Изображения

Обычная версия

Министерство транспорта РФ направило на согласование в федеральные органы исполнительной власти доработанный с учетом административной реформы проект федерального закона "О морских портах Российской Федерации".

16 ноября 2004, 21:00

 

Министерство транспорта РФ направило на согласование в федеральные органы исполнительной власти доработанный с учетом административной реформы проект федерального закона "О морских портах Российской Федерации".

Минтранс России рассчитывает до конца года внести законопроект на рассмотрение в правительство.

СПРАВКА

Проект федерального закона о морских портах разработан Минтрансом России на основании статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ. Согласно пункту 5 данной статьи "деятельность морских портов осуществляется в соответствии с законом о морских портах Российской Федерации".

Законопроект призван урегулировать отношения, возникающие при функционировании и развитии морских портов, при осуществлении в них хозяйственной деятельности и при реализации в морских портах государственно-властных полномочий. Законопроект предусматривает разграничение двух сфер деятельности, связанных с морскими портами: деятельности хозяйственной, как правило, предпринимательской, регулируемой также и другими нормативными правовыми актами, и деятельности по осуществлению государственными органами административно-властных функций.

Законопроект состоит из семи глав. Глава 1 "Общие положения" включает 8 статей, в которых определяются основные понятия, используемые в тексте закона, дается описание акватории, территории и земель порта. В зависимости от значимости порты делятся на порты федерального, регионального и местного значения. Порты федерального значения – стратегические порты, обеспечивающие внешнюю торговлю, транспортную независимость, обороноспособность и жизнедеятельность Российской Федерации. К портам регионального и местного значения относятся порты, обеспечивающие жизнедеятельность соответственно одного или нескольких субъектов федерации, одного или нескольких муниципальных образований. Все порты регистрируются в государственном реестре морских портов.

Глава 2 "Государственное регулирование деятельности в морском порту" описывает цели государственного регулирования деятельности в морском порту, организацию выполнения административно-властных функций в порту. В соответствии с предоставляемыми полномочиями они возлагаются на администрацию морского порта. Приводится конкретный перечень функций, выполнение которых она должна обеспечить.

В данной главе учтены результаты реформирования федеральных органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Она исключает дублирование административно-властных полномочий в портах путем создания единой для торгового, рыбного и специализированного портов (в случае, если они расположены на смежных акваториях) администрации морского порта.

Глава 3 "Имущественные отношения в морском порту" состоит из 2 статей. В них устанавливается перечень имущества портов, не подлежащего передаче в частную собственность, обозначается порядок управления государственным имуществом в портах федерального, регионального и местного значения.

Глава 4 "Основы оказания услуг в морском порту" посвящена основам оказания услуг по перевалке грузов, обслуживанию судов и пассажиров в морском порту. В ней перечислены требования, предъявляемые к владельцам портовой инфрастуктуры, обозначен порядок открытия (закрытия) портов для оказания услуг, определены ответственность и обязанности операторов морского терминала и перевозчиков, возникающих при оказании услуг по перевалке и хранению грузов в порту.

Глава 5 "Портовые сборы и тарифы" устанавливает перечень портовых сборов, которые могут взиматься с судов в портах Российской Федерации, виды услуг, регулируемых в соответствии с законом Российской Федерации "О естественных монополиях". Определяются органы, уполномоченные разрабатывать и утверждать правила взимания и использования портовых сборов, утверждать ставки сборов и тарифы на услуги. В соответствии с концепцией законопроекта регулирование сборов и тарифов в портах федерального значения осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в портах регионального и местного значения – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Глава 6 "Строительство морских портов" регулирует вопросы строительства и расширения морских портов, строительства и реконструкции объектов в границах порта. В зависимости от значения порта решения о строительстве или реконструкции принимают либо федеральный орган исполнительной власти в области транспорта либо по согласованию с ним органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Заключительная глава 7 определяет изменения и дополнения, которые необходимо внести в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Кодекс торгового мореплавания, закон "О естественных монополиях", закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации") в связи с принятием данного законопроекта.

В целом проект федерального закона "О морских портах Российской Федерации" будет способствовать восполнению законодательного пробела в правовом регулировании деятельности в морских портах, разрешению комплекса правовых противоречий, существующих в настоящее время, повышению эффективности и конкурентоспособности морских портов Российской Федерации, выполнению требований международных обязательств Российской Федерации в сфере морского транспорта, обеспечению экономических и национальных интересов Российской Федерации. Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных финансовых средств на его реализацию.

Все новости