29 марта 2011 г. под председательством председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Анатолия Кучерены сост
28 мартa 2011, 20:00
На заседании был рассмотрен ход реализации Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». С основным докладом выступил Директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Владимир Муратов. Он отметил, что принятие этого закона нормативно закрепило понятие «транспортная безопасность», как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
«Значение данного закона в том, что он на общегосударственном уровне признает существование правового института транспортной безопасности и подчеркивает необходимость ее обеспечения», -- заявил В. Муратов.
Драматические события последних лет подтверждают, что транспорт продолжает оставаться одной из сфер, в наибольшей степени подверженной угрозе террористических актов и других актов незаконного вмешательства в его деятельность. Закрепление в законе требований, предъявляемых к транспортной безопасности, предполагает выработку определенных условий, характерных для обеспечения именно этого вида безопасности. Однако, отметил В.Муратов, транспортная безопасность выступает подвидом национальной безопасности, соответственно, на нее распространяются все требования, предусмотренные для безопасности в масштабе государства. Исходя из этого, Минтрансом изданы и зарегистрированы в Минюсте России приказы об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта. Требования определяют систему мер для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Они применяются на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств в части, не противоречащей законодательству государства пребывания.
Количество категорий, процедура категорирования объектов транспортного комплекса, критерии разграничения категорий установлены приказом Минтранса России от 22 февраля 2011 г. № 62 «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности».
Существенное значение для обеспечения безопасности транспортного комплекса имеют высококвалифицированные кадры, их своевременная подготовка и повышение квалификации. В. Муратов проинформировал участников заседания, что в учебных заведениях транспортного комплекса созданы кафедры по подготовке специалистов в области транспортной безопасности и повышению их квалификации, а при МИИТ организован Институт комплексной безопасности.
Закон «О транспортной безопасности» призван предотвратить угрозу террористических актов и несанкционированного вмешательства в деятельность транспорта, предусматривает введение уголовной ответственности за нарушение требований транспортной безопасности при работе железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, если оно повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, а также смерть людей. При этом, отметил В. Муратов, устанавливается размер ущерба, который признаётся крупным в размере более одного миллиона рублей. Одновременно под действие статьи Уголовного кодекса подпадает отказ от исполнения трудовых обязанностей, если он запрещен законом.
Предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение гражданами, должностными и юридическими лицами требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах, а также административная ответственность за действия, угрожающие безопасности движения на метрополитене, за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, за непредставление информации об актах незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Федеральный закон существенно увеличивает штрафы, предусмотренные КоАП РФ, за повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание или оставление на железнодорожных путях предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов. Также устанавливается административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности и непредставление информации об актах незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В. Муратов подчеркнул, что закон не нарушает гарантированные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.