Изображения

Обычная версия

Итоги Интернет-конференции на тему "Глобальные проекты в дорожном хозяйстве", состоявшейся в Росавтодоре 16 ноября

17 ноября 2005, 21:00

16 ноября в Росавтодоре прошла Интернет-конференция в режиме он-лайн на тему "Глобальные проекты в дорожном хозяйстве"

В работе Интернет-конференции приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров, заместители руководителя и начальники управлений Росавтодора.

В ходе подготовки к Интернет-конференции и непосредственно во время ее проведения пользователями сети Интернет было задано более трехсот вопросов. Вопросы поступали из разных регионов страны и их тематика касалась всех аспектов дорожного хозяйства. Значительная часть вопросов касалась общих проблем развития дорожного хозяйства, поисков путей решения задачи доведения российских автомобильных дорог до международного уровня. Другая часть относилась к региональным проблемам и отдельным участкам дорог. Так же поступали вопросы по частным случаям и проблемам и вопросы личного характера к руководству агентства.

В течение двух часов в режиме он-лайн на большинство вопросов специалистами дорожной отрасли были даны ответы. Проявленный к мероприятию интерес и активность состоявшегося разговора подтвердили ожидания участников конференции, что новый формат информирования руководителями Росавтодора о деятельности агентства был принят пользователями Интернета .

По окончании Интернет-конференции Руководитель Росавтодора О.Белозеров поблагодарил всех участников за проявленный интерес к проблемам дорожного хозяйства, подчеркнул важность обратной связи с пользователями автомобильных дорог и заверил всех, что такой диалог будет идти в постоянном режиме.

Ниже приводятся некоторые вопросы и ответы, касающиеся глобальных проектов в дорожном хозяйстве России и деятельности Росавтодора, на которые отвечали О.Белозеров и начальники управлений.

Вопрос:

Известно, что Федеральное дорожное агентство существенно переработало глобальную программу развития автомобильных дорог до 2010 г. Какова судьба этой программы сегодня?

Ответ:

Действительно, подпрограмма «Автомобильные дороги», которая в составе Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848, в настоящее время существенно откорректирована. Ее задания приведены в соответствие с реальными объемами финансирования, которые имели место в прошедший период и планируются на 2006-2008 годы. В соответствии с реальными объемами финансирования пересмотрены и величины целевых показателей, а также приоритетные мероприятия подпрограммы. В откорректированную подпрограмму внесено много нового. Выработаны более точные критерии для определения приоритетов инвестирования в дорожное хозяйство. Приоритет отдан решению задачи сохранения действующей сети автомобильных дорог общего пользования за счет качественного содержания и ремонта. Особое внимание уделено вопросам качества, которые включают в себя широкий спектр проблем от применяемых материалов до норм проектирования, технологии строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Главная цель в этой области направлена в будущее – на увеличение сроков службы дорог и дорожных сооружений, возможность существенной экономии средств на ремонт и содержание в последующий период. В подпрограмму включена отдельная глава, посвященная мерам по повышению эффективности бюджетных расходов на дорожное хозяйство. В настоящее время завершается процесс согласования откорректированной Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», в состав которой входит подпрограмма «Автомобильные дороги», с заинтересованными министерствами и ведомствами. В декабре текущего года Правительством Российской Федерации поручено представить программу для утверждения.

Вопрос

Многие задаются вопросом: почему ликвидированы федеральный и региональные дорожные фонды и будут ли найдены надежные источники пополнения средств для развития отрасли?

Ответ:

Дорожные фонды, созданные в 1991 году, во многом не удовлетворяли требованиям, как Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания, так и общественности. Финансовая налоговая основа дорожных фондов была слабо увязана с пользованием дорогами, средства расходовались не всегда эффективно, а то и не по назначению. В течение 90-х годов прошлого столетия и в первые годы нового века произошли существенные изменения бюджетного и налогового законодательства, которые вошли в противоречие с положениями принятого еще в начале реформ закона «О дорожных фондах в РСФСР». В связи с этим данный закон был отменен.

Однако, принятая в Российской Федерации процедура одногодичного бюджетирования и даже внедряемая сейчас в процессе бюджетной реформы система трехгодичного бюджета не в полной мере удовлетворяет потребностям дорожного хозяйства. Проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог, как правило, достаточно крупны, их реализация длится несколько лет, и с подрядчиками требуется заключать контракты на весь период строительства. Содержание автомобильных дорог на современном уровне требует применения дорогостоящего специализированного оборудования, которое эксплуатационные организации не могут приобретать без гарантии долгосрочного контракта. Все это требует поисков устойчивых источников финансирования дорожного хозяйства на основе закона. Эти источники должны обеспечивать уровень финансирования, который позволял бы поддерживать на нормативном уровне транспортно-эксплуатационные характеристики дорог, в первую очередь их ровность и прочность, путем своевременного ремонта и содержания, снимать перегрузку с участков, захлебнувшихся движением. Поэтому сейчас в Правительстве Российской Федерации, в Государственной Думе и Совете Федерации обсуждаются различные возможности и варианты создания таких устойчивых источников финансирования дорожного хозяйства. При этом учитывается зарубежный и отечественный опыт дорожных фондов.

Вопрос:

Как дороги влияют на экономику России в целом?

Ответ:

Ежедневно на автодороги России выходят около 20 млн. автомобилей. Благодаря своим преимуществам (оперативности, возможности организации работы «с колес», доставки «от двери до двери» и др.) автотранспорт оказался наиболее востребованным после перехода к рыночной экономике. За последние годы существенное развитие отмечается в тех сферах деятельности, которые во многом ориентированы на обслуживание автомобильным транспортом. В последние годы значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле. Например, около 70 % международных контейнерных грузов, перерабатываемых в морских портах России, перевозится на автотранспорте. В России отмечаются высокие темпы роста численности легковых автомобилей. Реализация проектов развития и совершенствования автомобильных дорог в наибольшей степени отражается на условиях функционирования обрабатывающих отраслей экономики, имеющих высокую долю добавленной стоимости. Состояние сети автомобильных дорог влияет и на рост цен в стране, так как транспортная составляющая в себестоимости продукции в Российской Федерации достигает 15-20 % (в других странах с развитой экономикой - 7-8 %). Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее низким техническим состоянием, оценивается в 450-500 млрд.руб.., что превышает 3% ВВП России.

Поэтому развитие сети автомобильных дорог, улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния позволят обеспечить увеличение ВВП за счет роста производительности труда, снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, повышения конкурентоспособности отечественных производителей, увеличения спроса на товары российского производства.

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, осуществляется ли подготовка сети автомобильных дорог к вступлению России в ВТО?

Ответ:

Вступление России в ВТО приведет к существенному увеличению объемов внешнеторгового оборота. В связи с увеличением во внешней торговле страны объемов экспорта и импорта, объем международных автомобильных перевозок грузов увеличится к 2010 г. в 1,7-1,8 раза и составит 35-40 млн. тонн. На автомобильных дорогах появится значительное количество иностранных перевозчиков, использующих грузовые автомобили с нагрузкой на ось не менее 11 тонн. В ряде стран, например, во Франции дорожные одежды рассчитываются на нагрузку от транспортных средств в размере 13 тонн на ось. В Российской Федерации даже федеральные автомобильные дороги рассчитаны на пропуск нагрузок 6-10 тонн на ось. Поэтому одним из важных приоритетов в деятельности Федерального дорожного агентства является приведение прочности дорожных одежд и искусственных сооружений, их габаритов (в первую очередь на автодорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров) в соответствие с международными требованиями.

В задания на проектирование строительства и реконструкции автомобильных дорог включаются специальные требования по учету таких требований. Для этого разработаны Методические рекомендации по определению нормативных нагрузок, расчетных схем нагружения и габаритов приближения автомобильных дорог общего пользования, а также Методические рекомендации по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог общего пользования.

В качестве приоритетного направления инвестирования средств федерального бюджета при разработке программ дорожных работ приняты реконструкция и капитальный ремонт федеральных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, прежде всего «Север-Юг» и «Транссиб», панъевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации. В частности, активно осуществляется капитальный ремонт федеральной дороги М-10 Москва – г. Санкт-Петербург, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, других магистральных дорог. Например, в 2006 году на автомобильной дороге М-4 «Дон» предусмотрено выполнять работы по реконструкции на участках общей протяженностью 492 км с мостами и путепроводами общей длиной 16 км, на дороге М-5 «Урал» – 121 км и 3,9 км мостов и путепроводов, на автомобильной дороге М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы – 41 км и 750 метров км мостов и путепроводов и т.д.

Вопрос:

Какими темпами идет строительство новых дорог и объектов дорожной инфраструктуры? Будут ли ликвидированы долгострои?

Ответ:

Потребность Российской Федерации в строительстве новых автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры очень велика. По оценкам специалистов, протяженность автомобильных дорог в стране должна составлять как минимум 1,5 млн км. В настоящее время даже если довести до нормативного состояния и принять в сеть автомобильных дорог общего пользования городские, муниципальные и внутрихозяйственные дороги, которые фактически выполняют функции дорог общего пользования, общая протяженность сети не превысит 1,0-1,1 млн км. Вместе с тем, темпы строительства новых автомобильных дорог зависят от возможностей бюджета. Откорректированной с учетом возможностей финансирования и подготовленной к утверждению Правительством Российской Федерации подпрограммой «Автомобильные дороги», входящей в состав федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», предусмотрено осуществить до 2010 года строительство и реконструкцию 2,1 тыс км федеральных дорог и 25,4 тыс км территориальных автомобильных дорог. Объекты строительства автомобильных дорог и мостов весьма капиталоемки. Поэтому в дорожной отрасли много «долгостроев», и одним из основных приоритетов при планировании дорожных работ является завершение начатых ранее строек. Разработана специальная программа завершения строительства ряда внеклассных мостов через крупные водные преграды, начаты строительством еще в 90-е годы прошлого столетия. В программу включены мосты через р.Волга у городов Ярославль, Ульяновск, Волгоград, Саратов, через р.Кама у г.Пермь и у Сорочьих гор в Республике Татарстан, через р.Обь у г.Новосибирска, через р.Ангара у г.Иркутска и других. В период до 2008 года намечено ввести в строй 12 внеклассных мостов. Эти мосты откроют новые возможности для повышения качества жизни многих тысяч граждан России. Первые результаты реализации программы сказались уже в этом году: введены в эксплуатацию мост через Кольский залив у города Мурманск, который строился с 1992 года, мост через Ветлугу в Республике Марий Эл (строился с 1993 года), 1-я очередь моста через р.Кама в Перми на обходе городов Краснокамск и Пермь (строился с 1996 года). Эти мосты чрезвычайно важны для жизни населения регионов. Например, мост через Ветлугу на автодороге Коротни - Марьино расположен в западной части Республики Марий Эл в Юринском районе, отделенной от центра региона и других районов Волгой и Ветлугой. Во время весенних паводков существующий понтонный мост прекращает работу, и население района оказывается на 2 месяца отрезанным от учреждений здравоохранения, образовательных и культурных центров.

Активизированы работы на строительстве других «долгостроев». В этом году завершено строительство обхода г.Владимира. Закончено строительство участка мостового перехода через р.Клязьма на федеральной дороге М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, который был последним двухполосным участком от Москвы до Нижнего Новгорода. В 2008 году намечено завершить строительство участка от км 96 до км 115 автомобильной дороги М-8 Москва - Архангельск во Владимирской области, которая фактически была начата строительством еще в 1978 году. К 2008 году будут завершено строительство автомобильной дорог «Амур» Чита – Хабаровск, строящейся уже около 30 лет. Можно назвать и другие объекты.

Вопрос:

Что делается для того, чтобы наши магистрали были на европейском уровне?

Ответ:

Ваш вопрос имеет две стороны. Часто под «европейским уровнем» подразумеваются широкие «автобаны» с разделительной полосой, сложными развязками в разных уровнях, большим количеством путепроводов. Такие дороги активно строятся сейчас и в России. Завершено строительство МКАД и Третьего транспортного кольца в Москве, активно строится Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга, построен ряд выходов из Москвы, в том числе на участках Москва – Кашира федеральной дороги «Дон», Москва – Внуково на дороге «Украина». Строятся участок от км 17 до км 30 на федеральной дороге М-8 «Холмогоры» и от Внуково – до Малого Московского кольца на дороге «Украина». Недавно введена в эксплуатацию автодорога Адлер – Красная Поляна с тоннелем длиной более 2 км. Такие дороги стоят чрезвычайно дорого, поэтому строительство многих из магистралей планируется осуществлять как платные дороги с привлечением внебюджетных средств. Например, так планируется строить новую скоростную автомобильную магистраль Москва – Санкт-Петербург, новый выход из Москвы в направлении магистрали М-1 «Беларусь» на Смоленск, Минск, новые участки дороги М-8 «Холмогоры» в обход д.Тарасовка, а также от границы Московской области до Переславля-Залесского. Как платную магистраль планируется строить Центральное московское кольцо (ЦКАД), прокладываемую на расстоянии от 50 до 90 км от Москвы.

Другая сторона вопроса: качество проезда, ровность дороги, ее прочность, скорость движения. Здесь понятие «европейский уровень» неоднозначно. Например, в Италии, славящейся своими магистралями, можно «с ветерком» проехать из Милана в Венецию по современной автостраде за хорошую плату, а можно довольно медленно добираться по бесплатной «альтернативе», петляющей по тесным улицам старинных городов с «шекспировскими» названиями Верона, Падуя, Бергамо. Следует признать, что в Российской Федерации эксплуатационные качества дорог находятся на низком уровне. Даже на федеральных дорогах нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию (прочность, ровность, шероховатость) отвечают лишь 37 % от общей протяженности. Поэтому сейчас принимаются меры к коренному изменению положения. Главными приоритетами в деятельности Федерального дорожного агентства приняты осуществление мероприятий по обеспечению сохранности федеральных автомобильных дорог путем проведения полного комплекса работ по их содержанию и своевременному ремонту, а также модернизации перегруженных движением или требующих усиления конструкции дорожной одежды участков существующих федеральных автомобильных дорог, в первую очередь наиболее загруженных движением дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров. С этой целью на эксплуатацию федеральных автомобильных дорог с 2006 года предусмотрено выделение средств в два раза больше, чем в текущем году. Предусмотрены дополнительные меры по обеспечению качества строительства и ремонта дорог, по улучшению планирования дорожных работ, по оптимизации бюджетных расходов.

Вопрос:

Как часто необходимо ремонтировать один и тот же участок дороги?

Ответ:

Частота ремонтов дороги зависит от многих объективных факторов, в первую очередь от ее загруженности движением и «возраста» дороги (со временем ухудшается состояние земляного полотна и нижних слоев дорожной одежды, которые находятся глубоко под поверхностью покрытия и не могут быть отремонтированы без полной перестройки участка). Имеются нормы межремонтных сроков, ВСН 41-88 «Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий», утвержденные 3 июня 1988 года Минавтодором РСФСР по согласованию с Госстроем РСФСР. В соответствии с этим документом для обеспечения сохранности федеральных автомобильных дорог в течение их «жизненного цикла» (30 лет) необходимо 2 капитальных ремонтов через 12 лет, 2 ремонтов с периодичностью 6 лет, 5 поверхностных обработок покрытия через 2-3 года. Разумеется цифры здесь приведены усредненные, в документе они более детальны.

Вопрос:

Пробки на московских дорогах уже давно стали притчей во языцех. Что «тормозит» нормальное движение автотранспорта, в том числе и по столичным магистралям?

Ответ:

К сожалению, пробки стали «притчей во языцех» не только на московских дорогах. В режиме перегрузки обслуживают движение около 28 % общей протяженности федеральных автомобильных дорог, особенно в крупных городах и вблизи них. Пропуск грузового транспорта осуществляется по территориям жилой застройки в Санкт-Петербурге, Выборге, Ульяновске, Перми, Орле, Ярославле, Вологде, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Волгограде и других крупных городах. На автомобильной дороге М-10 Москва – Санкт-Петербург около 130 км протяженности проложено по улицам городов и сельских поселений с плотной исторической застройкой. На федеральной автомобильной дороге М-4 «Дон» Москва - Новороссийск недостаточна ширина проезжей части, имеются участки с затяжными подъемами и спусками, дорога проходит по тесным улицам исторических городов Елец, Богородицк и др., что вызывает систематические, особенно в весенне-зимний периоды, «пробки» и перерывы в движении. В Москве и Московской области положение усугубляется радиально-кольцевой конфигурацией дорожной сети центра России. На территории Московского региона сходятся многие магистральные дороги. В пределах Московской области действует 17 федеральных автомобильных дорог. Велико влияние столичного мегаполиса, пределы которого фактически значительно превышают его административные границы. В результате на федеральных дорогах в регионе интенсивность движения достигает до сотни тысяч автомобилей в сутки и более. Так на головном участке дороги «Холмогоры» интенсивность движения достигает 114 тысяч автомобилей в сутки, дорог «Урал» и «Дон» - 90-95 тысяч автомобилей в сутки, «Украина» - 80 тысяч автомобилей в сутки и т.д.

Сейчас на основе подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» реализуется комплекс мероприятий по решению проблемы перегрузки дорог движением. Осуществляется строительство обходов городов. В текущем году завершено строительство обхода г.Владимир, введены в эксплуатацию мосты через Кольский злив в Мурманске и Каму в Перми. До 2008 года будет завершено строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, ведется строительство обходов г.г. Новосибирска, Красноярска, Сочи, Владикавказа и ряда других городов. До 2008 года намечено завершить строительство ряда крупнейших мостовых переходов в городах, в том числе через реки Волга у г.г. Ярославля, Ульяновска, Саратова, Волгограда, Ока у г. Мурома, Обь у г. Новосибирска, Томь в г. Кемерово, Енисей у г. Красноярска и других. В Московской области ведется разработка предпроектной документации на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги общей протяженностью около 450 км. В 2005 году проводятся проектные работы, а с 2006 года начнется строительство скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург протяженностью 650 км, которая будет иметь продолжение в пределах г. Москвы до четвертого транспортного кольца. Начинается строительство нового выхода из Москвы в направлении магистрали М-1 «Беларусь» на Смоленск, Минск, а также головного участка дороги М-8 «Холмогоры».

Вопрос:

Не секрет, что в ходе строительства или реконструкции автомобильных дорог должно осуществляться изъятие земель для государственных нужд и это, можно сказать общегосударственная проблема. В чем она состоит и как решается?

Ответ:

Проблема изъятия земельных участков для строительства и реконструкции автомобильных дорог состоит в незавершенности действующего земельного законодательства, которое сейчас еще находится в стадии становления. Например, обычно автомобильные дороги строятся по участкам, известны случаи, когда очередной участок упирается в недавно построенное сооружение, или владелец земель, пользуясь безвыходным положением дорожников выставляет заведомо завышенные требования по стоимости выкупа земель. Строительство дороги останавливается, вложенные немалые средства омертвляются. Чтобы избежать таких ситуаций статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает резервирование земель для нужд строительства и реконструкции автомобильных дорог. Вместе с тем, в статье указано, что «порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами». Такие законы на сегодняшний день отсутствуют.

В статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что «предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности». Однако, для автомобильных дорог нормы отвода были утверждены еще в 1974 году и не соответствуют современным требованиям к безопасности движения, нормам проектирования, потребностям эксплуатации дорог. Имеются и другие пробелы в земельном законодательстве. Сейчас предпринимаются меры для решения проблемы. Подготовлен и находится на согласовании в заинтересованных министерствах Российской Федерации проект норм отвода земель для автомобильных дорог, федеральным законом от 21.07.2005 № 111-ФЗ внесен ряд изменений и дополнений в федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Однако, значительная часть вопросов, в том числе принятие порядка установления полос отвода и охранных зон, процедуры установления границ полосы отвода, полномочий по выкупу земель для развития федеральной сети дорог требуют своего законодательного разрешения.

Вопрос:

Какое внимание уделяет правительство развитию транзитных международных транспортных коридоров, ведь это может стать дополнительным источником дохода для страны?

Ответ:

Действительно, автомобильные дороги, входящие в состав международных транспортных коридоров, обеспечивают транзитную конкурентоспособность российской транспортной системы. Кроме того, по ним осуществляются наиболее значительные объемы перевозок. Поэтому Российская Федерация в течение последнего десятилетия активно добивалась включения ряда маршрутов в состав европейской сети «Е» и азиатской сети «АН». Значение указанных дорог еще более возрастет после вступления России в ВТО. Поэтому развитие автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, приведение на них прочности дорожных одежд и искусственных сооружений, габаритов в соответствие с международными требованиями, является одной из приоритетных задач Федерального дорожного агентства и подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая сейчас откорректирована с учетом реальных возможностей финансирования и находится на согласовании в заинтересованных министерствах Российской Федерации.

В задания на проектирование строительства и реконструкции автомобильных дорог включаются специальные требования по учету таких требований. Для этого разработаны Методические рекомендации по определению нормативных нагрузок, расчетных схем нагружения и габаритов приближения автомобильных дорог общего пользования, а также Методические рекомендации по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог общего пользования.

В качестве приоритетного направления инвестирования средств федерального бюджета при разработке программ дорожных работ приняты реконструкция и капитальный ремонт федеральных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, прежде всего «Север-Юг» и «Транссиб», панъевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации. В частности, активно осуществляется капитальный ремонт федеральной дороги М-10 Москва – г. Санкт-Петербург, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, М-5 «Урал» от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, других магистральных дорог. Например, в 2006 году на автомобильной дороге М-4 «Дон» предусмотрено выполнять работы по реконструкции на участках общей протяженностью 492 км с мостами и путепроводами общей длиной 16 км, на дороге М-5 «Урал» – 121 км и 3,9 км мостов и путепроводов, на автомобильной дороге М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы – 41 км и 750 метров км мостов и путепроводов и т.д.

В 2006 году будет завершена реконструкция автомобильной дороги М-10 «Скандинавия» на участке «Таможенный пункт Брусничное-II – Госграница», а в 2007 году - строительство обхода г. Выборга. Для обеспечения связей Северного Кавказа с государствами Закавказья, Арменией и Грузией, осуществляется дальнейшее развитие автодороги от магистрали «Кавказ» (г. Беслан) через Нижний Ларс (Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал). Будут продолжены работы по устройству противолавинных галерей на дороге через Главный Кавказский Хребет.

В целях развития автомобильных дорог, входящих в транспортный коридор «Транссиб», в состав которого включены дороги панъевропейского транспортного коридора № 2, предусмотрено завершение к 2008 году строительства по первой стадии автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск, работы по строительству и реконструкции участков федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва - Нижний Новгород – Казань – Уфа – Челябинск. Будут продолжены работы по развитию магистрали «Уссури» Хабаровск – Владивосток, реконструкции дорог Пограничный на границе с Китаем - Уссурийск – Владивосток и Раздольное – Хасан с подъездами к портам Зарубино, Славянка, Перевозная, Посьет. Ввод в действие указанных автомобильных дорог будет способствовать развитию экономики Дальневосточного региона, дальнейшему развитию торговли с пограничными районами Китая, КНДР, Республикой Корея, а также Японией и другими государствами азиатско-тихоокеанского региона.

В составе панъевропейского транспортного коридора № 9, обеспечивающего связь государств Северной Европы со странами Черноморского региона по автомобильным дорогам Российской Федерации общей протяженностью 1907 км, предусмотрена реконструкция первоочередных участков автомагистрали М-3 «Украина» (Москва – Калуга) с существенным повышением пропускной способности головного участка от МКАД до Московского малого автодорожного кольца. На автодороге Санкт-Петербург – Псков будет осуществлено строительство обхода г. Луги.

По панъевропейскому транспортному коридору № 1 в направлении Таллинн - Рига - Каунас - Варшава с ответвлением Рига - Калининград - Гданьск намечено осуществить реконструкцию маршрута по территории Калининградской области общей протяженностью 165 км в направлении Советск (гр. Литвы) – Талпаки – Калининград – Мамоново (гр. Польши).

В целях содействия созданию системы интермодальных перевозок с использованием различных видов транспорта, развитию экспортно-импортных перевозок будет продолжена модернизация подъездных дорог к морским и речным портам.

Вопрос:

В последнее время много говорят о том, что будет взиматься плата за проезд по отдельным участкам дорог, в том числе, в целях привлечения инвесторов в отрасль. Где в первую очередь это намечено сделать?

Ответ:

Потребность Российской Федерации в строительстве и реконструкции автомобильных дорог очень велика. При этом в значительной степени эта потребность возрастает вблизи крупных городов и на освоенных территориях, на которых, с одной стороны, строительство имеет весьма высокую стоимость, так как связано с выкупом дорогостоящих земель, сносом зданий и сооружений, переселением жителей, строительством большого количества транспортных развязок, переустройством линий электропередач, кабельных линий и трубопроводов. С другой стороны, интенсивность движения на дороге настолько велика, что для инвесторов может быть привлекательным вложить средства в строительство или реконструкцию на основе концессионного соглашения о последующей эксплуатации дороги на платной основе. К настоящему времени существует ряд платных дорожных объектов, в частности два участка на федеральной дороге М-4 «Дон» Москва – Воронеж, мостовой переход в Барнауле, ряд участков местных дорог в Псковской области. Вырученных средств хватает на содержание дороги. В большинстве случаев пользователи довольны услугами платных участков, так как при умеренной плате они получают повышенный комфорт и безопасность, большую скорость доставки.

Приняты нереализованные в настоящее время распоряжения Правительства Российской Федерации 4 октября 1999 г. № 1570-р и 21 сентября 2000 г. № 1322-р о поэтапном завершении строительства и вводе в эксплуатацию на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" на участке МКАД - Кашира (км 21 - км 117) и об эксплуатации на платной основе участка федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон" от начала обхода г.Задонска до начала обхода с.Хлевное (км 414,7 - км 444,5).

В подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая сейчас откорректирована и находится на согласовании в заинтересованных министерствах Российской Федерации, определен перечень из 6 наиболее вероятных для реализации проектов платных дорог. В их число входят автомобильные дороги М-7 «Волга» Москва – Нижний Новгород – Казань – Челябинск на участках МКАД – г. Ногинск в Московской области, обхода г. Чебоксары и пос. Кугеси в Чувашской Республике, км. 771 – км. 786 с мостом через р. Волгу в Республике Татарстан, М-5 «Урал» на участке МКАД – пос. Октябрьский, подъезд к аэропорту «Домодедово» в Московской области, автомобильная дорога Казань – Оренбург на участке мостовой переход р. Кама - граница с Оренбургской областью в Республике Татарстан.

Кроме того, в соответствии с подпрограммой «Экспорт транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» намечено строительство платных:

- скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург (в мае 2006 года будет завершена разработка обоснования инвестиций в ее строительство),

- Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (в первом полугодии 2006 года будет завершена разработка обоснования инвестиций в строительство),

- соединительной автомобильной магистрали от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали М-1 «Беларусь» Москва – Минск (в 2006 году будет разработан проект строительства),

- западного скоростного диаметра в г. Санкт-Петербурге, который на южном участке соединяет Морской порт Санкт-Петербурга с Кольцевой дорогой вокруг Санкт-Петербурга и федеральными автомобильными дорогами «Россия» и «Нарва».

Вопрос:

Развитие транспортной системы Московской области приобретает особую остроту, особенно в части организации въезда-выезда из Москвы. Какие готовятся совместные решения?

Ответ:

Вы правы. Острота проблемы въезда – выезда из Москвы весьма велика и усугубляется радиально-кольцевой конфигурацией дорожной сети центра России. На территории Московского региона сходятся многие магистральные дороги. В пределах Московской области действует 17 федеральных автомобильных дорог. Велико влияние столичного мегаполиса, пределы которого фактически значительно превышают его административные границы. От состояния и уровня развития дорожной сети здесь в решающей степени зависят доставка людей к местам работы, обеспечение города продовольствием, другими товарами, а в конечном счете - эффективность московского бизнеса, функционирование систем столичного жизнеобеспечения.

На федеральных дорогах в регионе интенсивность движения достигает до сотни тысяч автомобилей в сутки и более. Так на головном участке дороги «Холмогоры» интенсивность движения достигает 114 тысяч автомобилей в сутки, дорог «Урал» и «Дон» - 90-95 тысяч автомобилей в сутки, «Украина» - 80 тысяч автомобилей в сутки и т.д.

Сейчас на основе подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» реализуется комплекс мероприятий по решению проблемы перегрузки входов в Москву. В текущем году введен в эксплуатацию участок дороги Москва – Внуково на дороге «Украина» и участок федеральной автодороги М-5 «Урал» на обходе Непецино. В 2006 году намечено завершить строительство следующего за обходом Непецино участка второй очереди обхода г. Коломны с мостами через реки Москва и Ока. В период 2006-2009 годов намечено построить участок, предшествующий введенному обходу Непецино, от Московского Малого Кольца до с. Ульянино на км 70.

Строятся участок от км 17 до км 30 на федеральной дороге М-8 «Холмогоры» и от Внуково – до Малого Московского Кольца на дороге «Украина». С 2006 года начнется строительство скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург в пределах Московской области (в мае 2006 года будет завершена разработка обоснования инвестиций в ее строительство), нового выхода из Москвы в направлении магистрали М-1 «Беларусь» на Смоленск, Минск, (в 2006 году будет разработан проект строительства),

Для перераспределения транспортных потоков на подходах к Москве намечено строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), прокладываемой на расстоянии от 50 до 90 км. от Москвы общей протяженностью около 450 км. (в первом полугодии 2006 года будет завершена разработка обоснования инвестиций в строительство).

Эти масштабные задачи могут быть решены только совместными усилиями Московской области и Федерального дорожного агентства.

Примеры их успешного взаимодействия имеются. В октябре на федеральной дороге М-5 «Урал» введен в эксплуатацию обход Непецино (завершено строительство участка полной длиной 14,5 км и искусственными сооружениями общей длиной 780 м., которое велось с 1999 года). Эта стройка велась с активным участием Московской области в финансировании и решении текущих вопросов строительства.

26 октября 2005 года состоялось заседание совместной коллегии Министерства транспорта Российской Федерации и правительства Московской области по вопросу «Развитие транспортной инфраструктуры Московской области». Создана Межведомственная комиссия по вопросам стратегии развития транспортно-дорожного комплекса в Московское области, одобрены концептуальные предложения по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги.

Вопрос:

Расскажите о реализации проекта по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области?

Ответ:

На территории Московской области сходятся многие магистральные дороги. В пределах Московской области действует 17 федеральных автомобильных дорог. Велико влияние столичного мегаполиса, пределы которого фактически значительно превышают его административные границы. В результате на федеральных дорогах в регионе интенсивность движения достигает до сотни тысяч автомобилей в сутки и более. Так на головном участке дороги «Холмогоры» интенсивность движения достигает 114 тысяч автомобилей в сутки, дорог «Урал» и «Дон» - 90-95 тысяч автомобилей в сутки, «Украина» - 80 тысяч автомобилей в сутки и т.д.

Для перераспределения транспортных потоков на подходах к Москве, снижению загрузки входов в Москву транзитными транспортными потоками, которые не требуют заезда в Москву, намечено строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) общей протяженностью около 450 км, прокладываемой на расстоянии от 50 до 90 км. от МКАД. ЦКАД будет проложена в обход городов (Ногинска, Электростали, Бронниц, Звенигорода, Голицыно и других). Расчетная скорость движения на проектируемой трассе принята 150 км/час. На пересечении ЦКАД с радиальными автомагистралями планируется построить многоуровневые развязки. Все пересечения с железными дорогами также будут разнесены на разные уровни. В охраняемых природных зонах и лесах, через которые пройдет трасса ЦКАД, будут построены специальные сооружения для пропуска диких животных, ограждения, шумозащитные сооружения.

Центральная кольцевая дорога Московской области составит основу новой конфигурации дорожной сети в Центральном регионе России, даст толчок к созданию современной мультимодальной логистической системы. По сути это будет модель еще незнакомой в России высокоэффективной системы распределения грузов с использованием преимуществ всех видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного. Для реализации проекта принято распоряжение Правительства Российской Федерации о разработке предпроектной документации на строительство ЦКАД. 26 октября 2005 года на заседании совместной коллегии Министерства транспорта Российской Федерации и правительства Московской области одобрены «Концептуальные предложения по строительству ЦКАД», в которых определены общие принципы создания маршрута, основные параметры коридора проложения трассы.

Строительство ЦКАД намечено осуществлять с привлечением внебюджетных средств, эксплуатацию после завершения строительства предполагается осуществлять на концессионной основе. В качестве альтернативного бесплатного проезда будут использоваться незадействованные в проекте ЦКАД участки Малого и Большого Московских колец, а также сеть территориальных дорог.

В первом полугодии 2006 года будет завершена разработка обоснования инвестиций в строительство, которую выполняет консорциум в составе ООО «ИР Девелопмент», ОАО «ЛенГипроТранс» и ООО «Обермайер Консульт». Разработчик определен по результатам открытого конкурса.

Более полно с вопросами и ответами Интернет-конференции можно ознакомиться на сайте Интернет-конференции

Все новости