Изображения

Обычная версия

Состоялось расширенное заседание коллегии Министерства транспорта РФ, на котором обсуждались вопросы безопасности полетов и состояние нормативно-правовой базы в области гражданской авиации

09 ноября 2009, 21:00

Заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов
вручил государственные награды работникам транспортного комплекса

С докладом о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации выступил заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов. По его словам, в период с 2004 г. по 2009 г. отмечена общая тенденция снижения числа авиационных происшествий, при некотором возрастании их в 2007-2008 гг.

«Изменение относительного числа катастроф характеризуют эффективность принимаемых мер по снижению числа авиационных происшествий, -- сказал Валерий Окулов. -- За 9 месяцев этого года, по абсолютным и относительным показателям, наблюдается снижение уровня аварийности практически по всем показателям безопасности полетов».

При выполнении регулярных пассажирских перевозок показатели в гражданской авиации Российской Федерации в 2004-2005 годах примерно соответствовали показателям США и ИКАО. В 2006 году произошло резкое ухудшение показателей, в 2007 и 2008 годах показатели улучшились, но не достигли показателей мировых авиационных держав.

На всем парке воздушных судов гражданской авиации (коммерческой и авиации общего назначения) произошло 11 авиационных происшествий, из них 5 катастроф, приведших к гибели 35-и человек, 609 авиационных инцидентов и 43 повреждения воздушных судов на земле, 4 чрезвычайных происшествия. В том числе, с воздушными судами коммерческой гражданской авиации Российской Федерации произошло 8 авиационных происшествий, из них 4 катастрофы, приведшие к гибели 33-х человек (5 членов экипажа и 28 пассажиров).

Произошло 600 авиационных инцидентов, в том числе 5 серьезных и 42 повреждения воздушных судов. Для сравнения: за 9 месяцев 2008 года произошло 12 авиационных происшествий, из них 8 катастроф, приведших к гибели 129 человек (23 членов экипажа и 106 пассажиров).

В коммерческой гражданской авиации за 9 месяцев 2009 года произошло уменьшение в 1,5 раза количества авиационных происшествий. С воздушными судами авиации общего назначения Российской Федерации произошло 3 авиационных происшествия, из них 1 катастрофа, приведшие к гибели 2 человек, 9 авиационных инцидентов, одно повреждение воздушного судна. Для сравнения, за 9 месяцев 2008 года с воздушными судами АОН произошло 5 авиационных происшествий, (2 катастрофы и три аварии) и 7 авиационных инцидентов. В результате катастроф погибло 2 члена экипажа и один пассажир.

«Полученные материалы расследования авиационных происшествий позволяют сделать вывод, что из общего количества происшествий 63% было связано с недостатками в работе экипажей воздушных судов, 25% с отказами авиационной техники и 12% находятся в стадии расследования», -- заявил Валерий Окулов.

За 9 месяцев 2009 года произошло уменьшение количества авиационных инцидентов (на 11%), по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Уменьшилось количество серьезных авиационных инцидентов в три раза. Количество повреждений воздушных судов уменьшилось на 20%.

За 9 месяцев 2009 года в АОН произошло 3 авиационных происшествия, из них, 1 катастрофа и две аварии. Во всех случаях события произошли с пилотами, имевшими перерывы в летной работе, с просроченными допусками к видам авиационных работ. За 9 месяцев 2008 года произошло 5 авиационных происшествий, 2 катастрофы и 3 аварии.

По мнению Окулова, основными причинами аварийности воздушных судов АОН являются низкий уровень профессиональной подготовки летного состава и инженерно-технического персонала, нарушения летным составом правил выполнения полетов, а также выполнение полетов без подачи заявок, прогнозов погоды, диспетчерского разрешения вблизи зон взлета и посадок.

За 9 месяцев 2009 года с самолетами 1-3 классов (коммерческой авиации) произошло 1 авиационное происшествие, 515 авиационных инцидентов (в том числе 2 серьезных), 38 повреждений самолетов на земле. Для сравнения, за 9 месяцев 2008 года произошло 2 авиационных происшествия (катастрофы), 560 авиационных инцидентов (в том числе 4 серьезных) и 47 повреждений воздушных судов на земле. Общее количество авиационных инцидентов с самолетами 1-3 классов за 9 месяцев 2009 г. сократилось на 9%, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

«В авиационных инцидентах, связанных с отказами авиационной техники, профессиональная подготовка экипажей воздушных судов, в основном, позволила благополучно завершить полет, избежать более серьезных последствий», -- подчеркнул Валерий Окулов..

Замминистра рассказал о рамповых проверках российских воздушных судов по программе SAFA. За 2007 -2009 годы воздушные суда российских авиакомпаний при проверках по программе SAFA в аэропортах ЕКГА в среднем понизили значение коэффициента риска более чем на единицу и вышли из «черной» и «серой» зон. За 2008 и 2009 годы число недостатков второй и третьей категорий сокращены более чем в два раза, недостатки первой категории – в 1,84 раза. В 2009 году 34% проверок в европейских аэропортах воздушные суда российских авиакомпаний прошли без замечаний.

С докладом о состоянии нормативно-правовой базы в области гражданской авиации выступил директор Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Владимир Тасун. По его словам, в период с 2004 года Минтрансом был подготовлен ряд законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 641-р утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Государственная программа определяет стратегические цели, направленные на существенное повышение безопасности полетов и осуществление приемлемого для государства уровня безопасности полетов для вновь создаваемой авиатехники и имеющихся в эксплуатации воздушных судов и оборудования.

«Реализация программы позволит гармонично включиться в работу по реализации Глобального плана обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации, а также создать существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при решении вопросов о направлениях развития международной гражданской авиации, что является одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации», -- заявил Владимир Тасун.

Во исполнение указанного распоряжения Минтрансом России разработан и выполняется План мероприятий по реализации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.

Одним из основных документов, определяющих дальнейшее развитие гражданской авиации, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, утвердившее Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года. Этим документом предусматривается обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта - наземной авиатранспортной инфраструктуры, системы топливообеспечения полетов гражданской авиации, инфраструктуры технического обслуживания и ремонта воздушных судов, аэронавигационного обслуживания и метеорологического обеспечения полетов воздушных судов, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов и неавиационного бизнеса в аэропортах, дальнейшее развитие инфраструктуры аэронавигационной системы России путем строительства новых и реконструкции действующих объектов.

Для повышения качества транспортного обслуживания Транспортной стратегией предполагается реализация следующих мероприятий:

  • повышение комфорта, частоты и регулярности полетов, расширение списка дополнительных услуг (питание, развлечения, услуги связи) и обеспечение привлекательной стоимости авиабилета за счет обновления парка воздушных судов и развития конкуренции между авиакомпаниями, создания авиационных альянсов (в том числе участия в международных) и низкобюджетных авиакомпаний, оснащения воздушных судов и аэродромов оборудованием, обеспечивающим возможность эксплуатации в сложных метеоусловиях, внедрения эффективной системы технического обслуживания и ремонта самолетов нового поколения, для которых характерны сокращенное время простоя при поиске и устранении неисправностей, внедрения современных технологий обслуживания пассажиров, в том числе электронных, сокращения продолжительности наземного трансфера пассажира в аэропорт за счет организации эффективной транспортной связи между аэропортами и населенными пунктами.

  • Развитие конкурентного рынка транспортных услуг будет осуществляться по следующим направлениям:

  • устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции операторов воздушного транспорта;

  • коммерциализация услуг авиатранспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;

  • либерализация рынка и совершенствование механизмов сертификации, лицензирования и подтверждения соответствия авиапредприятий установленным требованиям допуска к деятельности в сфере воздушного транспорта, в том числе сокращение использования количественных квот и замена их качественными, дифференциация сертификационных требований к авиапредприятиям, эксплуатантам и организациям авиатопливообеспечения разного уровня, постепенный переход к более мягким и более общим формам регулирования, создание общегосударственной системы регулирования временных интервалов выполнения рейса в аэропорту (слотов);

  • введение процедур аккредитации производителей и поставщиков авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, обеспечивающих безопасность и регулярность полетов, включая сертификацию авиационных горюче-смазочных материалов в целях эксплуатации авиатехники при низких и сверхнизких температурах окружающего воздуха.

Приоритетом является развитие коммерческих авиационных перевозок и работ, которые должны обеспечить удовлетворение основного спроса на услуги воздушного транспорта. В рамках данного сегмента рынка приоритеты государственной политики определяются исходя из обеспечения условий для развития, в первую очередь, внутрироссийских авиационных перевозок и работ, в том числе социально значимых местных авиалиний, не имеющих круглогодичной транспортной альтернативы, а также таких магистральных авиалиний, обеспечивающих транспортную целостность государства, как авиалинии, связывающие с центром страны Калининградскую область, районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Темпы роста этого сегмента рынка должны к 2020 году превзойти развитие сегмента международных перевозок российских авиакомпаний, выполняемых в сообщении с аэропортами страны.

В сфере регулирования авиационных тарифов решаются следующие задачи:

  • ограничение предельных уровней тарифов в целях обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей, недопущения кратковременной реализации авиатранспортных и аэронавигационных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга) и долгосрочного применения заниженных цен, заведомо исключающих возможность качественного обслуживания и обеспечения требований безопасности воздушной перевозки или предоставления авиационных услуг;

  • обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет расширения практики применения принципа объявленного тарифа);

  • обеспечение разумной стабильности тарифов в интересах пользователей авиатранспортных услуг;

  • поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение механизмов рыночного ценообразования;

  • переход к осуществлению уведомительного (регистрационного) принципа установления тарифов на услуги операторов на конкурентных сегментах рынка.

Дальнейшая либерализация тарифного регулирования будет осуществляться по мере расширения конкурентной среды и сокращения видов деятельности, относимых к естественным монополиям в сфере аэропортового бизнеса и аэронавигационного обслуживания.

Тарифное регулирование в области социально значимых авиационных перевозок предусматривает государственную поддержку субъектов транспортного рынка (допускается лишь в тех случаях, когда за счет рыночных механизмов не может быть обеспечен достаточный уровень предложения авиационных услуг или социально приемлемый уровень тарифов на них), льготных категорий пассажиров, социально значимых авиационных перевозок (путем выделения субсидий, предоставляемых авиапредприятиям, обеспечивающим выполнение социально значимых авиационных перевозок).

Государственная поддержка социально значимых авиационных перевозок и работ должна оказываться скоординировано за счет средств бюджетов всех уровней.

Реализация указанных выше мероприятий Транспортной стратегии потребует корректировки соответствующих направлений нормативной правовой базы отрасли. Минтрансом России завершается подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «О подготовке пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в случае реорганизации авиакомпаний» (проект распоряжения проходит согласование).

Предполагается переподготовка 556 авиационных специалистов из числа штурманов и бортинженеров, предложенных авиакомпаниями в качестве кандидатов на пилотов. На первом этапе в 2010 году предлагается осуществить переподготовку 100 человек.

Все новости