Проблемы развития транспортной инфраструктуры экспорта российского зерна
Опубликовано 4 Июня 2003
Доклад Руководителя Департамента регулирования производственной деятельности морских портов А.Н. Жиглицкого на совместном совещании
"Проблемы развития транспортной инфраструктуры экспорта российского зерна"
04 июня 2003 года, Минтранс России
Уважаемые участники совещания, я хотел бы сообщить Вам о ситуации с перевалкой зерна в морских портах России.
В 2002 году объем перевалки зерна через морские порты России составил 6,3 млн. том, в том числе на экспорт перегружено 5,1 млн. тонн.
В настоящее время существуют производственные мощности позволяющие перевалить по прямому варианту (вагон - судно) в морских портах Владивосток, Восточный, Санкт-Петербург, Таганрог, Приазовье и Махачкала и специализированные зерновые комплексы в портах Новороссийск и Калининград.
Основным препятствием для увеличения объемов экспорта зерна является ограничение мощностей перегрузочных комплексов в российских портах. Ввод в эксплуатацию новых комплексов является стратегическим решением проблемы экспорта зерна.
Минсельхоз России инициировал обращение Российского Зернового Союза в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова с просьбой о поручении Минэкономразвития России, Минтрансу России и Минсельхозу России с участием Российского Зернового Союза проработать принципиальную возможность строительства зерноперегрузочных комплексов на Балтийском и Черноморско-Азовском бассейнах.
Вышеперечисленные Министерства готовят направить в Правительство Российской Федерации предложения по основным направлениям развития зернового рынка на период до 2010 года, включающие вопросы биржевой торговли и экспорта зерна, совершенствованию нормативно-правовой базы по регулированию зернового рынка.
Учитывая значимость своевременного обеспечения пересылки зерновых грузов в морских портах, этот вопрос был рассмотрен на расширенном заседании в Министерстве транспорта Российской Федерации 16.04.2002 года с участием представителей морских портов, Морских администраций портов, ОАО "Ленморниипроект", ГУ "Союзморниипроект", а также Минсельхоза России, Российского Зернового Союза и компаний - экспортеров зерна. Участники совещания пришли к выводу, что залогом успешного развития отечественного АПК и укрепления продовольственной безопасности России, на ряду с модернизацией и реконструкцией действующих мощностей, является строительство новых зерновых комплексов - на Черном море в порту Новороссийск (до 4,5 млн. тонн в год), на Балтике - в порту Усть-Луга и порту Санкт-Петербург (5,5 млн. тонн в год), с целью обработки конкурентоспособного класса судов (г/п 50-80 тыс. тонн), а также в мелководных портах Азовского и Каспийского морей (до 3 млн. тонн в год).
Минтранс России подтвердил Российскому Зерновому Союзу и Минсельхозу России готовность принять необходимые меры по строительству зерновых комплексов и оказать инвесторам необходимую помощь в разработке проектной документации.
В настоящее время российские порты готовы увеличить переработку экспортного зерна, переоборудовать часть универсальных причалов под переработку зерна, но для этого необходима инвестиционная помощь зерновых компаний, совместное определение основных направлений грузопотоков экспортируемого зерна в каждом конкретном направлении, гарантированное обеспечение загрузки комплексов.
В июне 2002 года указанные вопросы рассматривались на рабочем совещании «Зерновой раунд 2002» в Сочи, а 4 сентября были проведены общественные слушания в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, в которых активное участие принимали специалисты Минтранса России.
В зависимости от прогнозируемых объемов заготовки зерна, анализа конъектуры внешнеторгового зернового рынка, а также проведения благоприятной для России ценовой и тарифной политики кроме модернизации и строительства новых зерновых терминалов необходимо рассмотреть в комплексе вопросы увеличения перерабатывающих способностей припортовых элеваторов, реконструкции и развития припортовых железнодорожных станций, пополнения парка вагонов-зерновозов и судов под экспортные объемы отгрузки зерна через российские порты.
Было бы логично, если заинтересованные организации - экспортеры зерновых грузов приняли самое активное участие в инвестировании соответствующих мероприятий по реконструкции имеющихся зерновых терминалов и развитию экспортной инфраструктуры, предполагающей строительство новых перегрузочных комплексов.
Вместе с тем, необходимо одновременно рассмотреть на ФЭК России вопросы применения исключительных тарифов на экспортные перевозки российского зерна железнодорожным транспортом. Кроме этого, необходимо продолжить работу по более четкому планированию и регулированию перевозок с учетом образования логистических центров, продолжения работы по созданию управляющей системы подвода грузов к портам, корректировки и утверждения нормативных документов по работе участников перевозочного процесса, в том числе работы портовых транспортных узлов.
Таким образом, очевидно, что резерв увеличения мощностей по перевалке зерна через российские морские порты есть при использовании всех возможных схем перевалки и соответствующих логистических подходов при организации процесса доставки зерна в российские порты, однако, проблема развития экспортного зернового потенциала носит комплексный характер. Ее решение требует разработки скоординированных действий государства и всех участников зернового рынка.
Эффективность развития зернового рынка России возможно только при наличие соответствующего механизма функционирования зернового хозяйства в целом, который включает в себя как производства зерна, так и меры по его реализации на рынках.
В заключение позвольте пожелать успешной работы совещанию и выразить надежду на принятие конструктивных и перспективных решений.