Отчёт по итогам приёма граждан Министром транспорта Российской Федерации в Приёмной Правительства Российской Федерации 19 августа 2016 года
Опубликовано 14 Ноября 2016
1. Президента Некоммерческого партнёрства «Ассоциация компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков» О.В. Шаботина, обратившегося по вопросу о мерах по защите трудовых прав моряков и реализации комплекса норм, предусмотренных Конвенцией 2006 г. о труде в морском судоходстве, принятой Международной конференцией труда и ратифицированной Российской Федерацией, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов проинформировал о том, что нормативное правовое обеспечение Конвенции и реализация ее положений входят в сферу ведения различных федеральных органов исполнительной власти (Минтранс России, Минтруд России, МИД России, Минздрав России, ФМС России, Роспотребнадзор), полномочия которых установлены постановлениями Правительства Российской Федерации
от 6 ноября 2013 г. № 996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве» и от 24 июня 2015 г. № 621 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 996».
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации Конвенции возложена на Минтранс России.
В целях реализации норм Конвенции совместным приказом Минтранса России, Минтруда России, МИД России, Минздрава России, ФМС России и Роспотребнадзора от 25 апреля 2013 г. № 138/161/6273/262/226/238 создана Межведомственная комиссия по подготовке к реализации в Российской Федерации Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве.
Обеспечение соблюдения требований Конвенции, предусмотренных правилом 2.5 «Репатриация», осуществляют МИД России и ФМС России.
В связи с упразднением ФМС России МВД России внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления, предусматривающий в том числе внесение соответствующего изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 996.
МИД России утвердил приказ от 10 февраля 2016 г. № 1692 «Об утверждении Порядка репатриации с территории иностранного государства моряков, работающих на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, входящих в состав экипажей судов, плавающих под иностранным флагом» (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный № 42200, вступил в силу 5 июня 2016 г.).
В соответствии с планом работы Межведомственной комиссии на 2016 г. вопрос о репатриации моряков в случае невозможности ее осуществления с территории Российской Федерации будет рассмотрен на заседании данной комиссии в IV квартале 2016 г.
2. Президента Томского автотранспортного союза И.И. Бубеннова, обратившегося по вопросу о проблемах на рынке транспортных услуг в связи с реализацией норм Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» – сокращение количества субъектов малого и среднего бизнеса, недостаточное выделение государственных инвестиций на развитие пассажирского транспорта, отсутствие мониторинга рынка транспортных услуг, отсутствие выстроенных взаимоотношений между Минтрансом России и региональными союзами транспортников, принятие управленческих решений и законодательных норм без учёта интересов участников перевозочного процесса, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов проинформировал о том, что положениями Федерального закона № 220-ФЗ создан механизм допуска простых товариществ к участию в открытых конкурсах на право получения свидетельства об осуществлении перевозок и процедурах заключения государственных и муниципальных контрактов, который повысил уровень конкуренции и позволил субъектам малого и среднего бизнеса наравне с крупными компаниями получать допуск на рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
По вопросу о недостаточном выделении государственных инвестиций на развитие пассажирского транспорта Министр обратил внимание заявителя на то, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении отнесены законодательством Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем Правительство Российской Федерации предусмотрело выделение субсидий из федерального бюджета в 2016 г. на развитие пассажирского транспорта, в том числе производителям автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства в размере 3 млрд. рублей, производителям троллейбусов и трамвайных вагонов в размере 1 млрд. рублей, на обновление школьных автобусов общий объём субсидий составит 6 млрд. рублей.
По вопросу об отсутствии мониторинга рынка транспортных услуг автор обращения проинформирован о том, что согласно Федеральному закону № 220-ФЗ и Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, мониторинг транспортных услуг не относится к полномочиям Минтранса России. Доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» ежегодно во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № ИШ-П13-3004 разрабатывает ФАС России. Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Российской Федерации, в том числе в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Касательно взаимоотношений между Минтрансом России и региональными союзами транспортников заявитель проинформирован о том, что согласно Регламенту взаимодействия Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту, Союза транспортников России и Минтранса России, подписанному сторонами 16 июля 2014 г., Союз транспортников России представляет общие интересы членов Союза, участвуя в заседаниях коллегии Минтранса России, Общественного, Научно-технического советов Минтранса России, Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта, Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта и Координационного совета по законотворческой деятельности.
В состав Союза транспортников России входит Российский автотранспортный союз, членом которого является и Томский автотранспортный союз.
В состав Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации входят более 10 представителей ассоциаций и профессиональных союзов перевозчиков и работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта из разных субъектов Российской Федерации.
В 2016 г. было проведено 2 заседания Координационного совета (27 апреля и 26 июля 2016 г.), на которых обсуждались проблемы автомобильного и городского наземного электрического транспорта в Российской Федерации, в том числе совершенствование законодательства Российской Федерации в данных сферах.
При Координационном совете создана рабочая группа по вопросам реализации положений и внесению изменений в Федеральный закон № 220-ФЗ, в состав которой включён и автор обращения И.И. Бубеннов.
Первое заседание указанной рабочей группы состоялось 25 августа 2016 г., в нём принял участие ряд представителей региональных ассоциаций перевозчиков, в том числе и автор обращения в режиме видеоконференции.
По вопросу о принятии нормативных правовых актов без учёта интересов участников перевозочного процесса автору обращения сообщено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлен порядок проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.
Все проекты нормативных правовых актов проходят процедуру общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы на портале regulation.gov.ru, во время которой проекты нормативных правовых актов направляются в Союз транспортников России и Российский автотранспортный союз.
По результатам выявленных в ходе общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы замечаний нормативные правовые акты дорабатываются.
3. Генерального директора ООО «Единая Сервисная Система» О.К. Пылову, обратившуюся по вопросу о создании федеральной системы аварийных комиссаров и федеральной сети автосервисов, объединенных в саморегулируемую организацию, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов проинформировал о том, что согласен с необходимостью реализации мероприятий, направленных на повышение пропускной способности, снижение дорожных заторов, образующихся в результате ДТП, повышение уровня осведомленности участников ДТП о возможности оформления данных происшествий в рамках ОСАГО без участия сотрудников полиции.
Деятельность аварийных комиссаров, направленная на оказание помощи участникам ДТП по осмотру поврежденного транспортного средства, фото- и видеофиксации места происшествия, определение ориентировочной суммы ущерба, правильности заполнения документов по ДТП, необходимых для принятия решения страховой компанией по страховому случаю, требует анализа и оценки эффективности.
Вместе с тем полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» возложены на Центральный банк Российской Федерации.
Письмом от 8 сентября 2016 г. № НА-29/11902 Минтранс России обратился
в Банк России с просьбой рассмотреть предложения автора о создании федеральной системы аварийных комиссаров и федеральной сети автосервисов, объединенных
в саморегулируемую организацию.
4. Представителя Регионального фонда поддержки науки, культуры и искусства «Содействие» А.Н. Тимченко и представителей московской общественности А.Я. Енгалычеву и И.Б. Шихова, обратившихся по вопросу о нарушениях при проектировании и строительстве в Москве объекта «Северо-Восточная хорда: Участок от шоссе Энтузиастов до МКАД (от 4-го транспортного кольца до района Вешняки)», Министр транспорта Российской Федерации проинформировал, что строительство указанного объекта осуществляется уполномоченными структурами Правительства Москвы в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2015–2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2015 г. № 630-ПП.
Министром транспорта Российской Федерации М.Ю.Соколовым направлено Мэру г. Москвы С.С. Собянину письмо от 19 сентября 2016 г. № МС-24/12287 с просьбой организовать рассмотрение изложенных заявителями фактов по существу поставленных вопросов и проинформировать по результатам рассмотрения обращения заявителей, а также Минтранс России.
5. Степановой В.В. и Сергееву С.В., обратившимсяпо вопросу организации пассажирских перевозок на паромной линии Новороссийск – Бургас (Болгария) и открытия постоянно действующего пункта пропуска через границу Российской Федерации для регистрации отправления и прибытия пассажиров, в том числе путешествующих на личном транспорте, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов сообщил: проблематика вопроса заключается в том, что терминал порта Новороссийск, где обслуживается паром, осуществляющий перевозки на линии, является исключительно грузовым. Нахождение на нём посторонних людей, не задействованных в технологическом процессе терминала, может представлять для них угрозу.
Переоборудование терминала в грузопассажирский – обустройство его пассажирским пунктом пропуска, а также другой необходимой инфраструктурой для безопасного обслуживания пассажиров, создание соответствующего требованиям технологического процесса их обслуживания и дальнейшее содержание данной инфраструктуры – сопряжено с немалыми расходами. В перспективе до 2020 года средств на эти цели в бюджете не предусмотрено.
В свою очередь, реализация предложения заявителей возможна при проявлении интереса частного инвестора, готового вложить соответствующие средства в развитие пассажирских перевозок и создание необходимой инфраструктуры, включая пункт пропуска.
6. Директора некоммерческого партнёрства «Национальное объединение лоцманских организаций» В.А. Рябоконя, обратившегося по вопросу о мерах по развитию лоцманского дела в Российской Федерации, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов проинформировал о том, что проект федерального закона № 639382-6 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (о саморегулировании в области оказания лоцманских услуг) не может быть поддержан Минтрансом России, так как он не решает существующих проблем лоцманской деятельности в Российской Федерации – не обеспечивает предоставления лоцманских услуг во всех морских портах и для всех судов на недискриминационной основе, а также целевого использования лоцманского сбора (проблема вывода части средств лоцманского сбора из лоцманской деятельности в виде прибыли) и противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
Проект официального отзыва Правительства Российской Федерации, подготовленный Минтрансом России и не поддерживающий указанный законопроект, внесен в Правительство Российской Федерации 30 марта 2015 г., согласован Минфином России, Минэкономразвития России и Минюстом России, не согласован ФАС России.
Существующее регулирование лоцманской деятельности допускает конкуренцию между лоцманскими организациями, поэтому закрепление предоставления лоцманских услуг в морских портах за какой-либо лоцманской организацией законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В настоящее время проходит внутриведомственное согласование проект приказа Минтранса России «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектами естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством», приказ должен быть издан к концу 2016 г.
7. Никитину Е.А. и Дидигову И.П., обратившихся по вопросу оборганизации пешеходного движения в Лазаревском р-не г. Сочи на пересечении федеральной автомобильной дороги А-147 Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия (далее – А-147) с ул. Калараш, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов проинформировал о том, что закрытие наземного пешеходного перехода в 2015 г. было осуществлено в соответствии с обращениями главы муниципального образования город-курорт Сочи А.Н. Пахомова в целях повышения безопасности пешеходного и автомобильного движения, а пешеходное движение организовано через надземный пешеходный переход, расположенный на расстоянии 150 м от перекрестка. Закрытие наземного пешеходного перехода положительно сказалось на пропускной способности федеральной автомобильной дороги А-147.
Принимая во внимание многочисленные обращения жителей г. Сочи
в подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Черноморье» о необходимости восстановления наземного пешеходного перехода, а также факты самовольного демонтажа жителями установленного перильного ограждения для несанкционированного пешеходного перехода, руководство ФКУ Упрдор «Черноморье» в 2016 г. инициировало рассмотрение вопроса
о восстановлении наземного пешеходного перехода по прежнему адресу на заседании городской межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования город-курорт Сочи, возглавляемой главой муниципального образования город-курорт Сочи
А.Н. Пахомовым, однако решение о восстановлении наземного пешеходного перехода на заседании комиссии принято не было (протокол от 16 марта 2016 г. № 8). Окончательное решение относительно закрытия (открытия) вышеуказанного наземного пешеходного перехода находится в компетенции главы муниципального образования город-курорт Сочи А.Н. Пахомова.
Одновременно Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов отметил, что в личной беседе с А.Н. Пахомовым ему предложено дополнительно проработать вопросы организации пешеходного движения в Лазаревском районе г. Сочи на пересечении федеральной автомобильной дороги А-147 и ул. Калараш.
8. Колоскова Н.Н., обратившегося по вопросу опроблеме очистки акваторий от затонувших плавучих объектов и их последующей утилизации с предложениями по созданию Реестра затонувших кораблей, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов проинформировал о том, что вопросы обращения с затонувшим имуществом регулируются главой VII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) и главой VIII Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ), а также положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение проблемы расчистки морских акваторий от затонувших плавучих объектов, представляющих угрозу безопасности мореплавания, в настоящее время сдерживается отсутствием финансовых средств.
9. Книвеля А.Я., обратившегося по вопросу о нарушениях порядка государственного регулирования в области сертификации типа воздушных судов и неправомерных действий межгосударственного авиационного комитета (МАК) в части осуществления сертификации гражданской авиационной техники разработки Российской Федерации, Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов проинформировал о том, что в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 1283 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Минтрансом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработана и направлена в Правительство Российской Федерации дорожная карта по организации исполнения Минтрансом России, Минпромторгом России и Росавиацией полномочий, переданных в соответствии с постановлением.
В соответствии с дорожной картой создано и функционирует федеральное автономное учреждение «Авиационный регистр Российской Федерации», разработаны проекты федеральных авиационных правил, определяющих порядок проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования, требования к юридическим лицам, осуществляющим изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, а также порядок выдачи соответствующего документа, подтверждающего соответствие юридического лица этим требованиям и т.д.
Соответствующими нотами Министерства иностранных дел Российской Федерации проинформированы зарубежные государства о смене в Российской Федерации полномочного органа в области сертификации авиационной техники.
Международные договоры в области гражданской авиации подписывались МАК по поручению Правительства Российской Федерации. Российская Федерация была и остается субъектом указанных международных договоров.
Назначение органа по сертификации типовой конструкции воздушного судна является правом государства – разработчика воздушного судна, т.е. Российской Федерации (приложение 8 к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года).
Экспорт российской авиационной техники за рубеж не прекращен. Авиарегистром Российской Федерации с привлечением сертификационных центров выполняются работы по сертификации авиационной техники российского и иностранного производства.
Несмотря на необоснованные и абсолютно беспочвенные заявления некоторых представителей МАК, федеральные органы исполнительной власти продолжают выполнять функции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 1283.