Изображения

Обычная версия

Интервью генерального директора АНО «Транспортная дирекция Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» Терентия Мещерякова газете «ТР»

03 августа 2016, 21:00

Четверг, 04 августа 2016 09:30

Модель должна быть динамичной и гибкой

Концепция транспортного обслуживания Чемпионата мира по футболу – 2018 призвана обеспечить качественные услуги и безопасность болельщиков.
До Кубка конфедераций–2017, который пройдет в четырех городах России, остался год. До мирового первенства по футболу, для которого Кубок конфедераций рассматривается как «репетиционный», осталось два года, и пройдет он в 11 российских городах. По сути, времени осталось не так уж и много, а вопросов, которые нужно решать, хватает. В том числе и по транспортному обеспечению этих двух больших спортивных форумов. Как идет подготовка транспортной инфраструктуры к Кубку конфедераций и мундиалю корреспонденту газеты «ТР» рассказал генеральный директор АНО «Транспортная дирекция Чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации» Терентий МЕЩЕРЯКОВ.

– Терентий Владимирович, на последнем заседании Общественного совета Министерства транспорта РФ вы презентовали Объединенный операционный транспортный план Кубка конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Что это за план, и как он будет способствовать проведению соревнований?

– Это очень большой документ. Он аккумулирует всю цепочку транспортного планирования в преддверии Кубка конфедераций – 2017 и Чемпионата мира по футболу – 2018 и будет использоваться различными организациями на всех уровнях управления. План описывает, как зрители и другие клиентские группы будут прибывать в Россию, перемещаться по стране в течение всего чемпионата, как они будут распределяться по видам транспорта, в какой момент и в каком количестве будут прибывать на объекты внешнего транспорта городов–организаторов.

В 2013 году была разработана Концепция транспортного обеспечения ЧМ–2018. Мы видим, как быстро меняется окружающая нас реальность. Многие параметры, заложенные в концепции, необходимо было уточнить и актуализировать. Например, документ предусматривал определенные прогнозные параметры изменения пассажиропотока, но вместо роста по международным воздушным линиям мы видим спад и, наоборот, наблюдаем рост внутренних перевозок, смещение в сторону железнодорожного транспорта.

Такие изменения под влиянием экономических, геополитических, социальных и прочих факторов нельзя исключать в дальнейшем. Именно поэтому при разработке Объединенного операционного транспортного плана мы заложили возможность постоянной актуализации прогнозов, разработали не просто очередной документ, а инновационную систему поддержки принятия решений для всех уровней управления транспортными потоками.

Ядром Объединенного операционного транспортного плана является динамическая транспортная модель, которая просчитывает все международные и междугородные перемещения гостей (клиентских групп) чемпионата за весь его период. Чем ближе 2018 год, тем более точную информацию можно заложить в модель. Это касается списка стран–участниц, динамики выкупа билетов, тенденций на туристическом рынке. Протестируем мы модель уже в 2017 году, на Кубке конфедераций. А в начале 2018 года, после получения точной информации, сможем рассчитать дополнительный транспортный спрос во время чемпионата и выбрать наиболее эффективный сценарий транспортного обеспечения. Например, мы сможем дать городам прогноз, как будут прибывать гости в аэропорт в каждый час каждого дня чемпионата и какое количество подвижного состава потребуется для их доставки в город. Аэропорты и вокзалы смогут, опираясь на наш план, четко спланировать действия по приему повышенного количества бортов и составов, ответственные организации заранее смогут зафрахтовать необходимое количество самолетов.

Другим важным свойством плана является возможность просчитать вероятные последствия рисков – временное закрытие аэропорта или вокзала, и заранее спланировать действия на случай их реализации. Словом, разработанный план – документ очень гибкий, он еще будет меняться и трансформироваться.

– АНО запустила систему регистрации автоперевозчиков для работы во время мирового футбольного первенства. Сколько всего таких перевозчиков могут получить «добро», и какие для этого необходимы условия?

– Никаких ограничений нет. К регистрации допускаются все компании, которые официально занимаются пассажирскими перевозками. Нет ограничений и по принадлежности компаний к какому–либо государству, то есть регистрироваться могут и автотранспортные предприятия из других стран. Единственное, мы уделяем особое внимание качеству и безопасности пассажирских перевозок во время соревнований, поэтому к компаниям есть требования – соответствовать законодательству Российской Федерации в области безопасности пассажирских перевозок, иметь соответствующий автобусный парк.

Для того чтобы компания попала в нашу информационную базу данных, где аккумулируется информация о перевозчиках, необходимо зарегистрировать свой профиль на сайте partners.transport2018.com и указать общую учредительную информацию. После этого появится возможность внести в систему информацию о своих автотранспортных средствах, а также информацию о персонале, состоящем в штате компании. До формирования заказов на перевозку компанию ожидает проверка по тем данным, которые были занесены при регистрации. При представлении недобросовестной информации компания не будет рассматриваться в качестве автоперевозчика во время соревнований и не сможет оказывать соответствующие услуги.

– Главными городами игр чемпионата станут Москва и Санкт–Петербург, но архитектурные и логистические особенности Северной Пальмиры осложняют задачи по оптимизации «футбольно–болельщицкой» логистики и обеспечению безопасности передвижения больших масс гостей во время чемпионата. Что делается в этом направлении как в Санкт–Петербурге, так и в других городах, где пройдут матчи?

– Вы правы, в Санкт–Петербурге ситуация непростая. В первую очередь это связано с тем, что стадион «Крестовский» расположен на острове. Правительство города, на которое возложена задача по обеспечению качественного транспортного обслуживания во время чемпионата, разработало собственный план управления перевозками. Для его реализации запланирован ряд мер по повышению качества транспортных услуг.

Безусловно, федеральный центр оказывает городу необходимую помощь. Так, за счет средств федерального бюджета в Санкт–Петербурге реконструируется аэропорт Пулково, строится путепроводная развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, которая обеспечит подъезд к аэропорту, строится также участок Невско–Василеостровской линии метрополитена от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина».

Первые частичные испытания обновленной транспортной инфраструктуры города намечены уже на вторую половину 2016 года. На это время Комитет по транспорту Санкт–Петербурга запланировал проведение тестовых испытаний маршрутов автобусов челночного сообщения по утвержденным маршрутам. Кроме того, власти города планируют к концу года создать региональный центр управления пассажирскими перевозками, на который будет возложена функция контроля транспортного обслуживания гостей и участников Кубка конфедераций – 2017 и Чемпионата мира по футболу – 2018. Все эти меры позволят сделать Санкт–Петербург еще более удобным городом для проведения крупных спортивных соревнований.

– Каковы прогнозы по пассажиропотокам в городах, и каким видам транспорта в них будет отдано предпочтение?

– Мы понимаем, что гостей и болельщиков будет много. Но сколько, сможем сказать только после того, как начнется продажа билетов на матчи чемпионата, а их количество зависит не от нас, а от билетной политики. Именно поэтому мы и создали динамическую транспортную модель. Она позволяет оперативно подстроиться под складывающуюся ситуацию и выбрать наиболее эффективный транспортный сценарий.

Если говорить о приоритетах, то, безусловно, это – общественный транспорт. В настоящее время все операционные транспортные планы всех городов–организаторов в первую очередь нацелены на активное использование мощностей общественного транспорта. Это наиболее эффективный способ организации транспортного обеспечения крупных спортивных мероприятий. В этой связи недавно были внесены поправки в Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года». В рамках документа внесены существенные изменения в действующее законодательство РФ по обеспечению болельщиков бесплатным проездом на общественном транспорте во время проведения матчей чемпионата. Законопроектом предусмотрено предоставление права бесплатного проезда на общественном транспорте: в пригородных и внутригородских автобусах, городских троллейбусах и трамваях, метрополитене, железнодорожном транспорте пригородного и межрегионального сообщения.

Бесплатные перевозки общественным транспортом, как внутригородским, так и межрегиональным, частично снимут финансовый барьер, позволят сделать соревнования более доступными для большого количества желающих.

– В этом году два крупных спортивных события – Чемпионат Европы по футболу во Франции и Олимпийские игры в Бразилии. Похожи ли системы транспортного планирования, связанные с этими крупными спортивными мероприятиями, на нашу систему транспортного планирования ЧМ–2018? Какая из систем, на ваш взгляд, лучше и чем?

– Каждая система транспортного планирования отвечает тем требованиям, которые перед ней ставились. Поэтому сравнивать их было бы некорректно. Но тем не менее мы внимательно изучили опыт проведения крупных спортивных мероприятий как за рубежом, так и у нас в стране. Точно можно сказать, что в таком масштабе, с таким географическим разбросом между городами–организаторами (2,5 тыс. километров) – такого опыта не было нигде. Как правило, предыдущие крупные спортивные мероприятия старались проводить в одном городе. Мировая практика знает как удачные примеры организации транспортного обслуживания во время крупных спортивных мероприятий, например, XXII Олимпийские зимние игры в 2014 году в г. Сочи, так и неудачные, пример – XXVI летние Олимпийские игры в 1996 году в г. Атланта (США). Тогда были допущены серьезные недоработки в транспортном обеспечении гостей и болельщиков, что привело к транспортным проблемам.

Мы изучили много разных моделей транспортного обеспечения, но специфика ЧМ–2018 в России – большие расстояния между городами–организаторами, временные и географические различия городов–организаторов и многое другое – показала, что надо разрабатывать собственную транспортную модель. Причем с учетом изменившейся мировой конъюнктуры. Поэтому в нашей модели особое внимание уделено безопасности на транспорте. Это и разделение потоков, и готовность всего персонала к чрезвычайным происшествиям, и более тщательный досмотр. Вместе с тем весь этот комплекс мер не должен привести к увеличению времени пребывания в пути гостей и болельщиков. Эти вопросы мы решаем в тесном взаимодействии с компетентными службами.

Тем не менее, я уверен, благодаря слаженной работе всех городов–организаторов и всех служб, задействованных в организационном процессе, ЧМ–2018 будет обеспечен качественным и безопасным транспортным обслуживанием гостей и болельщиков.

Беседу вел
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»

Все новости