Международная морская организация приняла новые требования о снижении выбросов парниковых газов в международном судоходстве
21 июня 2021, 12:54
С 10 по 17 июня в формате видеоконференции прошла 76-ая сессия Комитета по защите морской среды (КЗМС76) Международной морской организации (ИМО). На мероприятии собрались представители 111 государств и делегаций международных организаций. Российскую Федерацию представляла межведомственная делегация во главе с и.о. директора департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России Виталием Клюевым.
На сессии обсуждались меры по снижению выбросов парниковых газов в международном судоходстве – поправки к Приложению VI Конвенции МАРПОЛ. Поправки были разработаны в 2020 году в рамках принятой ранее ИМО Стратегии – программного документа, обозначившего цели, уровень амбиций, планы и конкретные шаги, которые должны быть предприняты судоходной отраслью в широком контексте реагирования на климатические изменения.
По итогам обсуждения Комитет принял поправки, содержащие требования технического и эксплуатационного характера по энергоэффективности судов. Поправки предполагают введение с 1 января 2023 г. новых требований для морских грузовых и пассажирских судов, эксплуатирующихся за пределами национальных вод. Такие суда должны будут обеспечить соответствие установленному значению «коэффициента энергоэффективности» судна и пройти соответствующую сертификацию.
Начиная с 2023 года, суда должны будут ежегодно уменьшать свою углеродную интенсивность, а именно объемы выбросов парниковых газов в атмосферу на единицу транспортной работы, в соответствии с установленными понижающими значениями.
Морские администрации будут присваивать судам ежегодный рейтинг углеродной интенсивности A, B, C, D или E – в зависимости от достигнутых показателей. При получении низких рейтингов судну необходимо будет разработать и выполнить план корректирующих действий по улучшению углеродной интенсивности.
До конца 2025 года планируется пересмотреть принятые требования с учетом опыта применения и оценки возможных последствий социально-экономического характера.
Вместе с поправками были приняты рекомендательные технические руководства ИМО по расчетам и освидетельствованиям, которые призваны облегчить выполнение положений МАРПОЛ для судовладельцев и морских администраций, способствовать унифицированному применению требований.
Одобренный пакет мер является важным шагом на пути реализации ИМО Стратегии по снижению выбросов парниковых газов в международном судоходстве. Меры разработаны с пониманием необходимости соблюдения баланса между высокими амбициями по декарбонизации судоходства и учетом возможных негативных последствий для морской торговли и экономики государств и регионов.
Комитет также обсудил план дальнейшей работы ИМО в области парниковых газов. Он предусматривает последовательные шаги по внесению новых предложений, анализу предложений и разработке на их основе мер регулирования с учетом необходимости оценки возможных последствий разрабатываемых мер.
Таким образом, судоходная отрасль уверенно взяла курс на комплексное реагирование на климатические изменения и последовательное снижение выбросов парниковых газов в атмосферу в международном судоходстве. Эта работа будет продолжена по нескольким направлениям, включая технические и эксплуатационные требования для судов, регулирование использования низко- и безуглеродных видов топлива, стимулирование инновационных технологий.
По итогам сессии Комитет принял ряд одобренных ранее поправок к инструментам ИМО:
- поправки к Приложению I МАРПОЛ в отношении запрета на использование тяжелого топлива и его перевозку в качестве топлива в Арктике (начало применения – 1 июля 2024 г., отсрочка до 1 июля 2029 г. будет дана для всех судов, имеющих конструктивную защиту топливных танков в соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ и Полярного кодекса. Прибрежные арктические государства будут иметь право вплоть до 1 июля 2029 г. освобождать от применения запрета суда под своим флагом в водах под своим суверенитетом или юрисдикцией при соблюдении рекомендаций ИМО по снижению рисков разлива топлива);
- поправки к Приложениям I и VI МАРПОЛ, которые вводят возможность для морской администрации освобождать несамоходные баржи от требований по периодическим освидетельствованиям и сертификации;
- поправки к Международной конвенции 2001 года о контроле за вредными противообрастающими системами на судах, в отношении контроля содержания вещества цибутрин в противообрастающих системах.