В настоящее время фактически создана необходимая нормативная база для проведения оценки уязвимости транспортных объектов и составления планов защиты от актов незаконного вмешательства
09 мартa 2011, 21:00
10 марта 2011 г. Министр транспорта РФ Игорь Левитин и заместитель Министра транспорта Андрей Недосеков приняли участие в парламентских слушаниях «О первоочередных мерах по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности», организованных комитетом Госдумы по транспорту совместно с комитетом по безопасности и комитетом по строительству и земельным отношениям
В парламентских слушаниях также участвовали руководители подведомственных Минтрансу службы и агентств.
А. Недосеков в своем выступление уточнил, что транспортная безопасность включает в себя две составляющих – технологическую безопасность и безопасность при актах незаконного вмешательства. При решении вопросов технологической безопасности, определении требований и порядка ее обеспечения ключевая роль принадлежит Министерству транспорта, его службе и агентствам. Что касается защиты объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и населения на транспорте от незаконного вмешательства в работу транспорта, в том числе от террористических актов, то основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним закреплены Федеральными законами «О противодействии терроризму» от 2006 г., «О Федеральной службе безопасности» от 1995 г. и «О полиции» от 2011 г.
Вместе с тем, в 2007 году вступил в силу Федеральный закон «О транспортной безопасности», который осуществляет правовое регулирование в области защищенности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе терактов). Этим законом ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на субъекты транспортного комплекса, а Минтранс отвечает за нормативно-правовое регулирование в области защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Таким образом, не будучи компетентным правоохранительным органом, Минтранс стал головным исполнителем в этой специфической работе.
А. Недосеков напомнил, что в целях реализации положений Федерального закона «О транспортной безопасности» Минтрансом были подготовлены и вступили в силу 4 Федеральных закона, 3 постановления Правительства РФ, 3 распоряжения Правительства РФ и 11 приказов Минтранса России. На сегодня уже приняты приказы Минтранса, устанавливающие «Требования по обеспечению безопасности объектов транспорта» по видам транспорта и «О категорировании объектов транспорта». «Фактически создана необходимая нормативная база для проведения оценки уязвимости транспортных объектов и составления планов защиты от актов незаконного вмешательства», -- подчеркнул замминистра.
Он рассказал участникам парламентских слушаний об изменениях и дополнениях в законодательные и нормативные акты, которые предлагает внести Минтранс с целью совершенствования нормативной базы по транспортной безопасности. Прежде всего, необходимо изменить название Федерального закона «О транспортной безопасности» на «О противодействии актам незаконного вмешательства на транспорте». Кроме того, по мнению А. Недосекова, необходимо определить федеральный орган, в компетенцию которого будет входить установление правил проведения досмотра граждан на объектах транспорта, а также проведение обязательного лицензирования подразделений обеспечения транспортной безопасности, в том числе, частных охранных предприятий, и установление правил проведения лицензирования.
Минтранс также предлагает в целях защиты транспортных объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, разрешить проводить лицензированным для этого сотрудникам частных охранных предприятий, в установленных случаях, досмотр физических лиц при входе в зону транспортной безопасности.
Минтрансом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», который предусматривает исключение статьи 8 (Требования по обеспечению транспортной безопасности), так как Правительство планирует внести изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму», дополнив статью 5 пунктом следующего содержания «Требования к антитеррористической защищенности зданий, сооружений и иных объектов, а также мероприятий, устанавливаются Правительством Российской Федерации». Такой подход, по мнению замминистра, позволит решать вопросы финансирования объектов федеральной собственности, финансовые обязательства по которым возникнут при выполнении требований.
Минтранс также считает необходимым внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» в части исключения Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) из числа лиц, уполномоченных устанавливать (изменять) уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Данное предложение обусловлено тем, что функция по противодействию терроризму не свойственна Минтрансу, заявил А. Недосеков.