Доклад Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина по вопросу развития международного транспортного коридора «Север-Юг» 28 июля 2004 г.
Опубликовано 28 Июля 2004Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина
по вопросу развития МТК «Север-Юг»
Выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, Президент Владимир Владимирович Путин отметил, что «только хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество».
Соединяя континентальную Европу с государствами Азии, Россия с полным основанием может рассматриваться как транспортный мост, соединяющий эти динамично развивающиеся регионы.
Министерство транспорта, в соответствии с задачами, поставленными Президентом по удвоению ВВП и одобренной Госсоветом Транспортной стратегией, уделяет большое внимание развитию международных транспортных коридоров на своей территории и интеграции в мировую транспортную систему.
По территории нашей страны проходят три (3) европейских и два (2) евроазиатских международных транспортных коридора, обеспечивающих кратчайшие транспортные сообщения.
Идеология создания сети международных коридоров строилась по широтно-меридиональному принципу для создания мощных многовекторных реверсивных маршрутов международного товародвижения.
Актуальность этого подхода не только сохраняется, но и возрастает в соответствии с современными темпами развития экономики России.
Основным российским широтным коридором является ТРАНССИБ.
Именно Транссибирская магистраль стала первым сухопутным транзитным коридором для грузов из стран Восточной и Западной Европы через территорию бывшего СССР в государства Юго-Восточной Азии.
Вместе с тем, Транссиб имеет большое значение с точки зрения транспортировки грузов и перевозки пассажиров и в меридиональных направлениях.
Например, на российский Север, в Среднюю Азию и далее направлением на Китай.
Российская Федерация активно сотрудничает с международным сообществом по формированию широтно- меридиональных коридоров, как на двусторонней основе, так и в рамках СНГ.
Важнейшим из таких коридоров и единственным по которому заключено многостороннее межгосударственное Соглашение, является международный транспортный коридор «Север-Юг».
Межправительственное Соглашение о его создании было подписано Россией, Ираном и Индией на второй Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге, и вступило в силу 16 мая 2002 г.
На третьей Международной евроазиатской конференции по транспорту, состоявшейся в сентябре прошлого года, к Соглашению присоединились новые государства: Белоруссия и Казахстан.
На стадии рассмотрения находятся заявки о присоединении к Соглашению Сирии, Азербайджана, Омана, Таджикистана, Украины и Армении.
Для регулирования вопросов реализации Соглашения и практического применения его положений образован Координационный Совет (КС).
Третье заседание Экспертных групп Координационного Совета международного транспортного коридора «Север-Юг» состоялось в декабре прошлого года.
В контексте переговорного процесса по статусу Каспийского моря Россия активно работает над созданием эффективного законодательного поля деятельности организаций транспортного комплекса, использующих преимущества международного коридора «Север-Юг».
В настоящее время ведутся переговоры по согласованию текста пятистороннего Соглашения о торговом судоходстве в Каспийском море.
При его подписании будут обеспечены правовые условия для судоходства на Каспии.
Основное направление коридора «Север – Юг» обеспечивает продвижение грузопотоков из Северной Европы с паневропейского коридора № 9 по территории России через Каспийское море на Иран, страны Персидского залива и Индию, а также на Кавказ и в страны Центральной Азии.
С целью наполнения практическим содержанием Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг» Минтранс России уделяет особое внимание развитию транспортной инфраструктуры в Прикаспийском регионе.
Регион Каспийского моря - это ВОДНЫЙ МОСТ из Европы в Азию, который обеспечивает торгово-экономические связи.
Их комплексное транспортное обеспечение – один из главных приоритетов российской транспортной политики.
Южными воротами коридора «Север-Юг» являются российские порты на Каспии, развитие инфраструктуры которых будет способствовать расширению торговли прикаспийских государств со странами Западной Европы.
Порт Астрахань традиционно обслуживает внешнеторговые грузопотоки Российской Федерации. Его органичным дополнением является порт Оля, через который планируется осуществление мультимодальных перевозок контейнеров и других грузов.
Однако, насыщение грузовой базы порта сдерживалось отсутствием железной дороги, являющейся стратегически важной транспортной составляющей, а также рядом других проблем, связанных со статусом Астраханского водно-транспортного узла.
Сегодня мы открыли первую очередь участка железной дороги, соединившего станцию Яндыки и станцию Оля.
Его эксплуатация создаст дополнительные возможности развития транзитного потенциала Российской Федерации.
Полноценное функционирование и развитие порта Оля было невозможно без связи с сетью магистральных железных дорог России.
В августе 2003 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации было принято решение о строительстве участка железнодорожного пути к порту Оля, который сегодня построен и сдан в эксплуатацию ранее запланированных сроков.
В конечном счете, соединение порта с основными железнодорожными магистралями позволит реализовать генеральную схему развития порта с выходом к 2010 году на запроектированную мощность 8,0 млн.тонн.
Это отвечает интересам всех участников транспортного процесса: грузовладельцев, представителей транспортного и экспедиторского бизнеса, укрепляет российские позиции на Юге и создает возможность социально-экономического развития региона.
Нет сомнения, что ускоренное и политически окрашенное проталкивание альтернативных маршрутов перевозок грузов и пассажиров в обход Российской территории, требует от нас активизации работы по формированию международных транспортных коридоров.
Для повышения конкурентоспособности российской транспортной системы особенно важно развитие широтных ответвлений коридора «Север-Юг».
Переключение имеющихся и потенциальных грузопотоков с международного транспортного коридора ТРАСЕКА на международные железнодорожно-паромные сообщения в Каспийском бассейне между Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном, а также с ориентацией на перспективную грузовую базу Китая.
Еще одним эффективным инструментом развития МТК «Север-Юг» является использование потенциала внутренних водных путей Российской Федерации.
В широтном направлении – в первую очередь участка Астрахань – Азов, на который также могут выйти грузопотоки с коридора ТРАСЕКА,
Сегодня они следуют через территории Азербайджана и Грузии.
Для судов смешанного плавания «река-море» открывается возможность осуществления бесперевалочных перевозок грузов из портов Каспийского моря по Волгодонскому водному пути в Азовское и Черное моря с выходом на коридор №7 по реке Дунай.
А для пассажирских судов – это перспектива развития круизного судоходства, осуществление которого вызовет мультипликативный эффект и возможность значительных валютных поступлений в Россию.
Российская Федерация является членом Европейского Соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения, по техническим критериям которого российским водным путям присвоены самые высокие категории VI ,VII европейской классификации.
В соответствии с подписанными Российской Федерацией международными обязательствами поэтапное открытие внутренних водных путей Правительством запланировано на 2007-2010 гг.
Существенно возрастает роль еще одного российского порта на Каспии как пункта перевалки транзитных грузов в широтном направлении коридора «Север-Юг» - порта Махачкала. Этому способствует помимо других факторов необходимость транспортировки каспийской нефти на западные рынки.
К 2005 году в порту Махачкала планируется завершение реконструкции порта с доведением мощностей по переработке нефтегрузов до 8,0 млн.тонн и сухих грузов до 4,0 млн.тонн.
Уже сегодня объем перевозок через российские порты на Каспии превысил 8 млн. тонн, а в перспективе 2010 года, с вводом запроектированных портовых мощностей, модернизацией железных дорог, грузопотоки, следующие через порты Астрахань, Махачкала и Оля, могут превысить 20 млн.тонн различной номенклатуры грузов.
Одним из перспективных видов деятельности российских портов на Каспии является организация железнодорожно-паромных сообщений с прикаспийскими государствами.
Сегодня уже нет сомнений в перспективности транспортного коридора «Север-Юг».
С созданием реверсивного железнодорожного сообщения мы решаем стратегически важную задачу для всех прикаспийских государств и участников Соглашения.
Открываются новые транспортные маршруты из российских портов Астрахань, Оля и Махачкала в Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркменистан), Баку (Азербайджан), Энзели и Амирабад (Иран) для обслуживания новых потоков с их дальнейшим продвижением на юг Ирана и Индию.
В настоящее время, наряду с Россией и странами СНГ, к развитию коридора проявляют интерес европейские государства: Финляндия, Польша, Германия и другие, в которых формируются товаропотоки назначением на Иран и Индию.
Динамично развиваются и Северные ворота международного коридора «Север-Юг».
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в последние годы идет активное развитие инфраструктуры, обеспечивающей международные и транзитные перевозки.
Построены новые порты, расширяются терминалы в Большом порту Санкт-Петербурга, строятся и модернизируются автомобильные дороги, железнодорожные пути и станции.
Для формирования опорной транспортной сети и эффективной товаропроводящей системы международного коридора «Север-Юг» необходимо развитие не только его Северных и Южных ворот, но и других территорий по которым он проходит. Необходимо во взаимодействии с субъектами Российской Федерации создавать, мультимодальные терминалы, депо, другие высокотехнологичные инфраструктурные объекты.
К примеру, в рамках консолидированной транспортной системы Поволжья разрабатываются проекты и прединвестиционные предложения по строительству транспортно-логистических центров и мультимодальных контейнерных терминалов в городах Волжский, Самара, Нижний Новгород и других
Важнейшей составной частью опорной транспортной сети являются пункты пропуска через государственную границу России.
На Российско-Казахстанском участке государственной границы России существует более 60 сухопутных пунктов пропуска, что составляет около - 30% от всех сухопутных пунктов пропуска. Сегодня очевидно, что в ряде случаев пункты пропуска работают неэффективно.
В этой связи назрела необходимость их инвентаризации и по ее результатам составление перечня наиболее загруженных для последующей модернизации с целью увеличения их пропускной способности или если это невозможно – ликвидации.
Более того, для ускорения прохождения грузов и перемещения пассажиров необходимо шире внедрять современные технологии, обеспечивающие максимальную скорость выполнения необходимых процедур при пересечении государственной границы, оптимизировать количество и размещение пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта.
Очевидно уже сформировалась потребность подумать совместно с нашими коллегами по Единому экономическому пространству о переносе некоторых пунктов пропуска на внешние границы ЕЭП.
В заключение хотел бы еще раз отметить, что открытие движения на участке Яндыки-Оля является одним из важных элементов развития инфраструктуры международного транспортного коридора «Север-Юг».
Несмотря на то, что большой объем работ уже выполнен, мы находимся лишь в начале пути по созданию эффективной системы товародвижения.
Для успешной реализации задач формирования конкурентных маршрутов перевозок и создания условий для привлечения грузопотоков по коридору нам и всем прикаспийским государствам предстоит еще многое сделать:
ПЕРВОЕ. Необходимо провести макроэкономическую оценку существующих и перспективных грузопотоков с целью корректировки российской части Международных транспортных коридоров, дополнения широтно-меридиональными связями, обоснования перспектив развития коридора адекватных перспективам развития транспортной инфраструктуры прикаспийских государств.
ВТОРОЕ. Необходимо придать Астраханскому водно-транспортному узлу статус морского порта с созданием единой администрации морского порта Астрахань и Оля.
ТРЕТЬЕ. Проработать вопрос продления сроков навигационного периода на участке Астрахань – Волгоград – Азов внутренних водных путей Российской Федерации.
ЧЕТВЕРТОЕ. Предлагаю вместе с Казахстаном рассмотреть целесообразность создания совместных пунктов пропуска на внешних границах Единого экономического пространства, по направлениям основных маршрутов перевозок транзитных грузов.
ПЯТОЕ. Необходимо, в рамках интеграции европейских и евроазиатских коридоров, постоянно вести переговорный процесс с заинтересованными государствами и странами Евросоюза по согласованному развитию инфраструктуры, применению транспортных технологий, определению технических параметров и условий функционирования коридора «Север-Юг».
Полагаю необходимо рассмотреть возможность установления международного многостороннего режима регулирования в виде законодательных и правовых норм, определяющих основные параметры коридора.
Считаю, что для реализации этой важной задачи необходимо поручить Координационному Совету по международному транспортному коридору «Север-Юг» проработать вопрос о подготовке документа, который бы представлял совместный план действий по его формированию и развитию.