Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова немецкому транспортному журналу Deutsche Verkehrs-Zeitung от 21 июля 2015 года
Опубликовано 30 Июля 2015«Мы не видим никаких проблем»
- Как отражается политическая ситуация на логистическом секторе?
- Международная политическая ситуация действительно является сложной. Товарооборот между Европой и Россией снизился - и по объему, и по загруженности транспортных потоков. Это касается как России, так и Европы. Хотел бы отметить, что единственная страна, которая, несмотря на санкции, смогла увеличить товарооборот с Россией - это США.
- Какова ситуация в России?
- Мы не видим никаких проблем. Наша транспортная отрасль достаточно хорошо развивалась как в прошлом, так и в текущем году, особенно в сфере авиасообщения. В этой связи мы активно инвестируем в строительство новых аэропортов. Одним из крупнейших проектов стал аэропорт в Санкт- Петербурге. Он был полностью профинансирован без привлечения государственных средств. Среди инвесторов были и европейские фирмы, например, «Фрапорт».
- Какое значение имеет логистический сектор для российской экономики?
- В целом транспортный сектор формирует 5% от национального ВВП. В восточной части страны - 15% и даже 20% - с учетом региональных особенностей. В российском транспортном секторе работают примерно 5 миллионов человек. Это целая армия.
- Считаете ли Вы, что логистическая отрасль продолжает позитивно развиваться, несмотря на санкции?
- В прошлом году доля транспортных услуг в сегменте экспорта выросла на 11%. Оборот достиг примерно 19 миллиардов долларов США. Это на 25% больше чем экспорт угля и древесины вместе взятые. Объемы импорта, конечно, упали. Мы, тем не менее, остаемся в выигрыше от падения рубля. Это стимулирует наших собственных производителей.
- Каким образом осуществляется снабжение Крыма?
- Для организации надежного транспортного сообщения между Россией и Крымом мы сейчас строим мост через Керченский пролив. Его длинна составляет 19 километров. Общая протяженность проекта вместе с подъездной инфраструктурой составит 80 километров. К концу 2018 года он должен быть готов. До этого момента снабжение будет осуществляться по воде с помощью 10 судов. Их пропускная способность составляет порядка 50 тысяч пассажиров, 10 тысяч легковых автомобилей и 1 тысячи грузовиков. Для этого мы построили новые причалы. Кроме того, имеется паром для железнодорожных составов. Этого достаточно для снабжения Крыма.
- Какие еще инфраструктурные проекты находятся в стадии развития?
- У нас есть проекты во всех секторах. Инвестиции в транспортный сектор составили в прошлом году почти 2% от ВВП. Это примерно 1,3 триллиона рублей. Денег, конечно, не хватает, но это - обычное дело. Однако мы намерены и далее развивать инфраструктуру. Например, мы усовершенствовали железную дорогу между Москвой и Берлином на участке Краснов. Кроме того, в этом году мы начали ремонт и модернизацию Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской железной дороги (Транссиб). БАМ был построен в конце 20 века, а Транссиб - в конце 19-го. Их электрификация и модернизация позволят нам увеличить пропускную способность обеих транспортных коридоров в полтора раза. Развитие этих коридоров является приоритетным. Здесь мы концентрируем наши ресурсы.
- Какой потенциал имеют российские порты?
- Мы намерены увеличить пропускную способность 67 портов до 850 миллионов тонн. На сегодняшний день объем перевалки грузов составляет примерно 630 миллионов тонн в год. Каждый год он увеличивается на 5 - 6%. В сентябре этого года мы открываем порт «Бронка» под Санкт-Петербургом с контейнерным и Ро-Ро терминалом. Кроме того, мы намерены построить порт в Тамани на Черном море на основе государственно-частного партнерства. Это уже давно входит в наши планы.
- А как обстоит дело с дорогами, строительство и содержание которых является сложным ввиду климатических условий?
- Нами осуществляется строительство крупного транспортного коридора протяженностью около 8000 километров, который берет свое начало на востоке Китая, проходит через Казахстан и Россию и подходит к порту Санкт-Петербурга. Большая часть строительства финансируется в рамках государственно-частного партнерства. Между Москвой и Санкт-Петербургом будет построена платная трасса протяженностью 600 километров. Она будет готова в 2018 году. В этом году мы также введем систему платного проезда для грузовиков весом от 12 тонн, как в Германии. Таким образом будет обеспечиваться поступление большего количества денежных средств в логистический сектор, дороги и судоходство.
- Вы уже давно планировали эти инвестиции, или они являются реакцией на ухудшающиеся отношения с Европой и США?
- Европа, несмотря на санкции, все еще является важнейшим торговым партнером России. Но и товарооборот между Европой и Азией имеет огромный потенциал. В настоящее время через Россию транспортируется около 1% товаров, перевозимых по транзитным маршрутам. Однако этот показатель можно довести до 10%, если задействовать автомагистрали. Это еще без учета импорта и экспорта.
- Насколько важен для Вас азиатский рынок?
- Уровень взаимоотношений с Китаем демонстрирует устойчивый рост.
- Что Вы ожидаете от Европейского союза?
- Политический диалог разрушен. Но это не означает, что транспорт стал функционировать хуже. У меня все же есть контакты с моими европейскими коллегами. Так и должно быть. Поскольку в вопросах транспорта речь идет, в первую очередь, о безопасности грузов и пассажиров. Отсутствие диалога ведет к тому, что накапливается масса нерешенных проблем, которые мы в любом случае обязаны решать. Поэтому мы выступаем за поддержание диалога .