Опубликовано 30 Ноября 2017
Эксперты считают, что федеральные субсидии возродят транспортную сеть Дальнего Востока
Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего Востока. В частности, деньги требуются на организацию морских перевозок, модернизацию аэропортов и развитие авиации.
Об этом говорилось на заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которое провел 28 ноября председатель правительства России Дмитрий Медведев. Он отметил, что одной из главных задач является развитие малой авиации в регионах.
Сборы аэропортов и малая авиация
Развитию авиации в Арктической зоне РФ мешают высокие сборы аэропортов и изношенность инфраструктуры аэропортовых комплексов. Такое мнение ТАСС выразил депутат парламента Якутии Виктор Федоров.
«У нас дорогие бортовые сборы. Получается, что дорогое обслуживание. Например, в Якутске обслуживание (аэропорта) стоит в два-три раза дороже, чем во Внуков. Большие сборы мешают развитию авиации и приводят к удорожанию тарифов», – рассказал Федоров, добавив, что модернизация аэропортов в республике не проводилась более 20 лет. На данный момент, по словам парламентария, нужно реконструировать не менее 15 авиаузлов, но без помощи федерального бюджета не обойтись.
«Мы <…> просим включить мероприятия по реконструкции 15 аэропортовых комплексов Республики Саха (Якутия) в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)», – сказал Федоров, отметив, что это предложение правительство республики намерено озвучить в Совете Федерации во время Дней Якутии 13-18 декабря.
Другой путь решения проблемы нашли власти Сахалинской области. Они предлагают создать в регионе новую авиакомпанию для полетов по местным линиям на базе компании «Аврора».
«Мы на региональном уровне ведем работу по развитию малой авиации. В частности, в настоящее время проходит процедура докапитализации региональной авиакомпании «Аврора» в целях приобретения самолетов для полетов на остров Шикотан, а также на Северные Курилы», – сообщил губернатор Олег Кожемяко.
Он также уточнил, что реализация такого решения позволит не только увеличить транспортную доступность, но создать дополнительные рабочие места, увеличить объем отчисляемых в бюджет налогов.
Недобросовестные подрядчики
С неожиданной проблемой при модернизации малых аэропортов столкнулись на Камчатке. Здесь не удалось в срок завершить работы из-за невыполнения обязательств подрядчиком. «В поселке Оссора Карагинского района возобновлены работы по реконструкции взлётно-посадочной полосы местного аэропорта. Этот объект был сорван Спецстроем России в 2016 году, и денежные средства, предусмотренные на реконструкцию, были сняты Росавиацией. Правительство края добилось того, что необходимые ассигнования были возвращены в федеральную программу по развитию транспортной системы», – рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Камчатского края Владимир Каюмов.
Он добавил, что вскоре к работам приступит новый подрядчик. Планируется, что в 2018 году будут проведены работы по обустройству взлётно-посадочной полосы, и уже к декабрю аэропорт должны сдать.
Между тем аэропорт Оссоры не единственный на Камчатке, где Спецстрой России не выполнил обязательства. График проведения работ сорван в селе Никольское на Командорах и в поселке Палана в Корякии, сообщил ТАСС губернатор региона Владимир Илюхин.
«В связи с невыполнением Спецстроем России своих обязательств по трем аэропортам (Палана, Оссора, Никольское) контракты были расторгнуты, деньги возвращены, и сейчас по ряду объектов заключены новые контракты», – сказал Илюхин.
Он уточнил, что в 2018 году планируется завершение работ в аэропорту поселка Палана. А вот с Никольским ситуация сложнее – там конкурс на поиск подрядчика не состоялся. «Конкурс на выполнение работ в аэропорту селе Никольское в 2017 году не состоялся в связи с отсутствием участников, повторный планируется к проведению в первом квартале 2018 года», – сообщил глава региона.
Всего в реконструкции на Камчатке нуждаются 11 аэропортов, в том числе один из опорных в аэропорту поселка Тиличики – взлетно-посадочная полоса там серьезно пострадала во время землетрясения 2006 года. Однако, по словам губернатора, реконструкция этого авиаузла может начаться не раньше 2020 года.
Положительный пример Приморья
Одним из наиболее динамично развивающих сферу транспорта на Дальнем Востоке является Приморский край. В регионе открываются новые авиационные направления, строится аэродромная инфраструктура, развиваются транспортные коридоры.
«За счет средств краевого бюджета приобрели несколько воздушных судов, развивается аэродромная инфраструктура. Сегодня воздушное сообщение в Приморье обеспечено по 13 маршрутам, 14-й будет открыт на следующей неделе. Малая авиация выполняет более 40 рейсов в неделю. Подчеркну, что с 2014 года удалось увеличить объем пассажирских перевозок внутри края в 4,5 раза», – сообщил временно исполняющий обязанности губернатора Приморья Андрей Тарасенко.
Регион выступает с целым рядом инициатив по субсидированию региональных перевозок, открытию новых рейсов по азиатскому направлению, повышению доступности авиаперелетов жителей ДФО в центральную часть России. Особое внимание врио губернатора края намерен уделить вопросам развития морского транспорта, эту работу он начал с переговоров с судостроителями и перевозчиками и оценки возможностей территории.
По данным Минвостокразвития России, из 470 аэропортов и посадочных площадок на Дальнем Востоке, которые существовали в 1991 году, осталась одна шестая часть.
Более 70% территории не обладает достаточной авиационной доступностью.
Морское сообщение
Помимо развития авиации для решения проблемы транспортной доступности необходимо развивать и морское сообщение, считают власти Камчатки. Правительство региона уже работает в этом направлении. Оно намерено приобрести четыре самоходные баржи и три судна на воздушной подушке для развития транспортного сообщения по региональным маршрутам, сообщил Владимир Илюхин.
По его словам, в этом году уже выделены 50 млн рублей в качестве авансов для строительства двух самоходных барж по 40 тонн каждая и трех судов на воздушной подушке. Ещё две 20-тонные баржи планируется заказать в следующем году со сроком их поставки в край в 2019 году.
Суда будут курсировать между поселками на севере региона, а также по Авачинской бухте между Петропавловском-Камчатским и Вилючинском. О необходимости дальнейшего развития морского сообщения говорят и на Сахалине, который является единственным островным регионом России. При этом, по мнению депутата Сахалинской областной думы Александра Болотникова, необходимо дотировать морские перевозки между островами из федерального бюджета, а не регионального как сейчас.
«Получается, что мы сейчас за счет областного бюджета датируем перевозки до Курильских островов и отдаленных населенных пунктов Сахалина. Учитывая, что Охотское море является внутренним морем, надо признать, что дотации на перевозки судами от Сахалина до всех островов Курильской гряды должны происходить за счет средств федерального бюджета», – пояснил Болотников.
Также он предложил пополнить парк железнодорожной техники на Сахалине локомотивами, что позволит в дневное время наладить устойчивое сообщение Южно-Сахалинска и отдаленных сел острова Сахалин, до которых сейчас можно добраться только автобусами.