Изображения

Обычная версия

Основные проблемы и направления развития автомобильного и городского пассажирского транспорта

16 июня 2003, 20:00

Основные проблемы и направления развития автомобильного и городского пассажирского транспорта

17 июня 2003 года состоялась пресс-конференция «Основные проблемы и направления развития автомобильного и городского пассажирского транспорта» заместителя Министра транспорта Российской Федерации, руководителя службы «Росавтотранс» КОЛИКА Александра Вениаминовича

Александр Вениаминович Колик назначен заместителем Министра транспорта Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 года № 660-р. Новый замминистра возглавил Службу «Росавтотранс» Минтранса России. К сфере ответственности А.В. Колика относятся вопросы развития и государственного регулирования деятельности автомобильного, городского пассажирского и промышленного транспорта.

Помимо руководителя «Росавтотранса», в работе пресс-конференции приняли участие руководитель Департамента автомобильного транспорта А.Б. Пинсон, начальник Управления автомобильного и электрического пассажирского транспорта Е.С. Москвичёв, и.о. начальника Управления промышленного транспорта А.А. Самсонов.

На пресс-конференции новый руководитель «Росавтотранса» проинформировал журналистов об основных проблемах и направлениях развития автомобильного, городского пассажирского и промышленного транспорта.

Александр Колик, в частности, отметил, что за последние десять лет парк автомобилей в России вырос почти в 2 раза. Сегодня в России насчитывается порядка 160 личных легковых автомобилей на 1000 жителей, в 2005 г. согласно имеющимся прогнозам их будет уже порядка 250. Быстрыми темпами растет и коммерческий автомобильный парк.

Автомобилизация порождает комплекс проблем, в частности проблемы дорожной аварийности, загрязнения окружающей среды, потребления энергоресурсов, перегрузки дорог и городских улиц. Эти проблемы носят межотраслевой характер. Их решение должно стать одним из приоритетов национальной транспортной политики России.

К отрасли автомобильного транспорта относятся организации и физические лица, выполняющие по найму для собственных нужд автомобильные перевозки грузов, а также перевозки пассажиров автобусами во всех видах сообщений и таксомоторные перевозки.

Развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширение розничной торговли, фермерских хозяйств объективно расширяют сферу применения грузового автомобильного транспорта. В 2002 на долю грузового автомобильного транспорта приходилось 74% всего объема грузовых перевозок. Если в среднем по России автомобили выполняют не более 10% грузооборота (основная часть приходится на железнодорожный транспорт), то в ряде регионов (в основном – в центральной и западной части страны) доля автотранспорта достигает уже 40%.

Автомобильные грузовые перевозки осуществляют 175 тысяч организаций различных отраслей экономики и 170 тысяч индивидуальных владельцев автотранспортных средств. В 2002 было перевезено 6,3 млрд. тонн, а грузооборот составил 167 млрд. тоннокилометров. Соответствующие показатели автотранспорта общего пользования (предприятия и предприниматели, работающие по найму) составили 565,0 млн. тонн и 23 млрд. тоннокилометров. Характерной особенностью отечественного автотранспорта является высокая доля перевозок, выполняемых парком нетранспортных организаций.

Парк подвижного состава грузового автомобильного транспорта, включая пикапы и легковые фургоны, в 2002 достиг 3,5 млн. ед. Из них в предприятиях, выполняющих перевозки по найму, числится всего 0,12 млн. ед. Количество грузовых автомобилей в индивидуальной собственности граждан выросло в период 1997-2002 гг. более чем на 60% и достигло 1,8 млн. ед.

Значительное развитие в рыночных условиях получили международные автомобильные перевозки. Общий объем перевозок российских внешнеторговых грузов достиг в 2002 г. 22 млн.т. Российскими перевозчиками было перевезено более 7,5 млн.т., а их рыночная доля составила 34% против 25% в 1997 году.

В 2002 г. в международном автомобильном сообщении было перевезено около 10 млн. пассажиров. Доля российских перевозчиков на рынке составляет 44%.

На территории Российской Федерации в 2002 действовало 6523 междугородных автобусных маршрута. На этом виде сообщения автомобильный транспорт успешно конкурирует с железной дорогой.

Число городов, где на регулярной основе работают легковые таксомоторы, составляло в 2002 г. всего 94. Основная часть соответствующего спроса удовлетворяется владельцами личных легковых автомобилей, работающими без соответствующей лицензии.

Основной задачей развития автомобильного транспорта является совершенствование правовой базы. В настоящее время в Правительство направлен подготовленный Минтрансом России проект Федерального закона "Устав автомобильного транспорта". Актуальной является также разработка ряда подзаконных правовых актов, в том числе – правил перевозок пассажиров и грузов.

Городской пассажирский транспорт (ГПТ) общего пользования обеспечивает основную часть трудовых поездок населения и является важнейшей составной частью городской инфраструктуры. Автобусным транспортом обслуживается 1268 городов и поселков городского типа, а также 80630 населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Всего действует 9479 городских и 16018 пригородных автобусных маршрутов.

Городской электрический транспорт функционирует в 116 городах (в том числе трамвайный в 67, троллейбусный 89, метро в 6 городах). Перевозка осуществляется на 1626 маршрутах. На конец 2002 года протяженность трамвайных путей составила 6374 км, троллейбусных линий 9924 км, путей метрополитена 412 км.

Парк ГПТ насчитывает 114 тысяч автобусов (2002 г.), в том числе 78 тыс. – в собственности крупных и средних предприятий, 35,6тыс. – в собственности физических лиц; 11,2 тысяч трамваев, 11,9 тысяч троллейбусов, 5,7 тысяч вагонов метро.

В целом по стране в 2002 году 53% перевозок городского общественного пассажирского транспорта выполнено автобусами, 20% - троллейбусами, 17% - трамваями, 10% - метрополитеном.

Перевозки городским пассажирским транспортом являются, как правило, убыточными и осуществляются за счет дотаций из местных и муниципальных бюджетов. Причиной является как неполная компенсация затрат, связанных с перевозкой более чем 60 категорий граждан, имеющих льготы по оплате проезда, так и отсутствие на городском пассажирском транспорте организационно-экономических механизмов, адекватных рыночным условиям.

В период 2000-2002 гг. был подготовлен и начал осуществляться комплекс мер по замене льгот по оплате проезда адресными денежными компенсациями.

Одновременно в ряде городов началось реформирование городского пассажирского транспорта. Минтрансом разработана и реализуется "Общероссийская открытая программа содействия реформам на городском пассажирском транспорте", направленная на повышение экономической эффективности предприятий ГПТ, привлечение в сектор частных инвесторов и предпринимателей, создание равных условий для конкуренции в секторе ГПТ и эффективное использование средств государственной поддержки. Реализация программы потребует определенных изменений действующего законодательства.

К промышленному транспорту относится комплекс сооружений и технических средств транспорта, обеспечивающих в нетранспортных организациях внутренние и внешние перевозки грузов, а также погрузочно-разгрузочные операции. Комплекс промышленного транспорта включает около 13 тыс. организаций. В нем используется 62 тыс. км железнодорожных путей широкой и свыше 15 тыс. км узкой колеи, свыше 13 тыс. электровозов и тепловозов, более 180 тыс. грузовых вагонов, 250 вагоноопрокидывателей, около 90 тыс. грузоподъемных кранов различных типов, свыше 125 тыс. автомобилей различных типов, в том числе около 15 тыс. грузоподъемностью свыше 20 т, более 10 тыс. установок конвейерного, трубопроводного, подвесного транспорта.

Наряду с выполнением технологических внутризаводских перевозок, важнейшей функцией промышленного транспорта является обеспечение связи промышленности с магистральными транспортными коммуникациями.

В 2002 году организациями промышленного транспорта было перевезено в общей сложности порядка 3,3 млрд. тонн грузов. Грузооборот превысил 26 млрд. тоннокилометров.

В условиях рынка около 500 организаций промышленного транспорта вышли из состава основных производств и стали самостоятельными структурами, выполняющими для обслуживаемых предприятий подачу и уборку вагонов, формирование, расформирование и сортировку вагонов, технологические перевозки, погрузочно-разгрузочные и складские операции, а также транспортно-экспедиторские и другие услуги. Значительный объем транспортных и сопутствующих услуг предоставляется также другим субъектам рынка.

В ходе структурной реформы железнодорожного транспорта на базе предприятий промышленного железнодорожного транспорта создаются вагонные операторские компании. По мере развития рыночных отношений на железнодорожном транспорте операторские компании будут принимать на себя функции независимых железнодорожных перевозчиков. Основной задачей совершенствования деятельности промышленного транспорта является создание нормативной правовой базы, адекватной современным условиям.

Пресс-служба Минтранса России

 

Все новости