Изображения

Обычная версия

23 апреля Министр транспорта РФ Максим Соколов и Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе (ЦФО) Александр Беглов провели совещание по вопросу формирования и использования бюджетных ассигнований региональных и муниципальных

22 апреля 2014, 20:00

В работе совещания приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Ольга Атюкова, руководители регионов округа, сотрудники Министерства транспорта РФ, представители органов государственной власти.

Как напомнил А. Беглов, согласно Посланию главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации от декабря 2012 года в ближайшее десятилетие объемы строительства и реконструкции автомобильных дорог должны увеличиться в два раза по сравнению с периодом 2003-2012 гг. В 2013 году в округе введено в эксплуатацию 519 км автодорог, что выше уровня 2012 года почти в 2 раза. На 2014–2016 годы, по данным регионов, прогнозируется ввод соответственно 575, 577 и 625 километров.

В своем выступлении М. Соколов отметил, что фонды созданы для обеспечения развития и приведения в нормативное состояние дорожной сети.

«Дорожные фонды и на федеральном, и на региональном уровне оказали положительное влияние на состояние дорожной сети как страны в целом, так и в разрезе каждого региона, -- сказал М. Соколов. -- Помимо этого, дорожные фонды позволяют реализовывать наилучшие передовые строительные и управленческие технологии, к которым в полном объеме относятся проекты государственно-частного партнерства. Именно дорожные фонды позволили структурировать проекты строительства дорожных объектов с участием инвесторов».

Созданные в 2011 году дорожные фонды позволили обеспечить увеличение объемов финансирования отрасли, дали возможность формировать долгосрочные целевые программы, в том числе, программ региональных по сохранению и развитию дорожной сети. По словам Министра, система дорожных фондов дала возможность заключать долгосрочные инвестиционные контракты на комплекс услуг, не только по строительству, но и по проектированию, строительству и эксплуатации автодорог с привлечением софинансирования за счет внебюджетных источников.

С основным докладом на совещании выступил Директор Департамента госполитики в области дорожного хозяйства Игорь Костюченко. Он отметил, что за три последних года объемы средств на дорожное хозяйство, а, следовательно, и расходы на региональную и местную дорожную сеть, возросли почти в два раза и составили в 2013 году около 600 млрд. рублей. С учетом этого Президентом Российской Федерации в 2012 г. была поставлена задача удвоения в 2013-2022 годах объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования по сравнению с предыдущим десятилетием.

По мнению И. Костюченко, ситуация с выполнением поручения Президента РФ по удвоению объемов строительства и реконструкции автодорог в Центральном федеральном округе в целом нормальная. В 2013 году в округе введено в эксплуатацию 519 км автодорог, что выше уровня 2012 года почти в 2 раза. На 2014-2016 годы по данным регионов, прогнозируется ввод соответственно 575, 577 и 625 километров. Вместе с тем он обратил внимание участников совещания, что в ряде регионов округа, по-разному отнеслись к обеспечению выполнения Поручения. В Белгородской, Костромской, Курской, Орловской и Тамбовской областях в 2013-2016 годах планируют обеспечить объемы ввода дорог, достигнутые в предыдущем десятилетии, а в 2017-2022 годах реализовать Поручения Президента Российской Федерации.

В Брянской области в 2014-2016 годах планируется обеспечение ежегодного ввода более 30 км, что при сохранении набранного темпа позволит за десятилетие удвоить объем ввода до 320 км.

Во Владимирской области в 2016 году планируется выйти на ввод 23 км (задача – 198 км за 2013-2022 годы), в Смоленской – на 18,8 км (задача – 167 км), в Ярославской – на 21 км (задача – 190 км).

«При более тесной работе региональных органов управления дорожным хозяйством с муниципальными образованиями, организации планирования и контроля за уровнем ввода местных дорог задача удвоения ввода может быть выполнена в Воронежской, Калужской и Московской областях», -- сообщил И. Костюченко. При этом, в Ивановской, Липецкой, Рязанской, Тверской и Тульской областях Поручение Президента Российской Федерации может быть не выполнено.

Одной из главных причин этого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации называют необходимость сохранения существующей дорожной сети, соответствующее увеличение расходов региональных дорожных фондов на ремонт и содержание дорожной сети и их недостаток на строительство и реконструкцию. Но И. Костюченко призвал участников совещания не забывать, что уровень финансового обеспечения отрасли удвоился.

В Ивановской области при введенных в 2003-2012 годах 61 км дорог и необходимых для удвоения 122 км в 2014-2016 годах ежегодный плановый ввод составляет лишь 5-9 км в год.

В Липецкой области при необходимых для удвоения ввода в 2013-2022 годах 230 км, на 2013-2016 годы запланирован ввод лишь 33 км, оставшиеся почти 200 км областной государственной программой предусматривается построить и реконструировать в 2017-2022 годах, что потребует в это период вводить ежегодно практически столько же, сколько за предыдущее 4-летие.

В Рязанской области за прошедший год уже забыли о планировавшихся к вводу 2300 км и, по сообщению и.о. Министра транспорта области, необходимые для выполнения поручения Президента Российской Федерации 422 км будут введены только при условии оказания помощи из федерального бюджета в размере 9,6 млрд. рублей (или 2/3 объемов средств, необходимых для решения задачи).

В Тверской области в 2013 году направлен почти 1 млрд. рублей целевых налогов, подлежащих зачислению в областной дорожный фонд. При этом, в 2013-2016 годах предусматривается построить и реконструировать только 44 км или 15% из 300 км, необходимых для удвоения ввода.

В Тульской области областной государственной программой, утвержденной в ноябре 2013 года, выполнение поручение Президента Российской Федерации не предусматривается.

«На наш взгляд главная причина сложившейся ситуации – это недостаточный уровень организации исполнения поставленной задачи», -- подчеркнул И. Костюченко.

С января 2014 года начинают функционировать муниципальные дорожные фонды. Во всех субъектах Центрального федерального округа решениями законодательных органов или постановлениями правительств регионов установлены дифференцированные нормативы отчислений из регионального бюджета в местные бюджеты для наполнения муниципальных дорожных фондов. И. Костюченко обратил внимание на необходимость наличия у муниципальных образований собственных источников наполнения муниципальных дорожных фондов. Одним из них может стать часть земельного налога. Этот налог был источником образования территориальных дорожных фондов первого поколения в 90-х годах.

В настоящее время принято решение об увеличении ставок налога и их зависимости от стоимости земельных участков. При этом стоимость земли значительно возрастет при наличии автотранспортной связи. Поэтому было бы логичным направлять часть земельного налога на содержание, ремонт и развитие муниципальной дорожной сети, считает И. Костюченко. По его мнению, в связи с недостатком в муниципальных образованиях необходимого количества квалифицированных специалистов и в целях недопущения «разбухания» управленческих структур, необходимо определить, что обязательными функциями муниципального образования должны являться, как правило, только функции по учету доходов и расходов муниципальных дорожных фондов, а также обеспечение содержания муниципальной дорожной сети. Вопросы ремонта, реконструкции и развития местных автодорог могут быть переданы на аутсорсинг органам управления дорожным хозяйством субъекта Российской Федерации.

Все новости