Изображения

Обычная версия

В Лондоне открылась 25 сессия Ассамблеи Международной морской организации (ИМО)...

18 ноября 2007, 21:00

И. Левитин подчеркнул, что Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации уделяют серьезное внимание вопросам развития морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры. Морской транспорт – это особый, наиболее востребованный вид транспорта. В нашей стране с его участием осуществляется до 60% внешнеторгового оборота.

Министр информировал участников заседания, что с целью привлечения судов под российский флаг в России создан и успешно функционирует Российский Международный реестр судов, который предназначен для создания более привлекательных экономических условий для российских судовладельцев, строящих и эксплуатирующих новые современные суда. Выполнение судами, зарегистрированными в российском международном реестре судов, требований международных конвенций обеспечивается на том же уровне, что и для других судов под российским флагом.

По словам Министра, сегодня в Российском международном реестре судов зарегистрировано 177 судов суммарным тоннажем порядка 600 тысяч. И. Левитин также отметил, что суда, зарегистрированные в российском международном реестре, смогут находиться под наблюдением не только Российского Морского регистра судоходства, но и других классификационных обществ – членов Международной ассоциации классификационных обществ при условии заключения соответствующего соглашения с Министерством транспорта России. Ряд таких соглашений уже находится в разработке.

Глава Минтранса также информировал членов ИМО о том, что в ноябре 2007 г. в Российской Федерации принят закон о портах, который регулирует вопросы создания и функционирования российских морских портов, а также устанавливает систему административно-властных государственных функций в портах, в том числе в части обеспечения безопасного плавания и стоянки судов.

По мнению И. Левитина, существенным фактором повышения конкурентоспособности российских морских портов является создание в них портовых особых экономических зон, через которые можно будет осуществлять перевозки и распределение транзитных грузов назначением в страны, тяготеющие к международным транспортным коридорам. Такие зоны предполагается создать в портах Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Новороссийск, Оля и Восточный.

По словам Министра, за период с 2000 по 2006 гг. объем грузопереработки в 62-х портах страны увеличился в 2 раза, достигнув 421 млн. тонн и превысив максимальный суммарный грузооборот всех портов Советского Союза. С учетом интенсификации перевозок грузов через российские морские порты особое значение приобретает обеспечение безопасности мореплавания на подходах к портам и в зоне ответственности Российской Федерации. Реализация указанной задачи требует создания современных интегрированных информационных систем обеспечения безопасности мореплавания, строительства ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флота, обеспечивающего аварийно-спасательную готовность.

И. Левитин также сообщил, что Правительством Российской Федерации ведется разработка Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период 2010 – 2015 годы». Морская составляющая проекта программы предусматривает строительство новых и реконструкцию действующих объектов систем управления движением судов, Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам Российской Федерации, станций приёма и обработки информации Международной системы поиска и спасания «КОСПАС-САРСАТ».

В настоящее время идет работа по установлению взаимного обмена данными информационными системами обеспечения безопасности мореплавания Российской Федерации с другими государствами и Евросоюзом.

8 ноября 2007 г. Правительством России одобрена программа "Основных направлений развития гражданской морской техники на 2009-2016гг." В соответствии с документом, на создание производственной базы и закупку лицензий до 2016г. будет выделено около 140 млрд. руб., из них 91 млрд. руб. - из федерального бюджета, остальное составят внебюджетные средства.

К 2015 г. строительство морских судов на российских верфях должно увеличиться в 2 раза, а объем внутреннего рынка гражданского судостроения должен составить 570 млрд. рублей.

Министр отметил, что Российская Федерация неукоснительно выполняет свои международные обязательства как государство флага, государство порта и прибрежное государство. Созданы и введены в действие эффективные системы: внедрения инструментов ИМО в практику и отечественное законодательство; освидетельствований судов, требуемых этими инструментами; портового контроля, в котором Россия играет уникальную роль как Сторона одновременно трех международных соглашений - Парижского, Токийского и Черноморского меморандумов, обеспечивающая работу двух международных информационных центров; обеспечения безопасности мореплавания и спасания в районах ответственности Российской Федерации; подготовки и дипломирования морских специалистов всех специальностей.

Он также сообщил, что в планы России входит развитие инфраструктуры Арктической транспортной системы - Северного морского пути, для обеспечения вывоза возрастающих объемов углеводородного сырья и развития арктического транзита, усовершенствования системы обеспечения плавания по Северному морскому пути и сохранения уникальной экологии Арктики.

В целях реализации положения российской Морской доктрины в части повышения безопасности морской деятельности, за последние годы в России созданы и модернизированы системы управления движением судов, охватывающие районы с наиболее интенсивным судоходством во всех регионах страны. В частности, успешно эксплуатируются глобальная автоматизированная система мониторинга и контроля за местоположением судов в мировом океане «Виктория»; региональные системы безопасности мореплавания в Финском заливе и в заливе Петра Великого; реализован проект межгосударственной системы мониторинга судов в Балтийском море в рамках международной организации ХЕЛКОМ; реализуется концепция развития систем безопасности мореплавания в северном регионе. По мнению И. Левитина это подтверждает, что Россия, несомненно, относится к числу государств, наиболее заинтересованных в предоставлении услуг в области международного судоходства.

В мире морским путем перевозится более 7,0 млрд. тонн грузов, из них более 60 % приходится на нефтяные и навалочные грузы – опасные грузы, перевозка которых несет в себе потенциальную опасность для окружающей морской среды.

В этой связи глава Минтранса отметил своевременные и активные действия Организации в ответ на современные экологические вызовы. «Россия поддерживает проводимую ИМО широкоформатную работу в области охраны окружающей среды. Отрадно, что определенная Советом ИМО тематика Всемирного дня моря 2007 стала основой многих мероприятий и инициатив, направленных на осознание морским сообществом актуальных природоохранных задач и необходимости дальнейшего поиска путей их решения, прежде всего, используя мощный экспертный потенциал Организации и ее взаимодействие с другими признанными в данной сфере международными структурами», - подчеркнул Министр.

И. Левитин проинформировал участников Ассамблеи о чрезвычайной ситуации, сложившейся в Черном море 11 ноября и тех мерах, которые предпринимает Минтранс России для ликвидации ее последствий. Он отметил хорошо скоординированную работу спасательных служб России и Украины, высокий уровень взаимодействия двух стран при проведении аварийно-спасательных работ. Министр также сообщил, что достигнута договоренность с Министром транспорта и связи Украины о принятии совместных действий по усилению режима безопасности мореплавания в Керченском проливе.

Российский Министр поблагодарил Генерального секретаря Международной морской организации адмирала Митропулоса за соболезнования, высказанные в адрес Правительства Российской Федерации, родных и близких погибших.

По словам И. Левитина, обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения – вещь чрезвычайно затратная. С точки зрения Министра, нужно найти разумный баланс между интересами устойчивого развития торгово-экономических связей, свободы судоходства с одной стороны и необходимостью установления требований к судам, судоходным компаниям и другим участникам транспортного процесса на море – с другой.

Пресс-служба Минтранса России

Все новости