Интервью Генерального директора АНО "Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ" Терентия Мещерякова Российской газете
14 сентября 2016, 21:00
Дороги в наследство
На днях в столице Мордовии открылось движение по новой автомагистрали, напрямую соединившей два района города - Светотехстрой и Юго-Запад. Жители Саранска ждали этого с 80-х годов прошлого века. Мечта стала реальностью в преддверии домашнего для России чемпионата мира по футболу.
О том, как изменится транспортная инфраструктура поволжских городов-организаторов мундиаля, в интервью "РГ" рассказал гендиректор АНО "Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ" Терентий Мещеряков.
Терентий Владимирович, матчи ЧМ-2018 примут четыре региональных центра ПФО: Нижний Новгород, Самара, Казань и Саранск. Как вы оцениваете на сегодня уровень готовности транспортной инфраструктуры этих городов к мундиалю, есть ли отстающие?
Терентий Мещеряков: В целом города-организаторы Поволжья показывают хорошую динамику подготовки транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018. Главное сейчас - не терять набранного темпа.
Один факт, что уже в следующем году Казань примет у себя Кубок конфедераций-2017, говорит о высокой готовности города к проведению крупных спортивных мероприятий. Столица Татарстана получила хороший опыт еще три года назад, когда принимала у себя летнюю Универсиаду. Поэтому Казань сегодня можно назвать лидером среди городов-организаторов ЧМ-2018 в Приволжье.
Впрочем, и соседи показывают хорошие результаты. В Саранске, например, закончилось строительство транспортной развязки на пересечении улиц Красной и Севастопольской, что увеличит пропускную способность автомобильного движения в аэропорт. В Нижнем Новгороде и Самаре заработали новые пассажирские терминалы аэропортов, реконструируемых к ЧМ-2018.
Какие стандарты взяты за основу при подготовке транспортных объектов к мундиалю?
Терентий Мещеряков: Мы уделили много внимания мировому опыту транспортного обеспечения крупных спортивных мероприятий. Провели научное исследование, подробно изучив как успешные практики (например, зимнюю Олимпиаду в Сочи), так и неудачные (летние Олимпийские игры 1996 года в Атланте). Исходя из этого была построена модель поведения болельщиков, которая показала, какие транспортные объекты будут задействованы больше, а какие меньше. Также проанализировали транспортные планы городов-организаторов чемпионата, выявили "узкие" места. Это позволило избежать лишних трат на модернизацию объектов, которые не будут задействованы.
Исторически сложилось так, что железнодорожный транспорт в России, и в Поволжье в частности, всегда был более востребован и соответственно более развит по сравнению с авиационным. Но проведение столь крупного международного спортивного мероприятия потребует использования всех видов транспорта. Железная дорога будет задействована в рамках бесплатного провоза болельщиков. На аэропорты также ляжет дополнительная нагрузка - спрос на авиаперелеты будет большим, ведь это позволяет сэкономить время.
Проведенное нами исследование показало, что пропускная способность некоторых авиаузлов городов-организаторов ниже необходимого. Именно поэтому на федеральном уровне было принято решение поддержать развитие авиационных узлов Поволжья (в Казани эти работы провели ранее). Причем не косметически привести в порядок, а серьезно вложиться в аэродромную инфраструктуру, которая позволит принимать современные авиалайнеры, а сами аэропорты станут более удобными и безопасными. Поэтому сегодня федеральный центр в регионах ПФО так или иначе поддерживает шесть проектов по модернизации авиационных узлов на сумму более 15,5 миллиарда рублей. Всего же на модернизацию транспортной инфраструктуры ПФО к проведению ЧМ-2018 федеральный бюджет планирует выделить более 37 миллиардов.
Власти Татарстана уверенно говорят, что, с точки зрения транспортной инфраструктуры, регион к ЧМ-2018 готов полностью. Это действительно так или региону все же есть над чем поработать?
Терентий Мещеряков: Да, это действительно так, но есть иной аспект, логистический: футбольные болельщики - несколько иной контингент, нежели гости Универсиады. В связи с этим надо больше внимания уделять безопасности на транспорте. Сейчас необходимые мероприятия в этом направлении ведутся, и для всех организаторов мундиаля своеобразной тренировкой будет Кубок конфедераций - 2017, который примет в том числе и Казань. После его проведения станет понятно, есть ли над чем поработать с точки зрения логистики и безопасности на транспорте или достаточно уже имеющегося задела.
Еще вопрос от болельщиков столицы Татарстана. Острой остается проблема парковок: на такое масштабное мероприятие их будет недостаточно, считают горожане. Вот маленький штрих: уже существующая огромная парковка вокруг "Казань Арены" во время матчей закрыта. Болельщики лицезреют табличку "Остановка запрещена".
Терентий Мещеряков: Возможно, и это не обязательно плохо. Скорее говорит о том, что организаторы матчей думают в том числе и о безопасности болельщиков. Повторюсь, контингент футбольных фанатов несколько иной, нежели на других спортивных состязаниях.
Казань уже подготовила свой транспортный мастер-план для обслуживания всех клиентских групп чемпионата. В том числе разработан план парковки на объектах, согласно которому определены маршруты доступа на них, оборудованы зоны посадки-высадки пассажиров, описаны процедуры для различных категорий гостей.
Вопрос из Самары: будут ли к 2018 году в городе строить магистраль "Центральная", как заявляли ранее местные власти, и линию скоростного трамвая? ЧМ близится, а работы так и не начаты.
Терентий Мещеряков: В рамках федеральной программы подготовки городов-организаторов к ЧМ-2018 магистраль "Центральная" не значится.
Насколько знаю, в региональной программе объекта также нет. Необходимость модернизации улично-дорожной сети к мероприятию определяют власти города-организатора. Если с их стороны будет заявка на федеральное софинансирование этих работ к ЧМ-2018, мы обязательно ее рассмотрим.
Что касается трамвая, то в региональной программе мероприятия по реконструкции и строительству новых трамвайных линий есть. Планируется обновить более 15 километров и построить 2,5 километра путей. Данный проект региональные власти финансируют и реализуют самостоятельно. Возможно, они смогут подключить к нему и частные инвестиции.
На фоне городов-миллионников 300-тысячный Саранск стоит особняком. Самым проблемным пунктом подготовки столицы Мордовии к мундиалю остается состояние аэропорта. Недавно из-за отставания от графика проведения работ пришлось сменить подрядчика.
Терентий Мещеряков: Да, аэропорт Саранска - объект непростой. И на это есть объективные причины: как вы верно отметили, Саранск - город небольшой. А к 2018 году пассажиропоток здесь существенно вырастет. От этого и возникают дополнительные сложности. На данный момент основные вопросы по аэропорту решены, идут соответствующие работы, и, уверен, в декабре 2017 года объект будет полностью сдан в эксплуатацию.
В заключение хотелось бы еще раз напомнить читателям о наследии мундиаля. Вся инфраструктура, в том числе и транспортная, которая строится к ЧМ-2018, останется после соревнований в пользовании горожан. А это значит, что они получат те же плюсы, что и гости чемпионата: качественное и безопасное транспортное обслуживание. И если гости - явление кратковременное, то местные жители смогут получать качественное транспортное обеспечение при должной поддержке объектов достаточно долго.