Изображения

Обычная версия

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов принял участие в работе Всероссийского круглого стола

22 ноября 2006, 21:00

23 ноября 2006 года руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов принял участие в работе Всероссийского круглого стола «Российская высшая школа железнодорожной отрасли в современных условиях: взаимодействие государства и бизнеса в решении образовательных и кадровых проблем».

«Круглый стол» состоялся под эгидой Федерального агентства железнодорожного транспорта Минтранса России в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ).

В работе круглого стола приняли участие: руководители отраслевых железнодорожных ВУЗов и крупных транспортных компаний; представители профильных комитетов Госдумы РФ и деловых кругов. Работа круглого стола была направлена на выработку механизмов эффективного взаимодействия участников рынка железнодорожного транспорта и отраслевых образовательных учреждений в целях повышения качества профильного образования и уровня подготовки молодых специалистов.

В настоящее время в условиях реформирования железнодорожной отрасли профессиональные кадры широко востребованы как в системе РЖД, так и в частных транспортных компаниях. Ежегодная прогнозируемая потребность Российских железных дорог в специалистах с высшим профессиональным образованием в 2011-2013 гг. составляет 6400 человек, со средним образованием – 7650 человек. Несмотря на то, что нынешняя система отраслевого образования по научному и педагогическому потенциалу является одной из лучших в стране и способна в полной мере утолить этот «кадровый голод», она испытывает объективные трудности в подготовке специалистов, во всех отношениях удовлетворяющих запросы и требования современных работодателей. Новые методы работы на транспорте требуют внедрения инновационных образовательных технологий, новых предметов и дисциплин, государственных образовательных стандартов, учебных программ и планов; укрепления материально-технической и социальной базы учебных заведений железнодорожного транспорта.

Однако модернизация отраслевого образования не может и не должна проводиться только силами образовательной системы. Как отметил в своем выступлении руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов, сегодня задача государства, железнодорожных предприятий различных форм собственности и отраслевых учебных учреждений, – разработать и внедрить оптимальные формы взаимодействия, направленные на развитие отраслевого образования и обеспечение отрасли высоко профессиональными кадрами.

Одним из актуальных вопросов в этом контексте является совершенствование механизма целевой контрактной формы подготовки специалистов, в том числе с привлечением банковских кредитов. Уже предприняты определенные шаги в этом направлении: в 2006 году план целевого приема студентов в рамках установленных Росжелдором нормативов впервые разрабатывали и утверждали сами учебные заведения. Кроме того, целевая подготовка в последние годы стала проводиться не только за счет бюджетного финансирования, но и с привлечением внебюджетных источников. «Необходимо переходить к новым подходам в организации подготовки специалистов с учетом потребностей как государственных, так и коммерческих работодателей, - отметил Игорь Ромашов. – В этом году по целевым направлениям железнодорожных предприятий отраслевые ВУЗы зачислили 4 тыс. абитуриентов, из них по направлениям ОАО «РЖД» - 3,8 тыс. С учетом опыта целевой подготовки кадров для РЖД необходимо внедрять такую систему и для частных структур, делая ее более гибкой, отвечающей реалиям рынка».

Между тем, по мнению участников круглого стола, более широкому распространению системы целевого набора и банковского кредитования образовательных программ будет способствовать устранение законодательных пробелов, существующих в этой области.

Довольно остро в настоящее время стоит вопрос об организации производственной практики на предприятиях железнодорожного транспорта с социальным обеспечением практикантов. Пока компании с неохотой берут студентов на оплачиваемую практику, отчего выпускники железнодорожных вузов не обладают достаточными практическими навыками, а значит, не соответствуют требованиям потенциальных работодателей.

Руководители железнодорожных ВУЗов говорили об открытости для конструктивного диалога с бизнес-сообществом и приглашают транспортные компании участвовать в разработке учебных планов и программ, вносить предложения по совершенствованию учебного процесса. Представители частных компаний, в свою очередь, также готовы рассмотреть возможность привлечения студентов и выпускников отраслевых вузов для участия в проведении НИОКР, реализации новых бизнес-проектов; содействовать в организации новых методик обучения, проведении и финансировании стипендиальных и грантовых программ. В частности, в настоящее время на базе всех российских отраслевых железнодорожных вузов успешно реализуется Стипендиальная программа им. Августина Бетанкура, инициированная рядом транспортных компаний. Также в текущем учебном году ОАО «РЖД» учредило новую стипендиальную программу им. А.Л. Штиглица.

Пресс-служба Минтранса России

Все новости