Выступление Руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта М.П.Акулова на пресс-конференции по вопросам деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта
Опубликовано 18 Августа 2004Выступление Руководителя Федерального агентства
железнодорожного транспорта М.П.Акулова на пресс-конференции по
вопросам деятельности Федерального агентства железнодорожного
транспорта 19 августа 2004г.
Создание Федерального агентства железнодорожного транспорта как одного из федеральных органов исполнительной власти связано с проводимой в нашей стране административной реформой. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система органов исполнительной власти была разделена на федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Таким образом, функции по государственному регулированию в сфере железнодорожного транспорта, ранее осуществлявшееся Министерством путей сообщения Российской Федерации, были разделены между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Вместе с тем, упомянутый Указ Президента Российской Федерации четко разграничил задачи каждого из органов исполнителыюй власти в области государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта. На Минтранс России возложено определение направлений государственной политики, а также издание нормативных правовых актов. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта возьмет на себя весь спектр лицензионно-разрешительных функций, а также контроль и надзор в области обеспечения безопасности движения поездов. На Федеральное агентство железнодорожного транспорта возложены функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. При этом следует особо подчеркнуть, что в компетенцию Агентства входит реализация государственной политики как в сфере железнодорожного транспорта общего, так и необщего пользования.
Важнейшим этапом на пути становления Федерального агентства железнодорожного транспорта стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004г. №174, которым утверждены Вопросы Федерального агентства железнодорожного транспорта. Этот нормативный акт определил основополагающие принципы для деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта. В частности, было определено следующее:
1 .Федеральное агентство железнодорожного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
2.Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
3. Агентство осуществляет: издание индивидуальных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта; организацию перевозок опасных грузов; организацию работ по обязательному подтверждению соответствия продукции, работ и услуг, а также аккредитация испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации.
Вопросами Федерального агентства железнодорожного транспорта также была определена штатная численность работников центрального аппарата (155 человек) и его территориальных органов (245 человек).
30 июля 2004г. Председателем Правительства Российской Федерации было подписано постановление Правительства Российской Федерации №397, которым было утверждено Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта - акт, определяющий компетенцию и правоспособность Агентства
Постановлением установлено, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта находятся организации железнодорожного транспорта, находившиеся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Кроме этого, на Федеральное агентство железнодорожного транспорта возложено осуществление от имени Российской Федерации полномочий акционера советско-монгольского акционерного общества "Улан-Баторская железная дорога". Ранее интересы Российской Федерации в указанном акционерном обществе осуществляло Министерство путей сообщения Российской Федерации.
Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта определило компетенцию, полномочия, и функции Агентства, а также вопросы, связанные с организацией деятельности Агентства.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта Агентство осуществляет полномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. Таким образом, в сфере своей компетенции Агентство будет выполнять те обязательства, которые в настоящее время предусмотрены международными соглашениями в области железнодорожного транспорта, участниками которых является Российская Федерация, МПС России. После внесения необходимых изменений в международные соглашения (и, в первую очередь, такие определяющие для деятельности железнодорожного транспорта акты, как Соглашение о международном грузовом сообщении, Соглашение о международном пассажирском сообщении, Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам и ряд других) Федеральное агентство железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции будет обеспечивать исполнение обязательств, предусмотренных указанными соглашениями от российской стороны.
Кроме этого, согласно Положению, Агентство осуществляет следующие основные функции, относящиеся к правоприменительным:
1. Осуществляет составление перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
2. Принимает решения об открытии железнодорожных станций, а также для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования
3. Принимает решения о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;
4. Определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морские и речные порты, автомобильные станции и аэропорты, участвующие в смешанном сообщении;
5. Принимает решения о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок,
6. Устанавливает сроки действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванного обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок.
7. Осуществляет пономерной учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров;
8. рассматривает обращения владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных станций примыкания и выдачу заключений по ним;
9. Организует:
9.1. в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работу по обязательному подтверждению соответствия продукции, добровольному подтверждению работ и услуг, аккредитации испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации и экспертов, а также по продлению сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
9.2. в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнение работ по стандартизации и обеспечению единства измерений на железнодорожном транспорте;
9.3. во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществление воинских и специальных железнодорожных перевозок;
9.4. работу по расчетам с железнодорожными администрациями иностранных государств.
Как уже было отмечено выше, Агентство будет осуществлять свою деятельность с привлечением своих территориальных органов, расположенных в каждом из семи Федеральных округов.
Распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 6 августа 2004г. №1363/1001 определено сокращенное наименование Федерального агентства железнодорожного транспорта - Росжелдор.
В настоящее время ведется активная работа по подготовке ведомственных нормативных актов, разграничивающих компетенцию между Минтрансом России и Федеральным агентством железнодорожного транспорта, определяющих порядок и механизм их взаимодействия друг с другом, другими федеральными органами исполнительной власти.
Завершается формирование кадрового состава Агентства и территориальных органов. При этом особо хотелось бы подчеркнуть, что в процессе ликвидации МПС России и создания Агентства не удалось растерять кадровый состав - большая часть специалистов в области железнодорожного транспорта осталась работать в Агентстве, приходят и молодые специалисты.
Взаимодействие Федерального агентства железнодорожного транспорта с участниками перевозочного процесса (в первую очередь с перевозчиками, владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, другими субъектами) и пользователями транспортных услуг осуществляется, исходя из следующих основных направлений:
1. Являясь федеральным органом исполнительной власти, Агентство осуществляет реализацию государственной политики в области железнодорожного транспорта посредством применения обязательных требований для всех участников перевозочного процесса.
2. Подготовка объективных, всесторонне взвешенных решений по тем или иным вопросам невозможна без тесного взаимодействия Агентства с участниками перевозочного процесса и пользователей транспортных услуг. В этих целях в Положении об Агентстве закреплена возможность создания совещательных и экспертных органов в сфере железнодорожного транспорта. В ближайшее время в Агентстве будет создан Совет Агентства, в работе которого смогут принять участие представители перевозчиков, владельцев инфраструктуры, операторских компаний, крупных грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования. Считаю, что Совет должен стать формой оперативного решения вопросов текущей деятельности железнодорожного транспорта. При этом Совет предназначен для обмена мнениями всех участников транспортного процесса и пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Задачей всех федеральных органов исполнительной власти (в том числе Агентства) является установление и применение единых принципов государственного регулирования по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте без вмешательства при этом в их хозяйственную деятельность. Вышесказанное в полной мере относится и к взаимоотношениям с ОАО «РЖД» -крупнейшей на сегодняшний день железнодорожной транспортной компанией России.
При этом требования, предъявляемые к организациям железнодорожного транспорта едины вне зависимости от их организационно-правовых форм, масштабов либо вида деятельности. Однако, в условиях развития конкуренции, ухода от государственной монополии в сфере железнодорожных перевозок на первый план выходит задача сохранения единства государственного регулирования в отрасли, координация деятельности всех участников перевозочного процесса, обеспечение обороноспособности, безопасности страны и прав пользователей услугами железнодорожного транспорта.
Следует особо подчеркнуть, что реформирование всей системы федеральных органов исполнительной власти для Федерального агентства железнодорожного транспорта происходит на фоне продолжающейся структурной реформы железнодорожного транспорта. На первом этапе структурной реформы было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги», к которому перешли все хозяйственные функции в области железнодорожного транспорта, ранее осуществлявшиеся МПС России. На сегодняшний день ОАО «РЖД» является крупнейшей организацией железнодорожного транспорта, однако не единственной. Таким образом наметились объективные возможности перехода от монополистической деятельности в области железнодорожных перевозок к развитию конкуренции среди перевозчиков, повышению качества и разнообразия предоставляемых услуг в целях привлечения клиентов.
Новое законодательство в области железнодорожного транспорта, определившее возможность развития конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок, равенство доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, единство государственного контроля за безопасностью движения потребовало качественной переработки существующей нормативно-правовой базы, регулирующей те или иные вопросы. За последнее время был принят ряд нормативных актов, необходимых для реализации федеральных законов в области железнодорожного транспорта. В частности, следует отметить Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации.
Работа над совершенствованием законодательства в области железнодорожного транспорта будет продолжена. При этом следует учитывать разделение компетенции по государственному регулированию в сфере железнодорожного транспорта между Минтрансом России, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, что, безусловно, потребует глубоко анализа действующих нормативных актов, а потом и внесения в них изменений.
Пресс-служба
Тел. 926-93-11