1 ноября 2011 г. Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлени
01 ноября 2011, 20:00
«За» проголосовали 395 депутатов.
В пленарном заседании Госдумы принял участие официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов.
Президент России Дмитрий Медведев внес документ на ратификацию в Госдуму в середине июня 2011 года. Договор был подписан по итогам переговоров глав правительств РФ и Финляндии Владимира Путина и Матти Ванханена в финском городе Лаппеенранта 27 мая 2010 года. Россия продлила Финляндии аренду Сайменского канала на 50 лет.
Договор о Сайменском канале, который соединяет самую крупную и наиболее судоходную озерную систему Финляндии (озеро Сайма и другие озера Сайменского бассейна) с Финским заливом, заменяет заканчивающий 1 января 2013 года свое действие аналогичный документ от 1962 года – об аренде Финляндией советской части канала.
Договором определяются границы арендуемой территории, условия и порядок ее использования, условия судоходства по Сайменскому каналу, а также регулируются вопросы охраны окружающей среды, таможенных освобождений и арендной платы, которая будет состоять из двух частей: постоянной – 1,22 млн евро в год и переменной – 0,18 евро на каждую единицу валовой вместимости судов.
Общая протяженность канала составляет 57,3 километра с морским фарватером, из них 23,3 километра – на территории Финляндии, 19,6 километра – на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 километра – на территории России. Канал доступен для прохода речных, озерных и морских судов. Сайменский канал представляет собой уникальное гидротехническое сооружение, связывающее внутренние озера Финляндии с Финским заливом в районе Выборга. Канал дает возможность проводки судов из портов внутренних вод восточной Финляндии в порты европейского зарубежья, а также внутренние порты Центральной и Восточной Европы и России. Он позволяет использовать для перевозки внешнеторговых грузов наиболее экономичный – водный транспорта. На российской части Сайменский канал обеспечивает непосредственный выход на портовые комплексы Выборга и Высоцка. Через канал ежегодно проходит свыше 2,5 млн. тонн грузов, почти 3 тыс. судов, их них почти половина – под российским флагом.