Перспективы развития транспортного потенциала Северо-Западного федерального округа
Опубликовано 17 Апреля 2003Министерство транспорта и связи Российской Федерации
Доклад руководителя Департамента координации транспортных систем и логистики Минтранса России А.П. Кузнецова на совместном совещании Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и руководства Минтранса России
8 апреля 2003 года, Санкт-Петербург
«Перспективы развития транспортного потенциала СЗФО»
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Сергей Оттович, коллеги!
Пользуясь случаем, я хотел бы отметить тот факт, что одно из первых совещаний с федеральными органами исполнительной власти в качестве Полномочного Представителя Президента Российской Федерации по СЗФО Валентина Ивановна проводит по проблемам развития транспортного комплекса СЗФО, играющего важную роль в жизни Северо-Запада. В этой связи полагаю целесообразным коснуться следующих проблемных вопросов, решение которых требует тесного взаимодействия между Минтрансом России, аппаратом Полпреда в СЗФО и регионами:
Развитие транспортной инфраструктуры СЗФО и обеспечение социального и экономического развития региона;
Повышение эффективности транспортного процесса;
Организация взаимодействия между Минтрансом России и СЗФО по реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России».
Транспортная отрасль страны последнее время работает в период непростых и очень серьезных структурных изменений.
В последнее время наметилось заметное улучшение взаимодействия двух транспортных министерств с региональными органами исполнительной власти, аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Наглядным примером такой координации является участие Министра транспорта Российской Федерации С.О. Франка в презентации СЗФО в Германии, прошедшей в конце 2002 года, а также сегодняшнее совещание, на котором планируется обсудить сложившуюся ситуацию в транспортном комплексе округа, определить новые тенденции, возможности и подходы.
Анализ ситуаций, которые мы наблюдали в течение 2002 года и в начале текущего года, показал, что, прежде всего, необходима более четкая координация в развитии портовых мощностей, железнодорожных подходов к портам и припортовых станций. Это нашло отражение в проблемах, возникших в прошлом году с экспортом угля, зерна, нефтепродуктов. Учитывая важность для России сырьевого экспорта, очевидно: если не решить эту транспортную задачу, она примет характер общеэкономической проблемы и здесь мы возлагаем большие надежды на Северо-Запад.
Транспортная система Северо-Запада является важнейшим элементом транспортного комплекса России. Она обеспечивает около 40% внешнеторгового грузооборота страны.
Стержнем транспортной системы Северо-Западного региона России являются транспортные комплексы Санкт-Петербурга и Ленинградской области с развивающимися портовыми комплексами в Приморске, Усть-Луге, Высоцке, морские порты Калининграда, Мурманска и Архангельска, Северный морской путь, Вол-го-Балтийская транспортная система, проходящая по международному транспортному коридору "Север-Юг" и судоходные компании Северо-Западного бассейна.
В 2002 году на этот бассейн пришлось 41% (137,7млн. тонн) российских внешнеторговых и транзитных грузов, перевозимых морским транспортом.
Для отгрузки на экспорт угля, минеральных удобрений, металлов, лесных грузов и лесоматериалов, контейнеров и других генеральных грузов осуществляется строительство нового морского торгового порта Усть-Луга с перспективным грузооборотом до 35 млн. тонн в год.
Создание паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии, предусматривающей непосредственно транспортную связь Калининградской области с Российской Федерацией, минуя страны Балтии, будет содействовать увеличению пропускной способности портов Севера-Запада, имеет большое эконо- мическое, политическое и стратегическое значение.
На сегодняшний день требует дальнейшей проработки вопрос финансирования, строительства железнодорожных подходов к порту, объектов энергообеспечения порта и автомобильных дорог.
Мурманский регион имеет стратегическое значение для России. Единственный на Северо-Западе России крупный незамерзающий Мурманский морской торговый порт является северными воротами России и ключом к Северному морскому пути.
В Мурманске сосредоточена основная мощь ледокольного флота страны -атомный ледокольный флот и ремонтно-технологичекое предприятие по его обслуживанию, здесь же находится ОАО «Мурманское морское пароходство», управляющее ледокольным флотом и осуществляющее основные транспортные перевозки в Арктике.
В настоящее время ведутся поиски широкого выхода на зарубежные рынки российскими нефтяными компаниями. Для этого необходимо особое транспортное решение. Таким решением для российского нефтяного экспорта является строительство северного экспортного трубопровода "Западная Сибирь - Мурманск" и мощного нефтяного терминала в порту Мурманск, что может обеспечить экспорт до 80 млн. тонн нефти в год. Минтранс России активно поддерживает этот проект.
Мурманский порт может составить серьезную конкуренцию портам на других бассейнах по переработке и отгрузке на экспорт угля. Для этого необходимо обеспечить реконструкцию существующих припортовых подъездных железнодорожных путей в Мурманске, предусмотреть в инвестиционной программе железнодорожного транспорта на 2004 год строительство вторых путей, в том числе на участке Кола - Мурманск.
Для более эффективного использования существующей портовой инфраструктуры на севере страны очень важно сохранить сложившийся уровень тарифов на железнодорожные перевозки угля, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов через порты Архангельск, Витино, Кандалакшу. Наша страна имеет уникальный многолетний опыт обеспечения плавания судов в ледовых условиях как на трассе Северного морского пути, так и в замерзающие порты неарктических морей.
С декабря по май плавание судов в этом регионе возможно только с ледокольным обеспечением. В открытых районах моря движение транспортных судов должно обеспечиваться линейными ледоколами, которые находятся в доверительном управлении у ОАО «Мурманское морское пароходство».
Развитие Арктической морской транспортной системы будет определяться темпами развития экономической деятельности в Арктической зоне и ростом грузовой базы для СМП.
По поручению Правительства Российской Федерации Минтрансом России совместно с научными организациями других министерств и ведомств, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработан проект "Концепции развития Северного морского пути до 2015 года" с соответствующим технико-экономическим обоснованием. В этой связи принципиальное значение приобретает завершение строительства атомного ледокола «50 лет Победы», в финансировании которого весомое участие принимает и отечественный частный капитал.
Северо-Западный округ занимает первое место среди округов по объему перевозки грузов в международном автомобильном сообщении и составляет 38% от всего объема по стране.
Объемы внешнеторговых грузов, перевезенных через государственную границу автотранспортом в Северо-Западном федеральном округе возросли за 2002 год на 7% за счет прироста импортных грузов. Автотранспортный комплекс Северо-Западного федерального округа включает свыше 23 тысяч субъектов, осуществляющих перевозочную деятельность, из них около 18 тыс. индивидуальных предпринимателей имеют лицензии на осуществление автотранспортной перевозочной деятельности.
Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Северо-Западного федерального округа остается сложной. За январь - декабрь 2002 года совершено 19944 дорожно-транспортных происшествия (рост на 14,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года), в которых погибло 2979 (+2%) и ранено 23037 (+18%) человек. Около 23% федеральных дорог работают в режиме перегрузки.
В целях решения указанных проблем ведется активная работа по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Северо-Западном федеральном округе.
Минтрансом России предусмотрено строительство обходов целого ряда крупных городов, таких как: Санкт-Петербург, Луга, Вологда, Псков.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 года № 305-р Минтранс России приступил к строительству КАД с 15 марта 2001 года. Поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 5 февраля 2003 года № Пр-195 определен срок ввода в эксплуатацию первой очереди КАД в 2005 году.
Осуществляется реконструкция автодорог к морским портам Финского залива.
В 2003 году федеральным бюджетом предусмотрено 410,5 млн. руб. на продолжение работ по строительству обхода г. Выборга, введена первая очередь обхода с мостовым переходом через Сайменский канал.
Опыт других стран показывает, что успешное развитие дорожной сети может осуществляться только на основе долгосрочных государственных программ, в которых четко обозначены горизонты планирования развития дорог в увязке с обеспечением их финансирования.
Поэтому успешное решение проблем развития дорог в России возможно путем принятия соответствующей национальной дорожной программы, в которой этапность решения приоритетных задач по строительству и реконструкции автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров, модернизации и ликвидации накопившегося недоремонта существующих федеральных и территориальных дорог, развитию дорожной сети на подъездах к морским портам, железнодорожным станциям и другим транспортным узлам, в районах нового освоения, а также в сельской местности. Так, например, из 27,7 тыс. населенных пунктов в округе около 12 тыс. (примерно 43%) не имеют связь по дорогам с твердым покрытием.
Масштабность и актуальность решения этих проблем для России очевидна.
В этих условиях, мы не только должны оперативно корректировать наши инвестиционные планы с учетом изменения рыночной конъюнктуры, но и прогнозировать тенденции их изменения на стадии стратегического планирования. Связано это с тем, что ошибка в прогнозе нагрузки на транспортную систему может привести к весьма плачевным результатам.
Поэтому очень важно в кратчайшие сроки провести согласованную корректировку генсхемы развития припортовых станций и погранпереходов округа, показателей ФЦП "Модернизация транспортной системы России" в региональном аспекте. В этих документах нужно предусмотреть, в частности, развитие пограничных переходов и железнодорожной инфраструктуры в портах Санкт-Петербурга, Калининграда, Мурманска, Ленинградской и Архангельской областей, республики Карелия, а также железнодорожных подходов к портам Усть-Луга, Приморск, Высоцк с учетом прогнозируемых для освоения грузопотоков.
В этой связи, как нам представляется, необходимо совместно с регионами СЗФО уточнить соответствующие прогнозы развития грузовой базы.
Далее, наряду с системным развитием транспортной инфраструктуры округа, нужно возродить систему оперативного взаимодействия, планирования и диспетчерского регулирования в транспортных узлах.
Здесь нельзя идти по пути простого восстановления старых административных процедур, хотя в них и было немало рационального. Эту задачу нужно решать с учетом реалий рыночной экономики и на основе современных организационных и технических возможностей.
Такую сложную проблему не решить без создания адекватного органа управления, в задачи которого будут входить определение перспектив развития территории транспортного узла и привлечение инвесторов под гарантии региональных властей, в том числе проведение рациональной налоговой и таможенной политики, позволяющей частично компенсировать затраты инвесторов. Опыт наших соседей - стран Балтии, Финляндии подсказывает целесообразность создания такого органа управления в виде Единой администрации транспортного узла. Существенный момент здесь - законодательное обеспечение функционирования такой структуры на региональном уровне.
В современных политических реалиях транзит стал условием обеспечения жизнедеятельности целого субъекта Российской Федерации. Как вы понимаете, речь идет о Калининградской области.
Развитие экономики области в связи с ее уникальным географическим положением в значительной степени зависит от состояния транспортных коммуникаций этой эксклавной территории и возможности реализации внешнеэкономических связей для приграничного сотрудничества и торговли.
Переход стран Балтии и Польши на европейские стандарты в торговом, таможенном и визовом режимах на пути интеграции в Евросоюз не должны препятствовать транспортному сообщению области с остальной территорией России, свободе передвижения граждан.
В настоящее время идет трудный процесс поиска компромиссных решений между соответствующими структурами России и ЕС с участием представителей администрации Калининградской области.
Наиболее острой является проблема пассажирского и грузового транзита, в том числе военного и специального назначения, через территорию Литвы. Соответствующие мероприятия предусмотрены федеральной целевой программой развития Калининградской области до 2010 года. Главное - обеспечить необходимое финансирование реализации транспортных проектов за счет бюджетов всех уровней и привлечения частных инвестиций.
Существенно также активное участие Еврокомиссии и ее финансовых институтов в реализации важнейших инвестиционных объектов на территории области. Постоянное внимание аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации по Северо-западному федеральному округу к социально-экономической проблеме развития транспорта Калининградской области окажет действенную поддержку этому процессу.
Хочу сказать несколько слов о ходе выполнения ФЦП «Модернизация транспортной системы России» в СЗФО.
Общий объем финансирования мероприятий по развитию транспортного комплекса в 2002 году составил 52.0 млрд. рублей.
В 2002 году введено 343 км дорог федерального и территориального значения. Был введен 33,1 км восточного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург и 1404 пог. м мостовых сооружений на ней.
За счет средств субвенций и субсидий из федерального бюджета продолжалось строительство мостового перехода через Кольский залив в районе г. Мурманска и территориальной автомобильной дороги в составе межрегиональных транспортных коридоров Санкт-Петербург-Екатеринбург.
По подпрограмме «Железнодорожный транспорт» в 2002 году на Северной железной дороге завершена электрификация участка Малошуйка-Маленга протяженностью 57,2 км, с вводом основных фондов 0,8 млрд. рублей.
По подпрограмме «Морской транспорт» в 2002 году построены и введены в эксплуатацию в порту Санкт-Петербург- причал №29 для генгрузов и причал №83 для контейнерных грузов. Продолжалось развитие перегрузочных мощностей в портах Мурманск, Высоцк и других.
Продолжились работы по реконструкции покрытий взлетно-посадочных полос в аэропортах округа.
Проведен комплекс работ по реконструкции Верхне-Свирского и Нижне-Свирского шлюзов, верхних камер шлюзов № 10 и № 11 Беломорско-Балтийского канала.
В 2003 год по Северо-Западному федеральному округу предполагается освоить более 63,5 млрд. рублей капитальных вложений. Проект «Паромное сообщение Усть-Луга - Балтийск - порты Германии» включен в Программу сотрудничества Российской Федерации с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на 2001-2004 годы.
Несколько слов о развитии морского туризма. Приведу пример. Порт Таллинн ежегодно принимает 5...6 млн. пассажиров, порт Хельсинки - 16 млн. пассажиров, а порт С.-Петербург - 160 тыс. пассажиров.
Петербург, Выборг, Архангельск, Калининград и другие порты округа в состоянии обеспечить освоить этот потенциально большой рынок. Полагаю, что здесь есть вопросы, на которые необходимо нам всем обратить внимание.
Выполнение программ развития транспортной инфраструктуры СЗФО оказывает заметное влияние на экономическое состояние регионов округа. Так, Ленинградская область перестала быть дотационной, не в последнюю очередь, благодаря развитию транспортного комплекса.
В заключении хотел бы отметить, что проблему максимального использования транспортного потенциала необходимо решать скоординированными усилиями всех региональных образований, входящих в Северо-западный федеральный округ, рассматривая его как единый транспортный комплекс.
Транспортная инфраструктура будет продолжать развиваться, это стратегическая линия правительства. В 2003 году объем государственных инвестиций на эти цели возрастет на треть. Есть все основания ожидать и дальнейшего роста транзитных грузопотоков, так как через СЗФО пролегают крупнейшие МТК («Север-Юг», «Транссиб», Панъевропейские МТК). Дальнейшему их развитию будет, несомненно, способствовать запланированная на сентябрь 2003 года 3-я Международная Евроазиатская конференция по транспорту.
Таким образом, необходима единая концепция развития транспорта в Северо-Западном федеральном округе. Это могло бы найти адекватное отражение в разрабатываемой в настоящее время транспортной стратегии России на длительную перспективу. В этом мы рассчитываем на поддержку всех федеральных структур, регионов и Ассоциации Северо-Запада.
Благодарю за внимание.