Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Выступления и интервью

Основные направления повышения безопасности дорожного движения

Опубликовано 26 Июня 2003

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.В. Колика 
на конференции по безопасности дорожного движения
г.Сочи, 19.06.2003.

Уважаемые коллеги!

В конце нынешнего года должна быть рассмотрена и принята Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 20205 года. При этом разработка документа идет одновременно и в формате Госсовета, и по линии Правительства.

Внимание руководства страны к вопросам транспорта не случайно. В перспективных программах социально-экономического развития ему отводится особая роль.

Он призван обеспечить единство страны за счет свободного перемещения людей и грузов, стать мощным инструментом подъема социально-экономического уровня регионов и международной интеграции России.

В проекте стратегии предполагается, что автомобильный транспорт сыграет в решении этих задач особую роль. Собственно говоря, это не мнение авторов стратегии. Россия вступила в период интенсивной автомобилизации, и процесс этот необратим.

До 4 миллиардов долларов ежегодно вкладывается сегодня в России только в новые автотранспортные средства. Количество личных легковых автомобилей на 1000 жителей достигнет через 5-7 лет 250-270 единиц на тысячу жителей, что уже сопоставимо с показателями ряда европейских стран. К 2020 году семь из десяти российских семей будет пользоваться автомобилем, и это значит, что большая часть электората будет ориентирована на жизненные приоритеты эпохи автомобилизации.

Не менее впечатляют показатели и в секторе грузовых перевозок. В России, стране традиционно железнодорожной в ряде регионов автомобилями перевозится уже до 40% грузооборота. И это только верхушка айсберга, ведь статистика фиксирует далеко не все автомобильные грузовые перевозки. За прошедший год число грузовых автомобилей выросло на 8,6% при росте числа легковых на 5,8%.

В странах развитого рынка давно сложилась закономерность – рост ВВП тождественен росту автомобильных грузовых перевозок. Наша статистика последних лет также демонстрирует эту зависимость. Президент поставил задачу удвоить ВВП к 2010 году. Можно представить себе, какой бум грузовых автоперевозок ожидает нас в самом ближайшем будущем.

Но если все прогнозы развития автотранспорта сбудутся – а к этому есть все предпосылки – то проблема дорожной безопасности станет, безусловно, главной в обеспечении устойчивого развития транспортной отрасли.

В странах развитой автомобилизации давно сложились механизмы обеспечения безопасности дорожного движения. Весьма весомы инвестиции в эту сферу. В начале семидесятых годов в большинстве стран наметилась тенденция к существенному снижению дорожной аварийности - темпами от 3 до10 процентов ежегодно. Тем не менее, там оценивают нынешнюю ситуацию как весьма тревожную и ставят задачу кардинально изменить ситуацию к лучшему.

В Евросоюзе поставлена задача снижения числа погибших за 8 – 10 лет вдвое. Примеру ЕС последовали страны, входящие в зону Европейской конференции министров транспорта. Россия, к которой с будущего года переходит пост председателя этой организации, также подписала соответствующий документ. И российская статистика ДТП будет отныне учитываться в ходе решения этой задачи.

Но если обратиться к оценкам, содержащимся в проекте государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения, который мы обсуждаем сегодня, если взглянуть на показатели аварийности, которые соизмеримы с аналогичными суммарными показателями всех вместе взятых стран ЕС, то станет ясно, что задача, которую нам предстоит решить, относится к высшей категории сложности.

В конференции участвуют ведущие российские эксперты в области дорожной безопасности и практики, которые занимаются этим вопросом постоянно. В докладах и на круглых столах отдельные аспекты этой проблемы будут подвергнуты детальному анализу.

Я хотел бы сделать лишь короткий обзор с позиции министерства транспорта, задача которого во взаимодействии с коллегами из других ведомств – сделать автотранспортную деятельность в равной мере экономически эффективной и безопасной.

В ЕКМТ выделяют сегодня три группы проблем, связанных с обеспечением дорожной безопасности.

Первая группа – это проблемы очевидные, вытекающие из традиционного анализа статистики аварийности.

Лидером среди них считается так называемый, «человеческий фактор». Его можно свести, прежде всего, к элементарной недисциплинированности и сознательному игнорированию действующих правил. Я остановлюсь на этом факторе позже, а сейчас отмечу только одно обстоятельство. Как это ни странно для нас с вами, в Европе все большую озабоченность вызывает именно поведение участников дорожного движения.

Мы привыкли считать западного гражданина эталоном законопослушности. И тем не менее, эта проблема считается очень острой, и очередная «Неделя безопасности дорожного движения» в 2004 году объявлена в Европе Неделей вежливого и неагрессивного вождения автомобиля. Как грустно шутит один коллега, быть может, сказывается влияние России, которая активно интегрируется в мировое сообщество.

Вторым по значимости фактором в Европе считают проблему незащищенности пешеходов. В мировой практике наиболее широко применяется такой показатель как риск погибнуть в ДТП в качестве пешехода. Этот показатель в нашей стране составляет почти 10 погибших в ДТП пешеходов на 100 тыс. населения. Это от трех до девяти раз больше, чем в большинстве стран развитой автомобилизации, причем за пять лет он увеличился на 30 %.

Одно из главных направлений защиты пешехода – это исключение самой возможности встречи автомобиля и человека за счет совершенствования дорожно-уличной сети и всей дорожной инфраструктуры.

Проблема развития сети, качества и обустройства дорог приобрела сейчас чрезвычайную актуальность. Особенно остро она стоит в крупных городах и на подходах к ним.

Мы видим это, прежде всего, на примере Москвы, где власти вынуждены самым энергичным образом модернизировать улично-дорожную сеть и принимать решения, которые до сих пор мы наблюдали только на западе – вроде "перехватывающих" парковок на подходах к центру города.

Министерство транспорта придает проблеме совершенствования дорожной сети особое значение. Поэтому в составе транспортной стратегии предусмотрена разработка самостоятельного документа - долгосрочной дорожной программы на период до 2025 года.

Второй уровень проблем, согласно классификации ЕКМТ – это те, которые могут быть выявлены при более глубоком анализе. Главными факторами в этой группе считаются несовершенство правовой и нормативной базы и недостатки правоприменения.

Для нас с Вами, уважаемые коллеги, эта тема более чем актуальна. И здесь я позволю себе экскурс в сферу, которую изучал в свое время еще Карл Маркс.

За триста процентов прибыли, - говорил он, - капитал не пожалеет и собственных родителей. Этот известный тезис классика содержит точное указание на то, что экономическое регулирование и обеспечение безопасности тесно связаны между собой. И об этом ни в коем случае нельзя забывать.

Автомобильные перевозки – это огромный, легко доступный и привлекательный бизнес. Автотранспорт дает в бюджеты больше налоговых поступлений, чем любой другой вид транспорта, находящийся в ведении Минтранса. И это - только законопослушные налогоплательщики. А ведь в нашей отрасли - и это не секрет - достаточно велика и сфера теневой экономики.

В стране идет процесс экономической либерализации. Принимаются меры по снятию административных барьеров для развития предпринимательства. Политика абсолютно верная, хорошо известно, что барьеров этих предостаточно.

Но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы либерализация нанесла ущерб обеспечению безопасности. А тенденция такая, к сожалению, намечается.

Начну с сектора городского и пригородного пассажирского транспорта.

В начале реформ он пережил тяжелейший кризис. Сейчас ситуация понемногу улучшается – и во многом, за счет того, что на городские перевозки пришли частные предприятия и индивидуальные предприниматели. Сегодня они обеспечивают уже до 15-20% всего объема перевозок, и доля негосударственного бизнеса в этом секторе будет возрастать.

Вместе с тем, данные государственного доклада говорят о том, что автобусные перевозки являются сегодня самым неблагополучным видом деятельности по удельным показателям. 54 ДТП на 10 тысяч автобусов против 42 для легковых автомобилей и 24 - для грузовых. И грустное продолжение этой статистики 2002 года – ряд недавних ДТП с тяжелыми последствиями.

Одна из причин в том, что рынок маршрутных автобусных перевозок не имеет адекватного экономического регулирования. Уровень конкуренции на нем избыточен. И перевозчик старается любой ценой сделать как можно больше рейсов, а в каждом рейсе посадить в салон как можно больше пассажиров. При этом сплошь и рядом он экономит на обновлении подвижного состава, на его техническом обслуживании, на всем, что имеет отношение к обеспечению безопасности.

Мировая практика показывает, что на маршрутных автобусных перевозках неограниченная конкуренция недопустима. Местные власти должны быть полным хозяином муниципальных маршрутов, регулировать допуск к перевозкам, устанавливать правила работы и организовывать их постоянный контроль, привлекая для этого соответствующие структуры.

«Борьба без правил» за платежеспособных пассажиров на маршруте должна быть заменена «конкуренцией за маршрут». Речь идет о конкурсах, которые также должна проводить местная администрация, заключая с победителями контракт. И после этого все имающиеся ресурсы должны быть использованы для того, чтобы оградить их от несправедливой конкуренции на городских улицах, дать им возможность безопасно и прибыльно работать.

Во многих регионах и городах администрации именно так и поступают, и есть немало хороших примеров. Однако применение такого подхода в России не имеет сегодня надлежащих правовых оснований. Органы антимонопольного регулирования, опротестовывают – в том числе, и в судебном порядке – проведение конкурсов и заключение договоров с операторами.

При этом коллеги из антимонопольных органов признают, что вряд ли мы имеем дело с каким-то общероссийским заговором. Они согласны, что повсеместный и массовый характер нарушений свидетельствует об очевидных несовершенствах законодательства. Но на практике они вынуждены следовать букве закона.

Мы убеждены, что в Российской Федерации нужен специальный закон о городском пассажирском транспорте, который определит особые условия регулирования этого сектора рынка. Работа над ним ведется.

Поддержка такого закона и его принятие - наряду с Уставом автомобильного транспорта, который находится сейчас в Правительстве и к которому разрабатываются уже подзаконные акты - станет важным вкладом в борьбу за повышение безопасности движения.

Но немало проблем связано и с применением действующих правовых актов.

Вернусь к автобусным перевозкам и к основополагающим нормам обеспечения их безопасности - Приказам Минтранса № 2 и № 27. Они зарегистрированы в Минюсте России и имеют, таким образом, необходимый правовой статус. Служебные расследования показывают, что их требования сплошь и рядом просто игнорируются. Эксплуатируются маршруты, не отвечающие требованиям безопасности. Отсутствуют ограждения и знаки на опасных участках, грубо нарушаются режимы труда и отдыха водителей, нормативы вместимости и многое, многое другое.

Одной из причин является, конечно, элементарная безответственность. Но скажу о другом: о важности координации усилий.

Проблема обеспечения дорожной безопасности настолько сложна и многогранна, что ни одно ведомство не в состоянии принять на себя полную ответственность за ее решение.

И сейчас, как никогда, необходимы четкое определение полномочий и ответственности всех субъектов управления в области обеспечения БДД и выработка механизмов их взаимодействия. Субъектов этих, вроде бы, немало – ГИБДД, РТИ, органы здравоохранения и образования, местные органы власти, общественные организации и так далее. Но на самом деле людские и финансовые ресурсы, которые могут быть непосредственно направлены на обеспечение безопасности, весьма и весьма ограниченны. И поэтому тем более нельзя пренебрегать любыми возможностями скоординированного использования этих ресурсов.

Уважаемые коллеги, еще один важный для нас вопрос – это сфера лицензирования на автомобильном транспорте. Присокращении числа лицензируемых видов деятельности было принято известное решение об отмене лицензирования перевозок пассажиров и грузов для собственных нужд предприятий.

В результате вне сферы контроля оказались предприятия, в которых сосредоточено более 80 % всего парка, находящегося в собственности юридических лиц.

Многие владельцы автотранспорта, не имея лицензии и не подвергаясь никакому контролю, выходят на рынок под крышей лицензированных операторов, которые за соответствующую плату получают на их подвижной состав дополнительные лицензионные карточки.

Случается и так, что люди не утруждают себя даже минимальной легализацией. Наполнив автобус "челноками" и объявив их сотрудниками предприятия или их родственниками, они отправляются в путь за сотни километров. Работники ГАИ, как правило, не останавливают и не проверяют такие автобусы, а органы РТИ не имеют возможности для контроля предприятия, поскольку лицензия у него отсутствует.

Аналогичная ситуация складывается и на грузовых перевозках. Особенно тревожит положение на перевозках опасных грузов. Их сегодня выполняют буквально все, кому не лень, при этом часто даже не подозревая, что именно они везут и какую опасность этот груз в себе таит.

Наши оценки ситуации во многом совпадают с мнением транспортных администраций на местах. Ряд субъектов Российской Федерации обратился в Правительство с предложениями о введении, в частности, лицензирования всех видов перевозок пассажиров и грузов, а также перевозок опасных грузов. Мы полагаем, что такая постановка вопроса уместна даже в условиях экономической либерализации.

Уважаемые коллеги, вернусь к классификации ЕКМТ, к проблемам самого глубокого, третьего уровня. Это так называемые, системные факторы, лежащие в сфере экономических, социальных или общественно-политических отношений в государстве.

И здесь я вернусь к тому самому человеческому фактору, важность которого уже отмечалась.

Нужно признать, что Россия на уровне общественного осознания оказалась не готова к тотальной автомобилизации. Эта неготовность наиболее зримо проявляется в сравнении с развитыми зарубежными странами.

В странах ЕС вместе взятых в год на автомобильных дорогах погибает около 40 тысяч человек. Не только по мнению первых лиц этих государств, но и в общественном мнении - это чудовищная цифра.

Согласно данным опросов, безопасность на дорогах вызывает «большую, если не самую большую озабоченность» населения. Она беспокоит людей больше, чем серьёзные заболевания, качество продуктов питания и многие другие угрозы.

Поэтому не только профессионалы и чиновники, но и самые широкие слои общества понимают и принимают необходимость введения все более строгих ограничений и дополнительных мер по обеспечению БДД.

Что же происходит в России?

По данным исследований, проведенных в России, большинство людей не представляет себе масштабов проблемы дорожной аварийности, не может назвать - даже приблизительно - число ежегодно погибающих в ДТП соотечественников. Люди больше опасаются кариеса или ломких волос, чем риска пострадать или потерять близких в ДТП.

И когда власти пытаются даже не то чтобы повысить ответственность за прямые нарушения, а просто усилить контроль или упорядочить автотранспортную деятельность, внести в нее элементы цивилизованного регулирования, то это воспринимается иногда ни больше, ни меньше как посягательство на гражданские права.

И суд придерживается часто той точки зрения, что лишить водительских прав злостного нарушителя ПДД – негуманно, как и аннулировать лицензию оператора, который взялся возить людей, а водители у него ездят без прав и в нетрезвом состоянии.

И в сознании электората, который, как я уже отмечал, совсем скоро будет почти сплошь автомобильно-ориентированным, популистские идеи полной вседозволенности начинают вытеснять нормальный здравый смысл ответственного взрослого человека.

Я убежден, что не будет перелома в решении проблемы дорожной безопасности без перелома в общественном осознании этой проблемы. Не будет достаточного финансирования программ БДД, пока все ветви власти не почувствуют реальной общественной тревоги по поводу этой проблемы, и пока каждый житель России не осознает, что он не в меньшей мере отвечает за состояние БДД, чем профессионалы.

А это значит, что перед нами стоит совершенно особая задача. Речь идет о целевом управлении общественным мнением, о повседневном влиянии на сознание миллионов людей. Решение этой задачи, к сожалению, очень слабо связано с тем, в чем большинство из присутствующих в этом зале является профессионалами.

России необходима общенациональная кампания "За безопасность дорожного движения". В ее основе должны лежать четкие приоритеты, понятные большинству россиян, которые могли бы стать даже частью позитивных политических платформ. И на их реализацию должны согласованно работать конструктивные политики, федеральные ведомства, органы власти регионов, средства массовой информации и так далее. Только тогда проблема дорожной безопасности будет осознана как проблема общенациональная и станет решаться усилиями всей России.

Наверное, эта тема должна стать одним из предметов обсуждения на конференции и найти более рельефное отражение в рекомендациях государственного доклада.

Благодарю за внимание.

 


Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Выступления и интервью
0.0670 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.