Изображения

Обычная версия

70 лет Беломорско-Балтийскому каналу

05 августа 2003, 20:00

70 лет Беломорско-Балтийскому каналу

Беломорско-Балтийский канал, введенный в строй 2 августа 1933 года, отмечает свое 70-летие. Канал стал первым звеном в осуществлении программы реконструкции внутренних водных путей России. Он соединил Белое море с Онежским озером, сократив путь от Ленинграда к Белому морю на 4000 км.

В 1931 году группой инженеров под руководством С.Я.  Жука был разработан проект первого межбассейнового соединения — Беломорско-Балтийского канала, а для его осуществления была создана строительная организация Беломорстрой. К строительству приступили в том же 31-м году. Все заказы выполнялись на отечественных заводах «Красный Путиловец», «Русский дизель» и др.

Талант и творческий поиск проявили при проектировании профессор В.Н. Маслов, предложивший конструкцию деревянных ворот и затворов, К.М. Зубрик — конструкцию Шаваньской плотины из наклонных деревянных ряжей, О.В. Вяземский — выполнивший расчет всей трассы канала и предложивший необычную конструкцию высоконапорной плотины на р. Выг и др.

Гидротехнические сооружения Беломорско-Балтийского канала поражают простотой и оригинальностью инженерных решений.

Все сооружения строились насухо, что способствовало значительному снижению затрат на строительство. Применялись, главным образом, местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. Стены камер, направляющие палы, причалы и даже ворота и затворы водопроводных галерей, были построены в основном из дерева. Только головы шлюзов возводились из бетона.

Несмотря на крайне трудные геологические и гидрогеологические условия, канал был построен в исключительно короткий срок — за один год и восемь месяцев. Из общей протяженности системы (227 км) на искусственные каналы приходится 43 км, а на озера, водохранилища и реки — 18 км. В составе канала возведено более 120 сооружений, в том числе шлюзы, плотины, дамбы, водоспуски и др. Протяженность напорного фронта около 48 км. При строительстве основных сооружений уложено 390 тыс. м3 бетона, срублено 920 тыс. мдеревянных ряжей, выполнен 21 млн. м3 земляных и скальных работ.

В 60-х и 70-х годах, когда по трассе пошли большегрузные суда, усилился износ конструкций шлюзов и резко возросли объемы ремонтных работ. Было подготовлено ТЭО реконструкции канала с учетом фактического технического состояния гидросооружений и перспективы развития перевозок грузов. Оно было одобрено Госпланом, и с 1976 года в течение почти 30 лет силами коллектива канала ведется реконструкция комплекса сооружений без вывода их из эксплуатации и сокращения продолжительности навигации.

В 1983 году в связи с 50-летием эксплуатации Беломорско-Балтийский канал был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Беломорско-Балтийский канал дал мощный толчок экономическому и культурному развитию Карелии. Практически становление городов и промышленных районо северной части края в той или иной степени связано с каналом. На базе канала построен каскад Выгских гидроэлектростанций, дающих дешевую электроэнергию, что позволило построить алюминиевый и целлюлозно-бумажный комбинаты.

В настоящее время канал обретает второе дыхание - на Север пошли нефтегрузы, развивается водный туризм.

Росречфлот

Все новости