Интервью заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула газете «Транспорт России» от 22 октября №43
Опубликовано 22 Октября 2015Тенденции и ориентиры. Каковы они в жизни автотранспортной отрасли? Об этом разговор с заместителем министра транспорта РФ Николаем Асаулом.
– Николай Анатольевич, как это не банально звучит, но роль автомобильного транспорта в жизни страны трудно переоценить. Каковы на сегодняшний день тенденции развития отрасли? Каковы главные ориентиры?
– Автомобильный и городской наземный электрический транспорт в настоящее время и в обозримой перспективе получают качественно новый импульс для своего развития. Масштабная программа преобразований определена Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.
Приоритетными направлениями осуществляемой государством транспортной политики в рассматриваемой сфере прежде всего являются:
– формирование единого транспортного пространства России, в том числе при использовании важнейшего преимущества автомобильного транспорта, обеспечивающего перевозки по принципу «от двери до двери»;
– обеспечение доступности и качества перевозок пассажиров в соответствии с современными социальными стандартами, в том числе – для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных граждан;
– удовлетворение потребностей экономики в перевозках грузов автомобильным транспортом с использованием современных транспортно–логистических технологий, специализированного подвижного состава и ряда других мер, что обеспечит снижение транспортной составляющей в конечной цене отечественной продукции;
– совершенствование нормативно–правового обеспечения отрасли, в том числе процедур допуска перевозчиков к транспортной деятельности;
– интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны.
Разумеется я назвал лишь ключевые задачи стоящие перед отраслью.
– В последнее время резко обострилась ситуация с безопасностью на дорогах. Произошли крупные аварии, в результате которых погибли десятки людей. Что, на ваш взгляд, нужно сделать в первую очередь, чтобы не повторялись подобные трагедии?
– В целях обеспечения безопасности дорожного движения постоянно совершенствуется соответствующее законодательство. Министерство транспорта РФ активно взаимодействует по этой проблеме с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Так, 1 июля 2014 года введены в действие Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации. Указанные правила содержат общеобязательные требования к обеспечению перевозчиками: профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников перевозчика; соответствию транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.
Выполняется много других мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и перевозок.
Однако, следует отметить, что не все проблемы в сфере безопасности дорожного движения и перевозок могут решить органы исполнительной власти. Очень многое зависит от общего уровня развития общественных отношений и социально ориентированного поведения участников дорожного движения на дорогах. Эти вопросы должны решаться при самом активном участии формируемого ныне гражданского общества, то есть стать делом каждого из нас.
– Одна из проблем, которые приводят к ДТП, – слабая подготовка водителей. Какие меры могли бы исправить положение?
– Отвечая на этот вопрос хотелось бы сразу разделить понятия водителей осуществляющих управление транспортными средствами для личного пользования (водители–любители) и водителей осуществляющих управления транспортными средствами с целью организации перевозки пассажиров и грузов (водители–профессионалы). Повышение качества обучения всех водителей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по большей степени задача реализуемая Минобрнауки России и МВД РФ, имеющих непосредственное отношение к учебному процессу и способных оказывать на него влияние. Министерство транспорта способно оказать влияние только на водителей–профессионалов определив к ним профессиональные и квалификационные требования, а также условия прохождения профессионального отбора. Считаю, что именно профессиональный отбор способен качественным образом повлиять на уровень подготовки водителей–профессионалов, исключив возможность занимать данную должность лицам, имеющим медицинские и психофизиологические отклонения, и не прошедшим стажировку.
– По–прежнему на рынке автомобильных перевозок действует немало «теневиков». Какие меры необходимо принять законодателям, исполнительной власти, чтобы вытеснить с рынка недобросовестных перевозчиков?
– Такие перевозки являются значительным препятствием в работе добропорядочных перевозчиков и не способствуют созданию цивилизованного рынка автотранспортных услуг.
В этой связи вновь изданным Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 220–ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена следующая норма.
Теперь перевозчик, осуществляющий автобусные перевозки по заказу в межрегиональном сообщении, должен будет осуществлять посадку и высадку пассажиров только в местах, согласованных уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. А указанные органы исполнительной власти должны будут нормативным правовым актом установить порядок согласования таких мест.
Данная норма должна препятствовать функционированию несанкционированных и небезопасных мест отправления автобусов у железнодорожных вокзалов, станций метрополитена, торговых центров и других мест скопления пассажиров.
И конечно же надо всемерно повышать ответственность организаторов перевозок. Без этого проблему не решить.