Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Выступления и интервью

Выступление Министра транспорта Российской Федерации И. Левитина на семинаре Всемирного банка «Значение государственно-частных партнерств в российском транспортном секторе» ЦСР.

Опубликовано 3 Марта 2005

Выступление Министра транспорта Российской Федерации И. Левитина 
на семинаре Всемирного банка «Значение государственно-частных партнерств в российском транспортном секторе» ЦСР, 
03.03.2005

Уважаемые гости и участники семинара!

Прежде всего - я хотел бы выразить благодарность и признательность организаторам семинара за предоставленную возможность широкого публичного обсуждения перспективных организационных и финансовых форм сотрудничества между государством и бизнесом в сфере развития транспортной инфраструктуры.

Государтвенно-частное партнерство уже давно зарекомендовало себе во всем мире как эффективный и гибкий механизм привлечения частных инвестиций к финансированию общественно значимых капиталоемких объектов с государственной или муниципальной формой собственностью. Россия сегодня делает только первые шаги в этом направлении. И тем большее значение и ценность для нас приобретает аккумулированный мировой опыт, носителем которого выступают эксперты и специалисты Всемирного банка.

Транспорт занимает особое место среди других отраслей экономики. В силу своих системообразующих и связующих функций, он напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность большинства хозяйствующих субъектов, задает и обеспечивает динамику регионального развития, создает базу для ускорения и диверсификации экономического роста, развития и расширения международной торговли. При этом объекты транспортной инфраструктуры отличаются исключительно высоким уровнем капиталоемкости, длительными сроками окупаемости и возврата вложенных инвестиций.

К сожалению, сложившейся в России уровень финансирования транспортной инфраструктуры не отвечает макроэкономическим и социальным потребностям развития страны. Сегодня объем инвестиций в инфраструктуру транспорта едва превышает 2% ВВП, в то время, как в большинстве других стран мира этот показатель составляет не менее 4% от валового внутреннего продукта.

Как показывает мировой опыт, в условиях дефицита или ограниченности бюджетных ресурсов одним из эффективных инструментов обеспечения адекватной финансовой базы развития транспортной инфраструктуры являются механизмы государственно-частного партнерства.

Независимые экспертные оценки показывают, что потенциальная емкость рынка частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России оценивается на уровне 10-12 миллиардов долларов США в год. Инвесторы выражают заинтересованность участвовать в инвестировании транспортной инфраструктуры, но одновременно ставят перед властью вопросы о необходимости дать рынку ясные ориентиры, отраженные в долгосрочных стратегических планах Правительства Российской Федерации.

Учитывая исключительную важность диверсификации источников финансирования транспортной инфраструктуры, Минтрансом России были внесены необходимые коррективы в Транспортную стратегию и Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» в части описания базовых принципов и приоритетных проектов развития государственно-частного партнерства в транспортной отрасли.

В частности, в качестве приоритетных сегментов реализации проектов ГЧП Минтрансом определены следующие направления развития транспортной инфраструктуры:

  • Развитие международных транспортных коридоров, в первую очередь – коридора «Запад-Восток» и коридора «Север-Юг», включая развитие железнодорожной, портовой, автодорожной, контейнерной, логистической и информационной инфраструктуры.

  • Строительство скоростных автомобильных магистралей.

  • Наращивание перегрузочных портовых мощностей на ключевых направлениях формирования экспортных грузопотоков.

  • Создание национальной сети аэропортов-хабов.

  • Модернизация внутренних водных путей и системы гидросооружений.

  • Обустройство пограничных пунктов пропуска.

  • Реализация железнодорожных инфраструктурных проектов, связанных с освоением перспективных месторождений полезных ископаемых.

  • Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей.

В настоящее время Министерством транспорта ведется работа по подготовке развернутого реестра приоритетных инфраструктурных проектов, реализацию которых планируется осуществлять на принципах проектного финансирования, с привлечением ресурсов и инвестиций частного капитала.

Наиболее крупными и общественнозначимыми из их числа являются проекты:

  • строительства скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург

  • проведения комплексной реконструкции Московского авиаузла, включая строительство нового международного пассажирского терминала Шереметьево-3.

  • Реконструкции Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области

  • Строительства объездной соединительной автомагистрали, обеспечивающей новый выход на МКАД с трассы М-1 «Беларусь»

  • Строительства Западного скоростного диаметра в г. Санкт-Петербурге

  • Завершения строительства мостового перехода через Волгу в районе города Волгограда

  • Строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург

  • комплексной реконструкции аэропорта Толмачево

  • Надо откровенно признать - опыта реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, у нас недостаточно.

    Примером успешной реализации ряда проектов с использованием механизмов ГЧП является морской транспорт.

    К сожалению, что касается других отраслей транспортного комплекса, то здесь примеров эффективного взаимодействия государства и бизнеса в области развития транспортной инфраструктуры пока еще крайне мало, а в дорожном хозяйстве – фактически все расходы по содержанию и развитию дорожной сети сегодня ложатся исключительно на бюджет.

    Как показывает практика, основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться государству и частным инвесторам при попытках реализации совместных инвестиционных проектов на сегодня являются:

    • Высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инфраструктурных проектов.

    • Неразвитость внутренних финансовых и фондовых рынков, не способных обеспечить предоставление «длинных» заемных ресурсов.

    • Отсутствие правовых основ, обеспечивающих защиту долгосрочных капиталовложений – в частности, концессионного законодательства.

    • Короткий цикл бюджетного планирования, не позволяющий выстраивать систему жестких гарантий бюджетного софинансирования долго реализуемых инфраструктурных проектов на протяжении всего периода строительства или реконструкции объекта.

    • Отсутствие практики предоставления налоговых льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих средства в капиталоемкие и долгоокупаемые инфраструктурные проекты.

    • И, наконец, в качестве отдельной серьезной проблемы хотел бы выделить неразвитость земельного законодательства. В частности, для транспорта наиболее болезненными вопросами здесь являются - отсутствие четко прописанных регламентов резервирования и изъятия земель, а также неурегулированность вопросов землепользования в отношении земель транспорта и приинфраструктурных территорий.

    Я обозначил только несколько основных «узловых» вопросов, с которыми нам приходится сталкиваться при разработке и продвижении концепции развития государственно-частного партнерства в транспортной отрасли. Надеюсь, что в ходе проводимого семинара мы сможем не только обменяться мнениями, но и услышать практические рекомендации - как данные проблемы решались в других странах и что из этого опыта может найти применение в нашей стране.

    Мировой опыт наглядно свидетельствует, что инвестиции в транспортную инфраструктуру создают новое пространство возможностей для развития всех отраслей экономики, способствуют повышению мобильности, социальной и деловой активности в обществе и в конечном итоге возвращаются в бюджет в виде новых налоговых поступлений, многократно превышающих объемы первоначально затраченных государством средств.

    Как уже отмечалось, серьезным препятствием для привлечения крупных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры являются несовершенство законодательной базы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли. В настоящее время Минтрансом России совместно с другими заинтересованными ведомствами ведется активная работа по разработке необходимой нормативно-правовой базы, выработке организационно-правовых и финансовых механизмов привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.

    В частности специалистами Минтранса подготовлен проект Федерального закона «О платных автомобильных дорогах». Сейчас он проходит окончательные согласования с рядом министерств и в самое ближайшее время должен быть направлен на рассмотрение в Государственную Думу. Помимо этого мы надеемся, что в скором времени удастся принять более широкий рамочный закон «О концессионных соглашениях», утверждение которого уже давно выдвигается в качестве главного условия прихода крупных западных инвестиций в транспортный комплекс России.

    Подробнее об этих и других направлениях деятельности Министерства транспорта в области развития государственно-частного партнерства Вам расскажут мои коллеги.

    Я же хотел в заключении еще раз поблагодарить Всемирный банк и Центр стратегических разработок за прекрасно подготовленную и содержательную программу семинара. Государственно-частное партнерство является одним из важнейших стратегических приоритетов деятельности Министерства транспорта, и я надеюсь, что сегодняшний форум положит начало долгому и плодотворному сотрудничеству между нами в сфере продвижения и реализации крупных инфраструктурных проектов и формирования благоприятной инвестиционной среды для развития российского транспортного комплекса.

    Благодарю за внимание.

    Поделиться:
    Пресс-центр
    • Новости
    • Новости регионов
    • Информационная лента
    • Выступления и интервью
    • Анонсы
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Онлайн конференции
    • Спецпроекты
    • Отраслевые СМИ
    • Опросы и анкетирования
    • Контакты для СМИ
    Выступления и интервью
    0.0578 сек.

    Министерство

    О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
    Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

    Деятельность

    Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

    Пресс-центр

    Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

    Документы

    Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
    Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

    Обращения граждан и организаций

    Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

    О сайте

    Условия использования Регламент публикации материалов
    Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
    О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

    © 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

    Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

    Официальный сайт Президента РФ

    Официальный интернет-портал Правительства РФ

    Госключ

    © 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

    Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

    Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.