Евгений Дитрих принял участие в совещании по вопросам развития транспортной системы Санкт-Петербургского транспортного узла
18 сентября 2019, 07:25
Совещание прошло под руководством заместителя Председателя Правительства РФ Максима Акимова. В обсуждении планов развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области приняли также участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, представители федеральных органов исполнительной власти и частного бизнеса.
Приняты решения о вариантах федеральной поддержки приоритетных транспортных объектов города и области. Александр Беглов сообщил, что правительством Петербурга совместно с федеральными органами власти отобраны и детально проработаны ключевые проекты развития дорожной и транспортной инфраструктуры. Это Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД), Южная широтная магистраль, Южно-Волхонская дорога, реконструкция Приморского шоссе, Петрозаводского шоссе и строительство транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом.
«Строительство Широтной магистрали скоростного движения для нас является вопросом номер один», – подчеркнул глава города. По его словам, трасса поможет снизить нагрузку на дорожную инфраструктуру, перенаправить интенсивные грузовые и пассажирские потоки, а также увеличит транспортную доступность морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». Дорога будет включать 11 развязок, расчётная пропускная способность составит более 170 тыс. автомобилей в сутки, скорость движения – 110 км/ч.
Город планирует разделить строительство ШМСД на этапы и начать первый этап в 2020 году. Предварительный срок завершения работ по всем четырём этапам – IV квартал 2024 года. Заявленный городом объём софинансирования по проекту Широтной магистрали со стороны федерального бюджета – 56,9 млрд рублей до 2024 года.
Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве России, специалисты которого проводят ранжирование объектов, претендующих на федеральную поддержку в рамках Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры, сообщил, что социально-экономические эффекты и целевые показатели ШМСД дают основания включить её в национальный проект. Остальные заявленные проекты города и области могут стать основой для отдельной комплексной программы развития Санкт-Петербургского транспортного узла, добавил Онищенко.
Такой вариант поддержал и министр транспорта Евгений Дитрих, по мнению которого Петербургу и Ленобласти необходима единая сводная агломерационная программа. Он проинформировал, что Минтранс уже предложил выделить в федеральном бюджете на 2020-й и плановые 2021–2022 годы дополнительно 4,3 млрд рублей для софинансирования городских проектов и 2,3 млрд рублей – областных проектов. Сейчас эти параметры обсуждаются с Минфином.
Заместитель Председателя Правительства Максим Акимов поддержал инициативу главы города о выборе Широтной магистрали как приоритетного проекта. Он рекомендовал правительствам Петербурга и Ленобласти совместно с Минтрансом России представить в октябре финальные предложения по финансово-экономической модели ШМСД для рассмотрения на проектном комитете Комплексного плана. Аналитическому центру и Минтрансу поручено проработать варианты источников финансирования в рамках утверждённых предельных лимитов Комплексного плана, а также подготовить необходимые документы для включения Широтной магистрали в национальный проект на очередном заседании Правительственной комиссии по транспорту, намеченном на ноябрь этого года.
Участники совещания обсудили развитие железнодорожного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области. На основании согласованного с городом и областью технического задания ОАО «РЖД» разрабатывается Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры для организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле к 2030 году. Об этом доложил заместитель гендиректора «РЖД» – начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олег Тони.
В части пассажирской инфраструктуры в рамках Концепции разрабатываются два новых транспортных маршрута: Белоостров – аэропорт Пулково – Ораниенбаум и Токсово – Ораниенбаум. Они позволят организовать интермодальное сообщение между городом и аэропортом Пулково, обеспечат транспортную доступность Сестрорецкого направления Октябрьской железной дороги и современного бизнес-кластера «Лахта-центр», курортных зон и исторических достопримечательностей региона. Также маршруты соединят пять существующих линий метрополитена и создадут полукольцевое внутригородское движение поездов для доступа в густонаселённые районы Санкт-Петербурга и Ленинградской области с интервалом 10 минут.
В Концепции сформулированы сбалансированные предложения по модернизации как пассажирского, так и грузового движения. К 2030 году прогнозируется увеличение объёмов перевозок грузов в 1,4 раза, при этом преобладающие объёмы в настоящее время следуют с не характерными для города транзитными грузами в направлении морских терминалов, расположенных в акватории Финского залива. Доля транзитных перевозок – более 60% от общего объёма. Для освоения перспективных объёмов и выноса транзитного грузового движения за пределы Санкт-Петербурга необходима реализация проектов по строительству Северо-Восточного и Юго-Западного железнодорожных обходов.
В свою очередь, генеральный директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) Леонид Сергеев сообщил, что компания завершает разработку мастер-плана аэропорта, который предусматривает инвестиции в развитие инфраструктуры в объёме около 40 млрд рублей в 2019–2025 годах. Ключевыми объектами плана он назвал расширение терминала внутренних авиалиний и галерей аэропорта, а также увеличение количества телетрапов.
По прогнозам компании, при комплексной реализации мастер-плана к 2025 году пассажиропоток Пулково увеличится до 35 миллионов пассажиров в год. Сейчас это около 20 миллионов.
Рост может быть обеспечен прежде всего за счёт открытия «неба» по 7-й свободе воздуха. Такая свобода позволяет перевозить пассажиров и грузы между двумя странами без посадки в стране регистрации перевозчика. Например, ирландская авиакомпания может выполнять рейсы между Петербургом и городом в третьем государстве. Леонид Сергеев напомнил, что с 1 октября 2019 года для туристов, посещающих Санкт-Петербург, вводится упрощённый визовый режим – получить электронную визу смогут жители 53 стран. Однако в 20 из этих стран российские авиакомпании не летают в принципе, так как спрос на авиаперевозки по этим направлениям недостаточно высок.
В то же время, согласно заявкам иностранных авиаперевозчиков, общий потенциальный пассажиропоток между Петербургом и городами в других странах оценивается практически в 6 миллионов пассажиров. Введение 7-й свободы воздуха откроет Петербург для иностранных авиакомпаний нижнего ценового сегмента (low-cost), которые развивают перевозки из хабов за пределами стран своей регистрации.
Директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Светлана Петрова подчеркнула, что «для России 7-я свобода воздуха – это беспрецедентное решение». Тем не менее Министерство транспорта, изучив предложение ВВСС, считает, что на ряд направлений возможно допустить иностранных перевозчиков, не навредив при этом российскому рынку авиаперевозок.
Со своей стороны Евгений Дитрих пояснил, что направления можно разделить на группы. Первая – те страны, куда российские компании не летают вообще. Вторая – те государства, с которыми есть соответствующие межправсоглашения, но частоты не выбраны из-за отсутствия спроса. Третья – спорные направления, требующие дополнительного анализа. В зависимости от конкретной ситуации возможны решения по введению 7-й свободы воздуха.
«Предлагаем это сделать как пилотный проект сроком на пять лет, для того чтобы «раскатать» линии, сформировать пассажиропотоки, а затем, когда и если наши авиакомпании будут готовы выйти на этот рынок, предложить их отечественным перевозчикам», – добавила Светлана Петрова.
Максим Акимов поддержал инициативу. «Мы ещё никогда не дотягивали до таких либеральных высот в отношении наших конкурентов, но понимаем, какую поддержку и развитие обеспечит это решение городу», – пояснил он. Вице-премьер поручил финализировать договорённости по пятилетнему пилотному эксперименту, предусмотрев ряд требований. В частности, Минтрансу совместно с ВВСС и администрацией Петербурга необходимо сформировать перечень ключевых показателей по пассажиро- и турпотоку, чтобы ежегодно контролировать влияние 7-й свободы на изменение ситуации. Кроме того, Максим Акимов поручил сформировать открытый, но стабильный список стран для введения 7-й свободы. За время эксперимента он может расширяться, но не может сокращаться, что должно обеспечить иностранным перевозчикам, заинтересованным в том или ином маршруте, возможность долгосрочного планирования своей деятельности. «За счёт иностранных лоукостеров проверим все эти сетки, и если они заработают, то через пять лет можем перейти либо на российского перевозчика, либо остаться с иностранцем», – добавил вице-премьер.
Параллельно с открытием «неба» в Пулково может последовать и положительное решение по дерегулированию ряда тарифов на услуги аэропорта. В первую очередь это касается тарифов по международным авиалиниям и, на втором этапе, по маршруту Петербург – Москва, который на данный момент приближается к высококонкурентному за счёт новой автомобильной трассы М-11 и железной дороги. Снятие регулирования по этим тарифам позволит аэропорту вести конкурентную ценовую политику в отношении широкого спектра перевозчиков, обеспечивая качественную услугу в зависимости от бизнес-модели авиакомпаний. Окончательное решение на этот счёт Федеральная антимонопольная служба планирует принять в течение месяца.