Изображения

Обычная версия

В Якутске заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин выступил с докладом на расширенном заседании Совета при полномочном представителе Президента в Дальневосточном федеральном округе

23 ноября 2006, 21:00

Доклад заместителя Министра транспорта РФ Александра Мишарина на расширенном заседании Совета при полномочном представителе Президента в Дальневосточном федеральном округе
«О перспективах развития транспортной комплекса в Дальневосточном федеральном округе»


Уважаемые коллеги!

Эффективное функционирование и развитие транспортной системы для современной России – это один из ключевых факторов экономического роста, улучшения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке товаров и услуг.

Задача опережающего развития транспортной инфраструктуры определена Президентом России в качестве одного из основных стратегических приоритетов развития страны. Решение этой задачи оказывает непосредственное влияние на уровень развития экономики, качества жизни населения, обеспечение единства страны.

В силу своего уникального географического положения Дальний Восток является ключевым связующим звеном транспортной системы России, обеспечивающим сообщение восточных и западных регионов страны. Дальний Восток находится на стыке как функционирующих, так и перспективных международных транспортных коридоров.

В структуре валового регионального продукта Дальневосточного округа удельный вес транспорта выше, чем в среднем по России и составляет 11%, а в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области этот показатель колеблется от 14 до 20%.

Это свидетельствует о значительной роли транспорта в развитии экономики Востока России.

Вместе с тем, критически низкая плотность транспортных коммуникаций, недостаточное развитие инфраструктуры сдерживают реализацию экономического потенциала территории, ухудшает качество жизни.

Густота железнодорожных путей общего пользования и автомобильных дорог с твердым покрытием в Дальневосточном федеральном округе в 4-6 раз ниже, чем в среднем по России.

Ведущим видом транспорта в дальневосточном округе является железнодорожный. На его долю приходится свыше 82% грузооборота и около 40% пассажирооборота региона.

На побережье Дальнего Востока от Посьета до Тикси расположено 22 морских торговых порта: 11 – это порты с круглогодичной навигацией, 9 из них имеют выход на железнодорожные магистрали страны. Однако, на морские порты Дальневосточного бассейна приходится 16% от общей перевалки грузов портами страны, а производственные мощности портов используются на 50-60%. Одной из причин недостаточного использования мощностей являются высокие железнодорожные тарифы на перевозку грузов по Транссибирской магистрали.

Прогнозные оценки перевозок грузов железнодорожным транспортом Дальнего Востока свидетельствуют, что их объемы в ближайшие 15 лет будут расти интенсивнее, чем в целом по России.

Рассматривая перспективы развития восточных регионов, нельзя не подчеркнуть, что эти регионы сильнее ориентированы на страны Азиатско-тихоокеанского региона, чем Россия в целом. Эти государства традиционно играли важную роль во внешней торговле Российского Дальнего Востока и Забайкалья. На рынок АТР приходилось 67% регионального экспорта уже в начале 1980-х годов. Сегодня эта доля еще выше.

Следует также отметить, что сегодня основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по осям Запад - Восток и Север – Юг, поэтому развитие международных транспортных коридоров, включая Северный морской путь, а также сухопутное трансконтинентальное железнодорожное сообщение Япония – Россия - Западная Европа, являются перспективными с точки зрения реализации транзитного потенциала России.

Реализация транзитного потенциала России является одним из приоритетов государственной политики в области транспорта. И дальневосточный регион играет важнейшую роль в экспорте транспортных услуг и обеспечении транзитного потенциала, так как порты дальневосточного региона, инфраструктура железнодорожного транспорта и сеть автомобильных дорог региона являются по сути главными «восточными воротами» России.

К сожалению, в настоящее время, несмотря на географические преимущества, Россия по экспорту транспортных услуг занимает место лишь во втором десятке стран-экспортеров. Объем экспорта транспортных услуг в 2005 году составил около 9 миллиардов долларов США.

Вместе с тем, от экспорта услуг транспортного комплекса, Россия может получать доходы, сопоставимые с экспортом сырья, например, газа.

Для эффективного развития экспорта транспортных услуг необходима реализация мероприятий по совершенствованию технологии перевозочного процесса, логистическому реинжинирингу с созданием интегрированных цепей поставок.

Следует отметить, что сегодня мировое сообщество ищет способы для установления транспортного диалога «Европа - Азия» без участия России. Восстановление Шелкового пути в современном формате, строительство и эксплуатация крупнотоннажных морских судов - контейнеровозов иностранными компаниями ведет к тому, что Россия может оказаться в ситуации, когда крупные торговые и финансовые потоки пойдут в обход России.

Такая постановка вопроса диктует ряд жестких требований к проводимой государством политике в сфере транспорта и предполагает усиление его роли в реализации транзитного потенциала России.

Минтрансом России разработаны основополагающие документы, определяющие стратегию развития транспортного комплекса на ближайшие 15 лет:

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена приказом Минтранса России от 12 мая 2005 года № 45);

Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года (утверждена приказом Минтранса России от 31 июля 2006 года № 94);

откорректированная ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 года № 338), которая является механизмом реализации стратегии развития транспорта.

Большая роль в системных документах Минтранса России сегодня, безусловно, отводится Дальневосточному региону страны.

Стратегическое развитие транспортной системы Дальневосточного федерального округа предполагается через решение трех взаимосвязанных задач.

Первая задача - максимально использовать особенности географического положения и транспортную инфраструктуру региона для реализации транзитного потенциала и обеспечения внешней торговли Российской Федерации.

Вторая задача - обеспечить надежное сообщение региона с другими территориями страны.

И третья задача – повысить транспортную доступность и обеспечить необходимую мобильность жителей.

Согласно Транспортной стратегии ключевыми задачами развития транспорта в Дальневосточном регионе являются:

- завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (усиление Главсиба, завершение строительства БАМ и АЯМ и соединительных линий, обеспечивающих маневренность сети). Создание эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока (МТК «Транссиб», «Приморье – 1», «Приморье – 2»);

- завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Выход железной дороги к Якутску в сочетании с развитием автодорожной сети региона радикально изменит картину транспортного обеспечения севреных территорий;

- реконструкция железных дорог Сахалина, модернизация паромной переправы Ванино-Холмск в комплексе с вводом в строй автодороги Лидога-Ванино;

- развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов – Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино.

- развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускорение технологической и таможенной обработки, комфортные условия для пассажиров.

Главной задачей в автодорожном строительстве является формирование опорной магистральной дорожной сети. Кроме завершения строительства федеральной магистрали Чита – Хабаровск планируется осуществить строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к портам Ванино и Находка, Якутск - Мирный – Ленск, Комсомольск-на-Амуре - Николаев-на-Амуре, Билибино-Помолом и других дорог, обеспечивающих северный завоз в Якутию, Магаданскую область и другие северные территории региона, а также автодорог Раздольное – Хасан, Южно-Сахалинск – Ноглики.

На финансирование объектов транспортного комплекса Дальневосточного федерального округа за счет средств федерального бюджета в 2006году будет направлено 10,64 млрд. рублей, а за период с 2007 до 2010 года - 44,6 млрд. рублей.

Министерство транспорта Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» предлагает пакет мер, направленных на развитие на территории России системы крупных транспортных коридоров, и углубления их интеграции в международные транспортные системы. Указанные меры будут сочетать в рациональных пропорциях усилия федеральных и региональных органов исполнительной власти, бизнес-структур и предусматривать полное и эффективное использование ресурсного, производственного и интеллектуального потенциалов транспортной инфраструктуры, геополитического положения страны и отдельных ее регионов.

На первом этапе будут разработаны предложения по развитию нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства, налоговой, тарифной и инвестиционной политики, международного сотрудничества, а также технической и технологической базы транспортной системы России.

С целью реализации задач Подпрограммы по развитию логистики, совершенствованию технологии перевозочного процесса, Минтранс России взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями различных форм собственности.

В ноябре 2006 года в г. Пусане подписано Межправительственное соглашение по сети Трансазиатских железных дорог (ТАЖД), которое позволит перевозить по территории Российской Федерации около 1% контейнерных перевозок Азиатского субконтинента. Однако, в настоящее пропускная способность пограничных пунктов пропуска Дальневосточного федерального округа недостаточна для освоения таких объемов транзитных перевозок, требуется их модернизация и существенное увеличение пропускной способности.

Для привлечения дополнительных транзитных потоков и обеспечения ускоренного выхода российских компаний на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а также обеспечения потребностей товаропроводящей системы Сибири и Дальнего Востока в рамках подпрограммы развития экспорта транспортных услуг предусматривается создание комплекса современных транспортно-логистических комплексов в регионах, прилегающих к коридору «Транссиб» в Хабаровском (1,2 млн. тонн в год, срок реализации 2006-2009 гг.) и Приморском краях (0,8 млн. тонн в год, 2006-2009 гг.).

Мероприятия по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры включены в комплексные инвестиционные проекты.

Такой подход позволит сформировать конкурентоспособные сквозные пакеты транспортных услуг и интегрировать их в международные транспортно-логистические цепи, первоначально на базе обслуживания собственных экспортных и импортных грузопотоков. Указанные конкурентоспособные сквозные комплексы транспортных услуг на территории России позволят сформировать конкурентоспособные условия на обслуживание азиатско-европейских грузопотоков на альтернативных международных маршрутах.

Для реализации этой задачи Минтрансом России разрабатывается «Концепция формирования сети мультимодальных логистических центров Российской Федерации», в которой поэтапно будут сформулированы основные принципы и направления комплексного развития крупных транспортных коридоров.

19 октября 2006 года в Берлине между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством транспорта, строительства и городского развития ФРГ подписана Совместная декларация о сотрудничестве в области транспорта, смешанных (комбинированных) перевозок и организации железнодорожно-паромных сообщений между портами Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.

В феврале 2007 г. в Москве под эгидой Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства транспорта и коммуникаций Федеративной Республики Германии планируется проведение Международного Логистического конгресса, в рамках которого будут рассматриваться вопросы развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории страны и использования транзитного потенциала России.

В целях эффективного развития транспортной системы России на период 2011-2020 годы Министерством транспорта Российской Федерации начата работа по формированию новой федеральной целевой программы и отбору соответствующих инвестиционных проектов.

В части реализации механизмов государственно-частного партнерства в сфере транспорта следует отметить, что в настоящее время продолжают поступать заявки на предоставление заключений Минтранса России для участия в конкурсе на получение поддержки из средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации.

Проекты рассматриваются в целях определения их значимости для социально-экономического развития России, уровня обоснованности и степени готовности, полноты пакета необходимых документов.

На заседании экспертного совета Минтранса России в июне текущего года рассматривался инвестиционный проект «Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань». По результатам обсуждения он был направлен на доработку и в настоящее время готовится его повторное рассмотрение.

Кроме того, в целях улучшения транспортного обслуживания Дальневосточного региона, ускоренного развития обширной территории нижнего Приамурья и о. Сахалина, реализации транзитного потенциала, органам исполнительной власти Дальневосточного округа необходимо инициировать разработку проекта строительства железнодорожной линии Селихино-Ноглики с тоннельным переходом через пролив Невельского и подготовить обоснование его финансирования с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Делаются первые шаги в использовании механизмов государственно-частного партнерства и для обновления подвижного состава городского пассажирского транспорта. Так, например, в г. Омске в 2005 году было создано акционерное общество совместно с компанией «Русский Автобус», где 51 % акций принадлежит муниципалитету, а 49 % компании «Русский автобус».

Представляется целесообразным, использовать этот положительный опыт и в Дальневосточном регионе.

Таким образом, в настоящее время сформированы действенные инструменты решения приоритетных задач, предпринята попытка отойти от стандартных схем к реализации комплексных инфраструктурных проектов, которые должны стать «точками роста национальной экономики».

Следует подчеркнуть, что достичь поставленных целей по развитию транспортного комплекса, возможно лишь при активном участии и поддержке со стороны субъектов Дальневосточного федерального округа.

Успешная реализация стратегии развития транспорта и ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» будет способствовать развитию промышленности, других отраслей экономики в Дальневосточном федеральном округе, что окажет существенное влияние на социально-экономическое состояние региона, повышение качества жизни населения, а также на укрепление национальной безопасности и единства страны.

Благодарю за внимание.

Все новости