Опубликовано 18 Июня 2015
Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова радиостанции «Эхо Москвы» на Петербургском экономическом форуме
О. Бычкова: Максим Юрьевич, добрый день. Мы находимся на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. И обсуждаем ситуацию на транспорте в связи и с кризисом и с новыми вызовами. И с новыми бюджетными ситуациями, с министром транспорта Максимом Соколовым. Максим Юрьевич, спасибо, что вы здесь. И вначале новость про Аэрофлот, которая касается конечно, наверное, подавляющего большинства людей в стране и, наверное, всех абсолютно. Глава Аэрофлота допускает возникновение новых проблем в авиаотрасли осенью этого года. То есть в самое ближайшее время. Если не будут приняты меры по поддержке отрасли. Имеется в виду государственная поддержка.
М. Соколов: Надеюсь, это все-таки не про Аэрофлот. Потому что как раз Аэрофлот в этом году показывает очень стабильные показатели роста пассажиропотока.
О. Бычкова: И даже получил разные премии Восточной Европы.
М. Соколов: Да, как лучшая компания Восточной Европы и запустил новый проект под брендом «Победа» лоукостер. Который буквально недавно принял своего миллионного пассажира. И до конца года рассчитывает выйти на 2,5-3 миллиона своих пользователей. Так что ситуация, надеюсь точно не про Аэрофлот и его дочерние компании. Здесь конечно немножко напоминает сюжет детской сказки, когда если кричать «волк, волк», то он может и прибежать. Но с другой стороны мы должны абсолютно трезво оценивать ситуацию, в которой оказалась вся транспортная отрасль. В том числе авиация. Потому что транспорт — это сфера услуг. И если снижаются в целом экономические, макроэкономические показатели, то значит и количество оказываемых услуг в транспорте тоже естественным образом уменьшается.
О. Бычкова: А макроэкономические показатели снижаются в какой части и насколько неизбежно?
М. Соколов: Они снижаются в части, во-первых, снижения внутреннего валового продукта, а за этим следует, безусловно, и мобильность населения. То есть область пассажирских перевозок и авиаперевозок в том числе. Но хотя в авиации ситуация в отличие от многих других отраслей экономики достаточно стабильная. Несмотря на то, что мы видим действительно снижение на 2-3% в целом по пассажиропотоку за первые пять месяцев этого года, но скорее это можно отнести к коррекции рынка. Поскольку все предыдущие годы прекрасно радиослушатели знают, наша авиационная отрасль росла темпами двузначными, 15 и даже 20% в год, поэтому отскок на 3-5% в принципе нормальный. Другое дело качество этой коррекции. Поскольку в основном снижение пассажиропотока, в большом своем объеме связано именно с падением международных авиаперевозок. И что как раз приятно на этом фоне вытягивает отрасль, не дает ей что называется лечь на крыло именно наш внутренний рынок. Мы столько много внимания уделяли в последнее время развитию именно внутрирегиональных, внутрироссийских авиаперевозок, что сейчас эта подотрасль растет темпами более 10%. Таким образом, балансируя падение на 15% международных авиапотоков, которые во многом связаны с этими макроэкономическими показателями, соотношением курса рубля и естественно падением привлекательности зарубежного отдыха и, в общем, в какой-то степени внешнеполитической ситуации. Да и крах многих наших туркомпаний массовый в середине прошлого года явно не способствовал развитию авиации. Но сегодня все равно можно характеризовать ситуацию как стабильную и во многих секторах даже развивающуюся. Буквально свежие цифры по московскому авиаузлу, за последние 5 месяцев пассажиропоток вырос на 4,3%. А именно московский авиаузел самый большой в стране и по нему что называется сверяем часы.
О. Бычкова: А почему он вырос за последние 5 месяцев? Потому что люди не полетели за границу.
М. Соколов: Это первая причина. А вторая – даже если они полетели, то в результате отмены многих международных маршрутов в региональных аэропортах, люди стали использовать Москву как транзитную точку для своего путешествия в Европу и Азию. Поэтому, в общем, Москва усилила здесь свои позиции. Но конечно это сказалось на состоянии пассажиропотока региональных аэропортов.
О. Бычкова: Но это ведь не очень хорошо. Москва и так, в общем, не сказать, чтобы…
М. Соколов: Туда пришли инвесторы, они вложились, открылись очень многие красивые аэропорты, многие из них строятся. В этом году были построены аэровокзальные комплексы в Нижнем Новгороде. Активно идет строительство в Калининграде. Хоть с небольшим отставанием. Идет строительство нового аэропорта в Ростове, Саратове. В Волгограде. В общем, задышала региональная авиация. Именно поэтому наши основные усилия связаны с поддержкой регионального сектора, и мы аккумулируем наши средства именно в этом направлении. Совсем недавно правительством было принято решение о выделении дополнительных средств из антикризисного фонда в размере 650— миллионов именно на поддержку нашей региональной авиации, в основном связанную с районами Крайнего Севера и Дальнего Востока.
О. Бычкова: Ну и вы обещали, что например, этот же Нижегородский аэропорт, вернее терминал, будет достроен в срок.
М. Соколов: Срок на рубеже 2015-16 годов.
О. Бычкова: То есть там были сомнения. И они у всех есть, конечно.
М. Соколов: Сомнений, честно говоря, у меня никогда не было и не было ни у инвестора, ни у региональных властей. Здесь мы действительно идем одной командой. Этот проект двигается в своем графике и скоро те, кто прилетит в Нижний Новгород, увидят красивый транспортный объект.
О. Бычкова: А где были сомнения или есть.
М. Соколов: Определенные сомнения есть по проекту Саратова, в том числе из-за состояния подрядчика. Но я думаю, что мы решим эти вопросы. Есть небольшое отставание по Калининграду. Но там тоже работа и с инвестором, и с подрядной организацией, которая осуществляет работы на аэродроме, ведется. В общем, тревожная ситуация по развитию Шереметьевского аэропорта в Москве.
О. Бычкова: Почему?
М. Соколов: Трансстрой здесь не проявил себя должным и лучшим образом, к сожалению, и я думаю, что мы будем вынуждены расторгнуть этот контракт и искать новых подрядчиков в ближайшее время.
О. Бычкова: То есть даже до такой степени.
М. Соколов: К сожалению.
О. Бычкова: Потому что понятно, что там были сигналы о том, что все плохо и признаки, что там сложная ситуация. Но она тревожная, а когда это может произойти?
М. Соколов: Мы будем двигаться в этом направлении достаточно быстро. Потому что у нас дедлайн — чемпионат мира. И до 18-го, а еще лучше до 17-го года мы должны реализовать этот проект.
О. Бычкова: То есть решение о том, что будет новый подрядчик, новый проект и все меняется, оно когда принимается?
М. Соколов: Политическое решение уже принято, но теперь надо переложить в практическую плоскость.
О. Бычкова: Но есть какие-то сроки?
М. Соколов: Они во многом зависят от длительности, в том числе и непредсказуемости судебных процедур. В случае если нам придется расторгать этот контракт в суде.
О. Бычкова: Насколько все-таки бюджетные проблемы влияют на общее положение дел. То есть я не поверю, если вы скажете, что ни от чего не пришлось отказаться и нигде не пришлось затянуть пояса.
М. Соколов: А вам так и не скажу. Конечно, влияет. И влияет, к сожалению, достаточно сильно. Всегда есть недостаток средств инвестиций в инфраструктуру и особенно болезненно воспринимается, когда этот недостаток идет со стороны бюджета. Государственных инвестиций. К сожалению, тоже по понятным причинам нам с целью создания антикризисного фонда пришлось самым серьезным образом пересмотреть нашу инвестиционную программу. Вообще бюджет скорректирован в пределах десяти, даже по некоторым параметрам более процентов. Но нами было принято решение, поддержанное правительством РФ о том, что мы должны сконцентрировать свои усилия на поддержании нашей транспортной системы. Это касается и авиации и других отраслей в работоспособном состоянии даже в период кризиса. Поэтому мы восстановили все средства, которые необходимы были на эксплуатационное обслуживание транспортных систем, иначе, если бы существующая транспортная система пришла бы в негодность, расшаталась, это бы самым негативным образом повлияло на всю экономику. Но за счет чего. Пришлось, естественно, срезать инвестиции. Таким образом, инвестиционная часть нашей государственной программы развития транспортной системы была уменьшена не на 10, а уже на 20, а по некоторым направлениям и более процентов. Да, но вот мы вынуждены были отказаться от многих проектов, сконцентрировавшись на самых эффективных, самых прорывных, имеющих стратегическое значение не только для регионов, но и для всей страны. Раскрытие коридоров, проектов таких как БАМ, Транссиб, подходы к нашим портам на Северном Ледовитом океане, в Баренцевом море, так и в Черноморском бассейне. Конечно же, дорожное строительство, такие крупнейшие проекты… как автомобильная дорога Москва-Санкт-Петербург, как начало коридора Европа-Западный Китай. Конечно, она тоже не попала под нож. Ну и те проекты, которые были связаны с чемпионатом мира, тоже ни в коей мере не подверглись секвестру. Особое внимание по традиции мы уделяем и Дальнему Востоку, и Северному Кавказу, и Калининградскому региону. Но, к сожалению, сохранить в полном объеме параметры инвестиционной программы было невозможно, и мы будем восстанавливать это в пределах последующих лет до 2020-го года.
О. Бычкова: Каких лет?
М. Соколов: Государственная программа на период до 2020 года.
О. Бычкова: Но только до 2020 года осталось всего пять лет каких-то. Или даже меньше.
М. Соколов: Это правда. С точки зрения инвестиционного процесса это действительно звучит так.
О. Бычкова: Это очень мало. А при этом мы понимаем, что перспективы в экономике…
М. Соколов: Даже если финансовая ситуация исправится к 2018 году, многие проекты из сегодня отложенных нам удастся завершить к 2020 году.
О. Бычкова: А если не исправится.
М. Соколов: Если не исправится, придется отодвигать их более…
О. Бычкова: А что вам жалко более всего из того, что пошло под нож?
М. Соколов: Вы имеете в виду какие-то конкретные проекты?
О. Бычкова: Да.
М. Соколов: Да, честно говоря, все. Потому что таких каких-то проектов единичных назвать нельзя. Они же все взаимосвязаны между собой. Поэтому скорее надо говорить о комплексных проектах. И мультимодальные комплексы, которые планировалось реализовать в Ростове, в московском регионе Дмитровский мультимодальный комплекс. Пришлось отложить на более длительный период. Или же заместить их частными инвестициями, но это пока еще такой источник не найден.
О. Бычкова: Потому что частные инвесторы переживают все те же самые трудности, но только может быть еще большие.
М. Соколов: Это правда. Но все-таки проекты государственного частного партнерства, в том числе и в дорожном строительстве даже в этот период идут, и мы скоро объявим конкурсы по Центральной кольцевой автомобильной дороге на оставшиеся два участка. И ведем те, которые уже начали…
О. Бычкова: Спасибо большое. Министр транспорта Максим Соколов в студии «Эхо Москвы» на питерском экономическом форуме.