Изображения

Обычная версия

29 декабря Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел в Доме Правительства РФ селекторное совещание с руководителями субъектов Российской Федерации по вопросу создания региональных дорожных фондов

28 декабря 2011, 20:00

В совещании приняли участие Министр финансов РФ Антон Силуанов, заместитель Министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин, депутаты Государственной Думы Евгений Москвичев и Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения «Убитые дороги Пскова» Александр Васильев.

И. Левитин напомнил участникам совещания, что в последние годы с активным участием руководителей регионов и депутатов Федерального Собрания приняты беспрецедентные меры по созданию законодательной основы работы дорожного хозяйства. В 2007 г. был принят Федеральный закон «Об автомобильных дорогах». Для его исполнения только на федеральном уровне принято около 25 нормативных правовых актов Правительства РФ, Минтранса России, Росавтодора. В субъектах РФ принято около 500 региональных законодательных и нормативных правовых актов.

Серьезным шагом вперед стало законодательное закрепление принципа нормативного финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог. Его реализация позволит привести состояние дорог в соответствие нормативным требованиям. Правительством РФ утверждены нормативы затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог. «Завершение перехода на 100-процентное нормативное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения предусмотрено законодательством в 2014 г. Соответствующие ассигнования предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»», - сказал Министр.

Нормативы затрат на содержание автомобильных дорог регионального значения и правила их расчета утверждены в 66 субъектах Российской Федерации, на ремонт – в 63 субъектах Российской Федерации. Однако, как подчеркнул И. Левитин, в действовавших до последнего времени условиях финансирования дорожного хозяйства реализация этого принципа могла растянуться на десятилетия. В планах перехода на нормативное содержание и ремонт дорог многих регионов срок завершения такого перехода принят в 2020 году и позже (Республики Мордовия, Бурятия, Ставропольский край, Калужская, Курская, Нижегородская, Оренбургская, Тульская области, Чукотский автономный округ - 2020 год, Пермский край – 2022 год, Омская область – 2025 год, Республика Саха (Якутия) -2031 год).

Для ускорения решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние Президентом РФ Д.А. Медведевым и Председателем Правительства РФ В.В. Путиным был дан ряд поручений, направленных на реформирование системы финансирования дорожного хозяйства. Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов.

По словам главы Минтранса России, основными источниками наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог. Однако, законодательством также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты РФ в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включены 32 различных неналоговых источника.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов. Этим законом для Федерального дорожного фонда предусмотрены дополнительные неналоговые источники формирования, в том числе средства от уплаты неустоек, возмещения убытков и другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о закупках, и неисполнительными подрядчиками – условий государственных контрактов. Кроме того, в состав Федерального дорожного фонда предусмотрено включать плату по соглашениям об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода и придорожных полос федеральных дорог в целях строительства и капитального ремонта объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, прокладки или переустройства инженерных коммуникаций.

В соответствии с прогнозами Минфина России, создание дорожных фондов позволит уже в 2012 г. сформировать дорожные фонды субъектов РФ общим объемом более 391 млрд рублей, а к 2014 г. - более 531 млрд рублей, при фактическом объеме финансирования в 2010 г. в размере немногим более 200 млрд рублей, и в 2011 г. - 333,2 млрд рублей. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга, в которых автомобильные дороги входят в состав объектов благоустройства, рост объемов финансирования может составить 2,1 раза по сравнению с 2011 г.

И. Левитин сообщил, что законодательные акты о создании дорожных фондов субъектов РФ приняты во всех регионах. Вместе с тем, подчеркнул Министр, необходимо ускорить принятие порядков формирования и расходования ассигнований дорожных фондов. Нужно строго руководствоваться положениями Бюджетного кодекса. Средства, поступающие от акцизов на топливо и транспортного налога должны полностью поступать в дорожные фонды. Вместе с тем, по имеющейся информации при подготовке законов о региональных бюджетах на 2012 г. в 33 субъектах РФ объемы ассигнований на дорожное хозяйство существенно ниже прогнозных данных Минфина России. И. Левитин также отметил, что 20 субъектов РФ предусмотрели объемы ассигнований из собственных дорожных фондов больше, чем показывает прогноз Минфина России.

Министр обратил внимание участников совещания на то, что в ряде регионов направления расходования средств фондов не в полной мере соответствуют понятию дорожной деятельности. В отдельных регионах средства дорожных фондов планируется направить на строительство объектов городского благоустройства, строительство и эксплуатацию системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Важной задачей является приведение в нормативное состояние местных автомобильных дорог. Для улучшения состояния местных дорожных сетей из федерального бюджета в период 2010 – 2011 гг. предоставлены субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог административных центров субъектов РФ в общем объеме 27,9 млрд рублей.

В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» предусмотрено предоставление субсидий на строительство и реконструкцию подъездов к сельским населенным пунктам. Общий объем таких субсидий установлен на 2011 г. в размере 5 млрд рублей, на 2012 г. – 6 млрд рублей, на 2013 г. и последующие годы - 7 млрд рублей с индексацией пропорционально прогнозируемому росту объема доходов федерального бюджета от акцизов на автомобильное топливо. В результате реализации вышеуказанных мероприятий в период 2011-2015 гг. предусмотрено только в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» обеспечить круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования сельское население общей численностью около 720 тысяч человек, или около 25 % сельского населения, не обеспеченного в настоящее время такой связью. По итогам предоставления субсидий в 2011 г. обеспечивается круглогодичным проездом сельское население общей численностью около 85 тыс. человек (более 230 сельских населенных пунктов с общей протяженностью подъездов более 500 км). На 2012 г. в соответствии с предложениями субъектов РФ планируется обеспечить строительство и реконструкцию подъездов с твердым покрытием общей протяженностью более 600 км.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ установлено, что на проектирование и строительство подъездов с твердым покрытием до сельских населенных пунктов из дорожного фонда субъекта РФ должно направляться не менее 5 % ассигнований фонда. В 2012 и 2013 гг. из дорожного фонда субъекта РФ предусмотрено направлять субсидии местным бюджетам на капитальный ремонт и ремонт дорог населенных пунктов в размере не менее 5 % ассигнований фонда. Субсидии из дорожного фонда субъекта РФ на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям населенных пунктов в этот период также должны приниматься в размере не менее 5 % ассигнований фонда.

Для эффективного расходования средств на улучшение состояния автомобильных дорог местного значения необходимо наладить систему мониторинга за их состоянием. По словам Министра, серьезную обеспокоенность вызывает то, что статистические сведения о состоянии местных дорог в большинстве случаев не основаны на инструментальной диагностике. Вызывают сомнение данные государственной статистической отчетности, по которым состояние местных дорог существенно лучше, чем состояние федеральных и региональных дорог. Например, по форме статистического наблюдения № 3-ДГ(мо) доля местных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям, составляет 55,4 % при 38,6 % на федеральных дорогах. В 22 субъектах Российской Федерации состояние местных дорог отвечает нормативным требованиям на 80 и более процентов протяженности, а в 4 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Иркутская, Новосибирская, Оренбургская области) местные дороги на 100 процентов находятся в нормативном состоянии. На региональной сети по статистическим данным доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, составляет более 80 процентов в Республике Дагестан, Белгородской, Ивановской, Кемеровской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Для обеспечения эффективного расходования средств дорожных фондов требуется серьезная работа по налаживанию диагностики региональных и местных дорог.

И. Левитин выразил опасение, что резкое увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства в субъектах РФ, связанное с созданием дорожных фондов, на первом этапе может столкнуться с неготовностью рынка эффективно использовать эти средства. «В условиях многолетнего недофинансирования автомобильных дорог региональные подрядные организации, производители местных строительных материалов приспособились к существующим объемам работ. Резкое увеличение финансирования может привести к срывам сроков или попыткам выполнить установленные в контрактах сроки за счет снижения качества работ, невыполнения отдельных операций или скрытых работ. Неготовность поставщиков местных строительных материалов быстро нарастить объемы производства может привести к необоснованному росту цен на материалы», - сказал И. Левитин. По его мнению, необходимо организовать мониторинг динамики цен на материалы и дорожные работы и разработать меры гибкого оперативного реагирования на случаи увеличения цен. Необходимо также создание новой системы мониторинга и взаимной увязки дорожной деятельности на дорогах всех уровней. Такая система должна учитывать предусмотренное законодательством разграничение полномочий в сфере дорожной деятельности по уровням государственной власти и местного самоуправления.

И. Левитин сообщил, что Минтрансом России подготовлены и направлены в субъекты РФ рекомендации, предусматривающие систематизацию работы по приведению единой дорожной сети в нормативное состояние, на повышение эффективности расходования средств дорожных фондов. Еще одним направлением мониторинга должно стать обобщение информации субъектов РФ о наиболее крупных поставщиках инертных дорожно-строительных материалов и подрядных организациях. Это должно помочь в выработке мер по сдерживанию роста цен на рынке дорожных работ.

Министр финансов РФ А. Силуанов в своем выступлении предложил руководителям субъектов привлечь общественные организации к контролю за расходованием средств региональных дорожных фондов. «В следующем году увеличение акцизов на нефтепродукты приведет к увеличению стоимости бензина, который будет продаваться на бензоколонках. Чтобы это повышение налога было направлено на дорожную отрасль, нам необходимо привлечь организации автолюбителей, сделать страничку в Интернете, чтобы по итогам года все знали, куда пошли средства из региональных дорожных фондов", - сказал министр финансов.

Все новости