Изображения

Обычная версия

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.С.Мишарин выступил с докладом на IV сессии российско-нидерландского экономического форума «О перспективах сотрудничества Россия-Нидерланды в сфере транспорта»

06 ноября 2005, 21:00

 

 Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.С.Мишарина
на IV сессии российско-нидерландского экономического форума
«О перспективах сотрудничества Россия-Нидерланды в сфере транспорта»

7 ноября 2005 г.

Уважаемый Председатель, уважаемые дамы и господа!

Российско-нидерландские отношения динамично развиваются по пути углубленного партнерства. В последнее время их активность особенно отчетливо прослеживалась не только в насыщенности политических контактов, но и в активизации инвестиционной деятельности и наращиванию торгового оборота.

Общий объем товарооборота в 2004г. составил 16,6 млрд. долларов (российский экспорт – 15,25 млрд долларов, импорт – 1,37 млрд. долларов). Доля Нидерландов во внешнеторговом обороте России составила 8,1 процента. За первые 7 месяцев 2005г. товарооборот превысил 14,7 млрд. долларов. Хочу подчеркнуть, что транспорт, в том числе его инфраструктура в развитии торгового сотрудничества играет одну из ключевых ролей.

Укрепляется договорно-правовая база двусторонних отношений в сфере транспорта. Ведется работа над проектами нового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений и межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении.

Приобрело новую динамику взаимодействие наших стран в инвестиционной сфере. Нидерланды проявляют заметную инвестиционную активность в России, последовательно расширяют географию своей деятельности. В 2005г. получила дальнейшее развитие позитивная динамика российско-голландского инвестиционного сотрудничества. Совокупный объем нидерландских капиталовложений в российскую экономику к 1 июля 2005г. составил 14,2 млрд. долларов (прямые инвестиции – 11 млрд. долларов). По этому показателю Голландия занимает второе место после Кипра. Каждый год инвестиционное сотрудничество наших стран бьет рекорды, так за последние пять лет объем голландских капиталовложений в российскую экономику увеличился не на 20, не на 30, не на 40 процентов, а в 20 раз. Это абсолютный рекорд. Особенно важно, что более двух третей этих вложений приходится на прямые инвестиции в российскую экономику.

Министерство транспорта Российской Федерации особое внимание уделяет перспективам развития сотрудничества с Нидерландами в сфере развития инфраструктуры и совершенствованию механизма государственно-частного партнерства.

Убежден, что для развития сотрудничества в этой сфере, несомненно, важным является инвестиционный климат в самой России. Не сомневаюсь, что вы внимательно следите за развитием экономической ситуации в нашей стране. Тем не менее, хотел бы буквально в двух словах отметить самые важные, на мой взгляд, тенденции и озвучить некоторые цифры.

В последние пять лет в России произошли серьезные изменения в подходах к формированию государственной экономической политики. Созданы реальные основы для реализации механизма государственно-частного партнерства в России:

  • вступил в действие Федеральный закон «О концессионных соглашениях»;

  • внедрена практика перспективного 3-х летнего бюджетного планирования инвестиционных затрат, позволяющая частному партнеру планировать график инвестиций.

В этих условиях впервые за последние 60 лет российская транспортная инфраструктура стала привлекательной для вложений иностранного капитала. Развитие наших двусторонних отношений, политическая и экономическая ситуация на европейском рынке делают российские объекты еще более интересными для вложений институциональных инвесторов и банковского сектора.

Министерством транспорта РФ в новых экономических условиях были сформированы программные документы, определяющие стратегию развития транспорта в России (в том числе, Стратегия развития транспорта до 2010 г. и Транспортная стратегия России до 2020 г.).

Анализ тенденций развития отрасли показывает поступательную динамику роста спроса на услуги транспорта. Так общий пассажирооборот всех предприятий транспорта увеличился в истекшем году на 3,9%, а суммарный объем грузовых перевозок вырос 1,8% и превысил 1,17 млрд. тонн. В частности, рост объема перевозок на внутреннем водном транспорте составил 8,2%, на воздушном – 5,6%, на автомобильном и железнодорожном транспорте – 5,2%. Объем переработки грузов в морских портах России увеличился в 2004 году на 23,4% и составил 355,9 млн. тонн. Наиболее значительный прирост пассажирооборота достигнут на авиационном транспорте – 16,6%. На железнодорожном транспорте пассажирооборот увеличился на 4,1%, по автобусным перевозкам - на 1,6%.

Растущие потребности экономики в услугах транспорта предопределяют объемы и приоритетные направления инвестиционных вложений. Необходимый объем финансирования транспортной отрасли только на капитальные вложения составляет порядка 650 млрд. руб. в год в ценах 2005 года (т.е. около 4 % от ВВП). Согласно финансовому плану Стратегии развития транспорта России до 2010 г., объемы участия федерального бюджета не превысят 1% ВВП, что полностью соответствует мировой практике.

В этой связи одной из приоритетных задач Минтранса России становится привлечение инвестиций из частных источников. Формируются новые экономические инструменты развития транспортной инфраструктуры. Особое место здесь отводится разработке механизмов государственно-частного партнерства для реализации высокоэффективных проектов, имеющих общегосударственное значение.

В настоящее время в России рождается новый инструмент государственной инвестиционной политики – Инвестиционный фонд. Фонд выделяется как особая статья в составе бюджетных расходов инвестиционного характера. Ежегодно по этой статье будет выделяться порядка 2 млрд. евро.

Фонд ориентирован на участие в финансировании крупных проектов, объем инвестиционных затрат по которым превышает 150 млн. евро, реализация которых невозможна без государственной поддержки. Срок государственной поддержки не будет превышать 5 лет.

Предполагается, что бюджетные ассигнования по проектам будут выделяться на конкурсной основе Межведомственной Комиссией при Правительстве Российской Федерации.

Конкурсная комиссия будет принимать документы к рассмотрению только при наличии положительного заключения по проекту, представленного отраслевым министерством. То есть по проектам транспорта - от Министерства транспорта Российской Федерации.

В отличие от Федеральной адресной инвестиционной программы и Федеральных целевых программ Инвестиционный фонд предполагает заключение с частным соинвестором-партнером инвестиционного соглашения, в котором закрепляются инвестиционные обязательства сторон на весь срок реализации проекта. Это условие позволяет организовать проектное финансирование, а также коммерческое кредитование проекта.

Обязательным условием для допуска проекта к конкурсу является также наличие частного партнера по проекту. Участие частника должно быть подтверждено в объеме не менее 25% от стоимости проекта.

Специфика транспортных инфраструктурных проектов заключается в том, что получить подтверждение на участие в финансирование от частного инвестора практически невозможно без разработки инженерного проекта и оформления договоров аренды земельных участков по линейнопротяженным объектам. Поэтому Министерством транспорта разработана модель реализации инфраструктурных проектов, имеющих перспективу финансирования из инвестиционного фонда.

А именно, в рамках специализированной подпрограммы ФЦП разрабатывается обоснование инвестиций проекта, проводится конкурс на лучшее проектное решение, определяется потенциальный концессионер и заключается концессионное соглашение. Инвестиционные обязательства государства по которому имеют отсроченный характер и будут исполнены только в случае победы проекта на конкурсе Инвестиционного фонда.

После заключения концессионного соглашения проект подается на конкурс Инвестиционного фонда и, в случае победы, с концессионером заключается инвестиционное соглашение. Операционные расходы по проекту финансируются сторонами в рамках концессионного соглашения.

Для обеспечения достаточных объемов финансирования проектов, реализуемых на условиях ГЧП, Минтранс России разработал новую подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», предусматривающую поддержку проектов ГЧП на транспорте из федерального бюджета в объеме 2-4 млрд. евро ежегодно.

Для реализации по схеме государственно-частного партнерства в сфере российского транспорта можно выделить несколько направлений:

1.Создание платных автомагистралей

2. Организация высокоскоростного железнодорожного движения

3. Создание аэропортов-хабов

4. Морские и речные порты

5. Развитие метрополитена

6. Развитие транспортной инфраструктуры особых экономических зон или зон регионального роста (Нижнее Приангарье, Олимпиада в 2014 года г.Сочи).

На последней группе проектов остановлюсь подробнее. В нее включены комплексные проекты территориального целевого развития, для которых определена специализация, а также сформирован потенциальный пул предприятий-инвесторов. Такой подход предполагает нестандартную для классического ГЧП структуру проекта. А именно, частные партнеры реализуют, например, строительство алюминиевого завода и целлюлозно-бумажного комбината, а государство финансирует строительство автомобильной дороги, мостового перехода и аэропорта.

Минтрансом России также ведется активная работа с регионами по подготовке инвестиционных программ. В том числе, с такими регионами как Архангельская, Калужская, Мурманская, Новгородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Свердловская области и Башкортостан, то есть с теми, кто уже имеет положительный опыт инвестиционного сотрудничества с Нидерландами. Мы предполагаем, что опыт, полученный в сфере топливно-энергетического комплекса, будет успешно применен и в транспортном комплексе.

Министерством транспорта РФ сформирован перечень ВИП (высокоэффективных инвестиционных) проектов, сейчас в перечне более 150 крупных проектов. В перечень проектов вошли такие проекты как строительство высокоскоростной автомагистрали Спб-Москва с продолжением до Хельсинки, Западный скоростной диаметр, ЦКАД, организация высокоскоростного железнодорожного движения Москва-Спб, крупные интермодальные транспортные комплексы Шереметьево и Домодедово, аэропорты-хабы Емельяново и Кольцово. Это проекты высокой степени готовности, по которым в настоящее время ведутся переговоры с частыми зарубежными инвесторами.

Министерство транспорта Российской Федерации как одно из перспективных направлений взаимодействия с иностранными партнерами также видит сотрудничество в сфере развития внутренних водных путей. Система внутренних водных путей России – уникальна. Общая протяженность - 101,6 тысяч км, в том числе, с гарантируемыми габаритами – 32 тыс. км. В европейской части Российской Федерации действует Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, участки которой входят в перечень Европейского Соглашения о внутренних водных путях международного значения, а также являются маршрутами международного транспортного коридора "Север-Юг".

Понимая широту возможностей и организационных форм государственно-частного партнерства в сфере транспорта Минтранс России готов предложить частному партнеру различные механизмы взаимодействия, максимально комфортные для обеих сторон:

  • использование различных форм государственной поддержки: выдача гарантий, займы, субсидирование процентных ставок, внебюджетные гарантии, предоставление прав аренды участков, совместное финансирование проектов, финансирование разработки ТЭО и тендерной документации;

  • содействие инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков, международных и иностранных финансовых организаций;

  • выпуск обеспеченных государственными гарантиями целевых облигаций или займов на проекты с длительными сроками реализации;

  • содействие в организации консорциумов и других объединений для финансирования дорогих проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов.

В качестве дополнительного источника, ресурсы которого могут быть привлечены для реализации инфраструктурных транспортных проектов, видится накопительная пенсионная система Российской Федерации. Предварительные переговоры выявили заинтересованность негосударственных пенсионных фондов на участие в транспортных проектах. В настоящее время прорабатываются модели участия российских институциональных инвесторов в инфраструктурных проектах. Также ведется разработка предложений по развитию нормативной базы и созданию условий привлечения средств государственной накопительной пенсионной системы в проекты транспортного комплекса.

Отдельным направлением нормотворческой работы остается совершенствование концессионного законодательства. Остается открытой проблема разработки типовых концессионных соглашений с зарубежным концессионером. Есть потребность разработки адекватной методики оценки социально-экономической (общественной) эффективности инфраструктурных инвестиционных проектов, учитывающей мультипликативный эффект.

Переговоры с инвесторами также выявили острую необходимость создания специализированной площадки для обсуждения проблем и поиска нормативных и организационно финансовых решений в этой сфере.

Министерством транспорта Российской Федерации ведется работа по созданию в рамках Постоянного комитета Консультативного Совета по иностранным инвестициям Рабочей группы по развитию государственно-частных партнерств в транспортной отрасли России, для этого в качестве первого этапа организовать экспертную группу по ГЧП в транспортной отрасли, которая может быть в дальнейшем преобразована в формат Рабочей группы.

В качестве вопросов для обсуждения группы предполагаются:

  • анализ законодательства в сфере транспорта;

  • рекомендации к транспортной стратегии;

  • рекомендации по реализации приоритетных проектов в транспортной сфере;

  • анализ правовых, институциональных и финансовых предпосылок внедрения механизмов государственно-частного партнерства в России.

Мы готовы к открытому диалогу с инвестором, создаем для этого специализированную площадку и надеемся, что представители бизнеса Нидерландов примут в ее работе активное участие.

Мы предполагаем развитие дискуссии в рамках данной секции, тем более что в качестве выступающих приглашены такие банки как ABN AMRO и ING, имеющие международный опыт финансирования инфраструктурных проектов. Я искренне верю, что мысли, высказанные в рамках сегодняшней дискуссии, найдут свое реальное воплощение в самое ближайшее время.

Благодарю за внимание!


Все новости