Изображения

Обычная версия

В Новороссийске под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ С. Иванова состоялось совещание Морской коллегии при Правительстве РФ

10 июля 2007, 20:00

11 июля 2007 года в Новороссийске под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ С. Иванова состоялось совещание Морской коллегии при Правительстве РФ. На совещании с докладом «О перспективах развития портовой деятельности в Азово-черноморском бассейне» выступил Министр транспорта РФ И. Левитин

Министр напомнил, что вопросы состояния и развития морских портов Российской Федерации были подробно рассмотрены на совместном заседании Президиума Государственного Совета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации 2 мая 2007 г. в Мурманске, на котором Президентом были отмечены как позитивные результаты развития портовой инфраструктуры, так и недостатки, влияющие на конкурентоспособность российских портов, обозначены основные направления деятельности в этой области и задачи на перспективу. Особо подчеркивалось, что за период 2000-2006 годы объем грузопереработки в 62-х портах страны увеличился в 2 раза, достигнув 421 млн. тонн, превысив суммарный грузооборот всех портов Советского Союза. Доля перевалки российских грузов в портах сопредельных стран снизилась с 25 % в 2002 году до 18 % в 2006 году. Только в 2006 году в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью свыше 43 млн. тонн. К 2015 году мощность российских портов должна достичь 650 млн. тонн.

Президентом поставлена задача обеспечить ускоренное сбалансированное развитие инфраструктуры морского транспорта и расширение участия российской транспортной системы в мировом рынке транспортных услуг.

Необходимо отметить, что российские порты еще не достигли требуемого уровня конкурентоспособности по сравнению с иностранными портами.

Факторами, снижающими конкурентоспособность являются:

  • особенности географического положения портов (малые глубины, протяженные подходные каналы, ледовая обстановка, удаленность от основных направлений мировых морских перевозок);

  • несоответствие режима и процедур работы пунктов пропуска мировой практике;

  • неурегулированность земельных и арендных отношений в портах;

  • отсутствие принятых в мировой практике налоговых и таможенных преференций, в том числе для создания портовых особых экономических зон.

Как отметил Министр, перечисленные проблемы актуальны и для морских торговых портов Южного ФО.

В составе морских торговых портов Юга России 8 портов расположены в Азово-Черноморском бассейне (один из которых строящийся порт Тамань) и 3 – в Каспийском. В 2006 году ими переработано 159,9 млн. т грузов или около 40% от общего грузооборота российских портов, что в 3 раза превышает суммарный грузооборот портов Советского Союза в Азово-Черноморском бассейне. Доля портов Украины в общем объеме российских грузов, переваливаемых в Азово-Черноморском бассейне в 2006 г. составила 25%. В основном, это уголь, руды, удобрения, металлы и наливные грузы.

Большинство портов ЮФО расположены в городах и не имеют резервов территории для дальнейшего развития. Это также препятствует развитию автомобильных и ж.д. подходов к ним. Факторами, требующими учета в развитии портов Азово-Черноморского бассейна, являются и ограничения по проходу судов через Черноморские проливы.

Еще одна проблема, на которой следует остановиться, подчеркнул Игорь Левитин, – недостаточная укомплектованность судами аварийно-спасательного и вспомогательного флота, отсутствие в составе отечественного флота многоцелевых буксиров-спасателей, снабженных современным, глубоководным поисковым, водолазным оборудованием и системами динамического позиционирования. С учетом существующих рисков для Азово-Черноморского бассейна необходимо до 2015 года построить 27 аварийно-спасательных судов общей стоимостью около 6 млрд. руб. Самым крупным по объему грузопереработки не только в южном бассейне, но и в России является порт Новороссийск.

Новороссийск находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и является одним из ключевых пунктов международного транзита груза, обслуживая торговые связи России со странами Средиземноморья, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Новороссийский порт является выгодной альтернативой доставки груза из Юго-Восточной Азии в Россию существующему пути из Китая через Роттердам, Гамбург и Санкт – Петербург. Этот путь может быть на 8 суток короче и экономически более выгоден. Грузооборот Новороссийского порта в 2006 году составил 113 млн. тонн, в том числе наливных – 88 млн. тонн. Новороссийский морской порт обслуживает практически все типы судов: танкеры, сухогрузы, балкеры, контейнеровозы, пассажирские суда и суда типа Ро-Ро. В Юго-Восточном районе порта Новороссийск продолжается строительство контейнерного терминала, мощность которого к 2010 году достигнет 500 тыс. контейнеров ДФЭ.

По инициативе Министерства транспорта России, в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг», в настоящее время разрабатывается инвестиционный проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла», реализация которого позволит к 2010 году обеспечить грузооборот Новороссийского порта (без учета комплекса Каспийской Трубопроводной Системы) в объеме до 115 млн. тонн.

Реализация транспортной составляющей проекта позволит:

  • существенно повысить пропускную способность Краснодарского отделения СКЖД и увеличить доставку грузов железнодорожным транспортом в адрес ст. Новороссийск на 50%;

  • сбалансировать по пропускной способности производственные мощности морского, железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства Новороссийского транспортного узла;

  • внедрить современные технологии обработки грузов на специализированных терминалах;

  • увеличить пропускную способность городских дорог по маршруту движения в порт до 31 тысячи единиц автомобильного транспорта в сутки;

  • упорядочить поток грузов, поступающих автомобильным транспортом;

  • улучшить экологическую обстановку в городе.

По словам Министра, данная задача решается в рамках государственно-частного партнерства Минтрансом России совместно с Минэкономразвития России, ОАО «РЖД», Администрацией Краснодарского Края и города Новороссийска. Общая стоимость реализации проекта – 76 млрд. рублей, из которых 2/3 составляют средства федерального бюджета и 1/3 – частные инвестиции.

Говоря о Новороссийске, Министр затронул важный вопрос с ним связанный. В городе расположен Новороссийский судоремонтный завод, на сегодняшний день единственное судоремонтное предприятие на бассейне, в перспективе способное выполнить не только ремонт корпусов кораблей, их энергетических установок и обслуживающих систем, но и ремонт вооружения, штурманского, радионавигационного оборудования и систем автоматики. Для дальнейшего развития военного судоремонта на предприятии, по мнению Министерства транспорта, отменить реализацию государственного пакета акций завода запланированную на 2008 год.

В последние годы интенсивно развиваются и другие порты Азово-Черноморского бассейна. В порту Туапсе начаты подготовительные работы по строительству, балкерного терминала для перевалки 3 млн. тонн минеральных удобрений. Завершена разработка проекта зернового терминала мощностью 2 млн. тонн. Разрабатывается предпроектная документация на строительство причала № 1А для приема танкеров дедвейтом 70 тыс. тонн, комплекса для сжиженного попутного газа на 0,5 млн. тонн и Южного грузового района порта мощностью 6 млн. тонн.

Игорь Левитин отметил, что Туапсе это единственный порт производится перевалка угля, которую, в перспективе планируется перевести в новый порт на Таманском полуострове, а освободившиеся мощности использовать для перевалки других грузов, в первую очередь металлопроката. К 2010 и 2015 годам грузооборот порта составит соответственно 35 и 41 млн. тонн.

Основными факторами, сдерживающими развитие круизного туризма в порту Сочи являются:

  • недостаточно развитая портовая инфраструктура для обслуживания пассажиров;

  • невозможность приема современных круизных лайнеров.

С целью обеспечения проведения Зимней Олимпиады 2014 года планируется модернизация Сочинского порта и приведение его характеристик к требованиям горноклиматического курорта мирового значения. Планируемый пассажирооборот порта Сочи составит к 2010 году 600 тыс., а к 2015 году - 715 тыс. человек.  В настоящее время проект находится в стадии разработки Обоснования инвестиций. Предполагается перевести из центра города грузовой район порта, создать условия для приема круизных лайнеров пассажировместимостью до 3 тыс. человек, а также яхтенного комплекса с объектами инфраструктуры с целью превращения порта в международный центр пассажирских и круизных перевозок.

Продолжается строительство морского порта Тамань, ориентированного на перевалку нефтеналивных грузов, сжиженных углеводородных газов (СУГ) и аммиака. В конце 2008 года планируется ввести в эксплуатацию первую очередь комплекса по перевалке СУГ мощностью 1,5 млн. тонн.

В настоящее время Минтрансом России подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении границ нового порта и установлении в нем пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

К 2015 году грузооборот порта достигнет 14 млн. тонн. Основными проблемами портов Азовского моря являются малые глубины, протяженные подходные каналы, ледовая обстановка. Ежегодные затраты на ремонтные дноуглубительные работы в бассейне составляют свыше 200 млн. рублей в год. Все затраты на дноуглубление для поддержания проектных глубин и содержание ледоколов возмещаются судовладельцами в виде ледокольного и канального сборов. Доля канального и ледового сбора в общем объеме портовых сборов, к примеру, в порту Таганрог составляет 40 %. Реализация этих проектов позволит довести производственные мощности порта Темрюк до 4,5 млн. тонн.

Министр подчеркнул, что главными направлениями развития порта Кавказ являются дальнейшее развитие железнодорожного паромного комплекса и терминалов накатных грузов.

Игорь Левитин сообщил, что, действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы (2002-2010 гг.)» предусмотрено проектирование и строительство нового порта на Таманском полуострове, который будет ориентирован на перевалку этих грузов. Актуальность строительства такого порта обусловлена и реализацией крупнейшего инфраструктурного проекта по развитию Волго-Донского водного пути, связывающего Каспийский и Азово-Черноморский бассейны. Выбор Таманского полуострова для размещения нового порта позволит, с учетом использования Волго-Донского водного пути, создать крупный перевалочный пункт между странами Черноморского и Прикаспийского бассейнов.

На Каспии у России имеется 3 порта – Астрахань, Оля и Махачкала. Астраханские порты исчерпали возможность дальнейшего развития, поэтому в настоящее время основное развитие планируется в порту Оля. Основные направления развития порта Махачкала - это увеличение мощностей и инфраструктуры по переработке наливных грузов и дальнейшее развитие железнодорожного паромного сообщения с каспийскими странами.

Министр отметил, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности наших портов организация работы контрольных служб в пунктах пропуска через государственную границу. Инфраструктура пунктов пропуска не соответствует современным мировым требованиям и требует коренной модернизации. В Южном федеральном округе насчитывается 16 морских и речных пунктов пропуска через государственную границу. Предусмотренных ФЦП «Государственная граница» бюджетных средств на строительство, модернизацию и обустройство пунктов пропуска недостаточно. Так, для Южного федерального округа на 2008-2010 годы предусмотрено около 2 млрд. рублей против необходимых 13 млрд. рублей. Принятые технологии осуществления проверок контрольными службами в пунктах пропуска через государственную границу существенным образом сказываются на сроках обработки грузов в портах.

В порту Новороссийск время оформления контейнера составляет до 10 суток. В то же время в портах Гамбург и Хельсинки этот период не превышает соответственно 3 и 1 сутки. Улучшение ситуации ожидается с внедрением инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), позволяющих произвести таможенный контроль без вскрытия контейнера или большегрузного автомобиля. Один из таких комплексов строится и в порту Новороссийск. Опыт применения ИДК таможенными службами других стран подтверждает их высокую эффективность.

Говоря о проблемных вопросах, сдерживающих развитие портов Южного федерального округа, Министр отметил неурегулированность земельных и арендных отношений. В настоящее время проведена значительная работа по приведению арендных отношений в соответствие с действующим законодательством и заключению дополнительных соглашений к договорам аренды по замене арендодателя. За истекший период заключены дополнительные соглашения к большинству договоров аренды федерального имущества. Однако, по некоторым договорам, в которых на стороне арендодателя выступали помимо МАПов соответствующие комитеты по управлению имуществом, дополнительные соглашения до настоящего времени не заключены.

Территориальные управления Росимущества отказываются подписывать дополнительные соглашения о замене арендодателя, ссылаясь на то, что не являются правоприемниками комитетов. Это мнение представляется необоснованным, поскольку имущество находится в хозяйственном ведении предприятия и только оно может сдавать переданное ему в хозяйственное ведение имущество в аренду. Подобные действия территориальных управлений Росимущества нарушают права предприятия и не позволяют ему эффективно управлять федеральным имуществом. В результате ставка установленной ранее арендной платы не соответствует современным рыночным условиям, а предприятие, не являясь стороной договора, не имеет возможности ни изменить его условия, ни расторгнуть его для заключения нового договора. Этим государству уже нанесен и продолжает наноситься значительный материальный ущерб. По данному вопросу необходимо поручение Росимущества Территориальным управлениям подписать соответствующие дополнительные соглашения к действующим договорам аренды.

Необходимо также отметить, что в ряде случаев КУГИ по непонятным причинам отказывают в заключении договоров аренды на длительные сроки.

По мнению Министерства транспорта, для повышения конкурентоспособности российских портов, в том числе и портов Южного федерального округа, необходимы следующие меры:

  • возмещение затрат на обеспечение безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним из федерального бюджета;

  • ориентация государственных контрольных органов на работу в соответствии с принятыми в мировой практике процедурами и схемами, сводящими к минимуму время контрольных процедур;

  • создание в морских портах единого органа, который был бы балансодержателем всего имущества портового пункта пропуска, нес текущие расходы по его содержанию, выполнял функции заказчика по его обустройству и реконструкции;

  • совершенствование нормативной правовой базы по земельным и арендным отношениям;

  • модернизация портовых транспортных узлов комплексно с опережающим развитием железнодорожных и автомобильных подходов, припортовой инфраструктуры и логистических центров;

  • установление ставку 0% налога на имущество для портовой инфраструктуры, как для других (железнодорожных, автодорожных и энергетики) инфраструктурных объектов;

  • установление переходного периода на 2-3 года при унификации железнодорожных тарифов до создания в российских портах необходимых конкурентных условий .

Подводя итоги, Министр подчеркнул, что успешная реализация планов по развитию портов Азово-Черноморского бассейна позволит полностью удовлетворить перспективные потребности российской экономики в перевалке внешнеторговых грузов на юге страны, уменьшит зависимость от сопредельных стран и позволит реализовать транзитный потенциал.

Министр обратил внимание на то, что для выполнения поручений Президента по повышению конкурентоспособности российских портов необходимо, кроме развития инфраструктуры, решить комплекс вопросов законодательно-правового обеспечения портовой деятельности.

Министр выразил надежду, что Закон о морских портах будет принят до конца текущего года и позволит решить накопившиеся проблемы.

«Известно, что работа крупного морского порта - это барометр, показывающий, как обстоят дела в мировой экономике и экономике страны. Поэтому для сохранения транспортной независимости России мы продолжаем работу по модернизации действующих и строительству новых морских портов, реализуя поручения Президента Российской Федерации В. Путина по превращению географических особенностей России в ее конкурентные преимущества»,- сказал Игорь Левитин.

Все новости