ В ПРОБКЕ ИЛИ ЗАПЛАТИТЬ ЗА СКОРОСТЬ
Лето и билеты
– Мы с вами в преддверии сезона отпусков встречаемся. Поэтому первый вопрос про самолеты и билеты. Осенью было много разговоров о том, что в 2016 году авиабилеты серьезно подорожают. Во-первых, с рынка ушла «Трансаэро». Во-вторых, расходы авиакомпаний растут... Насколько оправдались такие не радостные, особенно для граждан с не самыми тугими кошельками, прогнозы?
– По итогам прошлого года и в первом квартале 2016-го мы не увидели какого-либо серьезного, опережающего инфляцию, роста цен на авиабилеты. А по ряду направлений, особенно там, где летает наш отечественный лоукостер «Победа», тарифы даже снизились. Причем, в том числе и на услуги регулярных, традиционных перевозчиков.
Кстати, я сам в конце апреля летел «Победой» из Чувашии в Москву. Билет купил не заранее, а, что называется, день в день, заодно посмотрел, как работает компания. Цена более чем приемлемая – 2100 рублей за 1,5 часа перелета, в то время как 11-часовая поездка на автобусе обойдется в 1050 рублей.
Что касается ситуации в целом, то очевидно, что уход «Трансаэро» какого-то критичного влияния на рынок не оказал. Наши отечественные авиакомпании сейчас вполне успешно справляются с пассажиропотоком. Он примерно такой же, как и в прошлом году, хотя небольшое падение есть – около 2,5% по первому кварталу 2016 года. Но после стольких лет бурного роста, а по некоторым сегментам рост перелетов был на 10-15 и даже 20 процентов в год, такая коррекция допустима.
– Но в прошлом году большое количество наших граждан летали отдыхать в Египет и Турцию. Куда они сейчас летают?
– Да, закрылись сразу три зарубежных направления – Украина, Египет и Турция. Из-за этого произошло падение международных перевозок – по некоторым направлениям снижение составило 30-40%. Однако за счет развития внутреннего сегмента, региональных рейсов, нам удается балансировать. По итогам 2015 года на долю перевозок на внутренних линиях пришлось 57 % от всего авиатрафика. В 2012 году – было лишь 47 %. В прошлом году рост региональных перевозок составил 14%. Российский турист переориентировался на отдых внутри страны и это очень благотворно влияет, в том числе, на рынок внутренних перелетов. Можно сказать, идет импортозамещение.
Поддержать авиационную отрасль помогло и снижение ставки НДС на внутренние перевозки с 18 до 10%. Это была инициатива Правительства. Средняя стоимость перевозки одного пассажира в прошлом году выросла примерно на 5,5%, при том что инфляция составила около 13%.
Кто летает за счет бюджета
– Вот вы говорите, что у нас внутренние перевозки пошли в рост. Но пассажиры сейчас летают из России в Россию в основном через Москву. Что не всегда удобно, а зачастую и дорого. Да и московский авиаузел перегружен…
– Сегодня реализуются пять федеральных программ поддержки региональной авиации. За счет этого в прошлом году перевезено порядка 1,5 миллионов человек. И финансирование остается на уровне 2014 года – в районе 9 миллиардов рублей, несмотря на ограниченность средств федерального бюджета и оптимизацию расходов. Это серьезные средства, особенно в нынешней экономической ситуации.
Идет активное развитие региональных аэропортов. Новые терминалы открыты в Самаре и Сабетте, Петрозаводске. Кстати, Сабетта – это самый север Ямальского полуострова, но туда уже летают регулярные рейсы. В этом году в рамках государственно-частного партнерства начнется реконструкция аэропортов Перми и Красноярска. Реконструируются и те воздушные гавани, которые будут принимать гостей и спортсменов во время Чемпионата мира 2018 года. Это аэропорты Нижнего Новгорода, Калининграда, Волгограда, Саранска, других городов. Начинается строительство нового терминала в Симферополе, строится новый аэропорт в Ростове-на-Дону. Объем бюджетного финансирования этого направления в 2016 году будет сохранен.
– Вы упомянули 9 миллиардов из федерального бюджета. Кто куда за эти деньги смог или сможет улететь?
– Это маршруты с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России и Калининград, а также региональные маршруты на территории Северо-Западного, Приволжского, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Всего в рамках пяти программ субсидируется порядка 300 маршрутов. Если говорить об эффективности программ, то каждый субсидированный пассажир обходится федеральному бюджету в среднем в 6 тысяч рублей, что соответствует лучшей мировой практике.
Это направление господдержки наших пассажиров необходимо развивать и в дальнейшем, но регионы тоже должны принимать активное участие в софинансировании.
Едем в Крым
– Давайте к отпускам вернемся. Какие меры будут приняты, чтобы этим летом сделать поездки на отечественные курорты более доступными?
– Туристические маршруты тоже будут субсидироваться. Разработана программа на перелеты в Крым из 58 городов. Акцент сделан на определенную фокус-группу: билеты по льготной цене смогут приобрести граждане пенсионного возраста и молодые люди до 23 лет.
Сейчас статистика говорит о том, что авиационный поток в Крым растет на 10-15% к предыдущему году. В прошлом году Симферополь обслужил 5 миллионов человек и стал пятым по пассажиропотоку аэропортом нашей страны, после трех московских аэропортов и Пулково (Санкт-Петербург). В 2016 году цифра может достигнуть 6 миллионов пассажиров. Аэропортовые площади в Симферополе были увеличены с 10 до 22 тысяч метров, установлена новая система обработки багажа, досмотровые комплексы, будут открыты два дополнительных выхода, шесть стоек регистрации. Ко всему прочему, планируем приступить к строительству нового терминала, рассчитанного уже на 7 миллионов человек.
– А те, кто не самолетом полетят, а, скажем, поедут в Крым поездом, на что могут рассчитывать?
– Для таких пассажиров предусмотрен так называемый субсидируемый «единый» билет на железнодорожную, автобусную и паромную перевозку. На середину мая продано более 26,5 тысяч «единых» билетов с датами поездок до 26 июня, что на 44% превышает показатели прошлого года. И я думаю, эта цифра будет расти.
Мы рассчитываем, что Керченская паромная переправа тоже увеличит свой пассажиропоток, т.к. создана необходимая инфраструктура, введено достаточное количество паромов, система обслуживания – возможность приобретения билетов в электронном виде. Сейчас переправа обслуживает почти на 50% пассажиров больше, чем в прошлом году и это еще не предел.
– Можно поподробнее остановиться на «едином» билете на это лето? Куда реально доехать, какие возможности по деньгам…
– По «единому» билету можно доехать до семи курортных городов Крыма. Минимальная цена перевозки от Анапы до Керчи составит 390 рублей, максимальная – от Краснодара до Ялты – 820 рублей. Но в целом идеология «единого» билета заключается в том, чтобы уравнять стоимость поездки «поезд-паром-автобус» со стоимостью перевозки, как если бы пассажир ехал поездом через Украину до Симферополя или других городов Крыма, но с учетом инфляции, конечно.
– Отпускники-автолюбители, да и не только они, очень ждут, когда будет мост через Керченский пролив. Как там идут работы? Не повлиял ли кризис на финансирование?
– Здесь каких-то новостей я вам не сообщу. Мост будет. Кризис не повлиял ни на бюджетные планы, ни на графики строительства. Стройка идет в полном соответствии с теми проектными решениями и планами, которые утверждены. Уже устанавливаются опоры будущего моста, а в июне завершится обустройство временных мостов. Также активно идет строительство подходов – на Таманском и Керченском берегу. В целом должны успеть сделать все, чтобы открыть движение в обещанные сроки.
– То есть подъезды к переправе тоже будут выглядеть совсем по-другому?
– Конечно. И на ближних подступах, и на дальних. Строится так называемый железнодорожный обход Краснодара. Но на самом деле это реконструкция путей для того, чтобы пустить в обход грузовое движение летом, когда трафик и так перегружен в направлении азово-черноморских курортов. И не только в сторону Крыма, но и Сочи, Адлера, Геленджика и Туапсе. А там реконструкция и строительство вторых путей, разъездов идет на расстоянии в 450 км.
Про «сбежавшие» электрички
– У нас в стране очень много дачников, и у многих из них любимая летняя тема – электрички. Год-два назад было много шума вокруг того, что электрички в массовом порядке стали отменять. Потом президент вмешался со словами «Вы что, с ума сошли?» Нормализовалась ли ситуация?
– Эта история с электричками случилась в январе прошлого года. Регионы, а именно на них возложена ответственность за организацию и финансирование пригородного железнодорожного сообщения, не смогли в своих бюджетах предусмотреть необходимые компенсации для пригородных железнодорожных компаний. То есть, у этих компаний просто не оказалось денег на электрички. Тогда, по указанию Президента, Правительство приняло экстренные меры и более 300 поездов вернули. Сейчас с пригородами проблем нет.
– А как удалось поезда вернуть, если у регионов денег на них нет?
– Был обнулен НДС на пригородные железнодорожные перевозки – это дало порядка 8-9 млрд дополнительных рублей. Также увеличили господдержку до 37 млрд рублей по прошлому году.
Кроме того, каждый регион подготовил планы комплексного транспортного обслуживания населения, где увязаны не только пригородные, но и внутрирегиональные перевозки. Тем регионам, которые сочли возможным перенаправить пассажиров на более дешевые автобусные перевозки, дали такую возможность. Ведь для пассажира важно доехать из точки А в точку Б как можно быстрее, комфортнее и дешевле, а на каком виде транспорта, не так принципиально.
Без колдобин и с ветерком?
– Как будет дальше развиваться система платных дорог? Я вот пользуюсь платным объездом Одинцово и в принципе довольна. А платная дорога – дублер Ленинградки у народа вызвала много нареканий по поводу цен.
– Между прочим, тариф на проезд по платной дороге в сторону Одинцово, в расчете на километр, получается в полтора раза выше, чем по платному участку, дублеру Ленинградки. А если использовать программы лояльности, которые там существуют – проезд по транспондерам, а также зависимость цены от количества поездок в месяц – то можно пользоваться 50-ти и даже 70-процентными скидками по отношению к объявленному тарифу.
Но, на самом деле, платные дороги – это не самоцель. Мы открываем платные участки только там, где есть инвестор, где видим возможность привлечь внебюджетные деньги, где требуется обеспечить возвратность средств. Это в основном обходы городов, где-то есть региональные проекты – мосты или даже путепроводы через железнодорожные пути, как в Рязани, например. В этом году будет целиком введен в эксплуатацию самый масштабный проект государственно-частного партнерства в Европе – Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге – 46 километров, включая три основных моста через Неву и один через судоходный канал. На Центральной кольцевой автомобильной магистрали, которая строится и будет введена в 2018 году, три из четырех участков платные. Некоторые участки на трассе М-4 «Дон» действуют в платном режиме. Проблем с этим особых не возникает, да и вы на своем опыте видите, что порой лучше заплатить за скорость и качество, нежели стоять в пробке. А совсем недавно этого выбора не было.
Куда пойдут деньги с «Платона»
– Еще одна нашумевшая тема – система «Платон»...
– Система «Платон» показала и доказала свою эффективность, успешность и соответствие целям, которые ставились. В бюджет собрано более 7 млрд рублей, и мы планируем направлять эти средства на проекты по развитию региональных дорог, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Такие проекты уже подготовлены. Благодаря средствам с «Платона» появится возможность опережающими темпами развивать именно региональную сеть. Премьер-министр Дмитрий Медведев принял решение выделить из средств федерального бюджета 10 млрд руб. на восстановление и приведение в нормативное состояние региональных, межмуниципальных и городских дорог. Федеральную сеть мы рассчитываем привести в порядок к концу 2018 года.
Если говорить о какой-то нагрузке на бизнес, фискальной или псевдофискальной... Бизнес все равно перекладывает ее на потребителей. Давайте посчитаем. При сегодняшних тарифах, например, бутылка минеральной воды, даже если ее привезли в Москву с уникальных источников Северного Кавказа, то за тысячу километров доставки, с учетом «Платона» она подорожает не более чем на 7 копеек.
Правительство приняло необходимые решения в интересах бизнеса, сохранив льготный тариф по системе «Платон» фактически до конца нынешнего года. Однако, учитывая остроту проблем с региональными и муниципальными дорогами, все должны понимать: чтобы система заработала еще более эффективно, тариф надо постепенно повышать, как это и планировалось ранее. К этому вопросу правительство обязательно вернется уже осенью.
– А вообще в связи с кризисом урезаются ли какие-то расходы на инфраструктуру, строительство, ремонт дорог? Какие у нас тут приоритеты?
– В 2011 году принято решение, которое позволяет все акцизы с продажи горюче-смазочных материалов направлять непосредственно в дорожные фонды, за счет этого в 2,5 раза за эти годы увеличено финансирование дорожного хозяйства.
Конечно, мы сейчас концентрируемся на самых основных и дорогостоящих проектах – таких, как Керченский мост, Центральная кольцевая автодорога, трасса Москва – Санкт-Петербург. Но про регионы не забываем. В прошлом году ввели в эксплуатацию обходы Пятигорска и Гудермеса, подходы к порту Усть-Луга, ряд участков в Карелии, ликвидировали последний грунтовый разрыв на трассе, проходящей вдоль Транссиба в Иркутской области. И теперь по качественной автодороге можно доехать от Калининграда до Владивостока. То есть по всей стране ощущается положительная динамика – где-то новая стройка, где-то реконструкция, где-то капитальный ремонт.
ВОПРОС РЕБРОМ
Как бы вы оценили уровень безопасности полетов в России?
– Статистика здесь лучший показатель. Уже два года на региональных маршрутах, а именно это является основой авиаперевозок, у наших, отечественных, авиакомпаний не было катастроф, которые привели бы к человеческим жертвам. Такого периода у нас за всю историю советской или российской современной авиации еще не было. Я говорю именно о российских авиакомпаниях и о катастрофах, не связанных с актами незаконного вмешательства, которые международная авиационная организация (ИКАО) не учитывает в статистике безопасности полетов.
Помимо этого, ИКАО в последние два года провело плановую масштабную проверку комплексной системы безопасности нашей российской авиации. По первому этапу аудиторы подготовили отчет о том, что система безопасности в нашей авиации – приемлемая и более того, превосходит среднемировые показатели.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Когда откроется четвертый московский аэропорт
– В аэропорту Раменское я был лично, он уже был готов в прошлом месяце к приему пассажиров, шли так называемые тестовые проходы. Сейчас Росавиация готовит необходимые документы для получения лицензий и сертификатов как на вновь построенные терминалы, так и на сам аэродром Раменское. Ранее он функционировал как аэродром экспериментальной авиации. Когда все необходимые процедуры будут завершены, аэропорт примет первых пассажиров. После ввода первого этапа мощностей, аэропорт сможет обслужить примерно 2 миллиона пассажиров в год.
– А куда оттуда рейсы будут?
– География полетов будет известна после того, как будут получены все необходимые документы, тогда наступит завершающий этап переговоров с компаниями. Сейчас они не могут прийти в неработающий аэропорт.
– То есть речь идет, скорее, о местных рейсах?
– Не факт. На самом деле, стремясь завоевать конкурентные позиции на тесном московском рынке, с учетом того, что снижаются показатели на международных перевозках, вполне возможно, что акционеры аэропорта смогут предложить конкурентные тарифы и для иностранных перевозчиков. Из Средней, Юго-Восточной Азии, например.
КСТАТИ
По данным Aviasales, на майские праздники-2016 продано на 19% больше авиабилетов по России, чем годом раньше. При этом средняя стоимость билета снизилась на 7%.
Средняя цена билета из Москвы в Сочи упала c 12 170 руб. в 2015 году до 10 568 руб. в 2016 г., примерно на столько же подешевел и перелет из столицы в Симферополь – с 12 536 руб. до 10 644 руб.