Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е.Левитина на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу «О проектах Программы капитальных вложений (Инвестиционной программы) и Финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2005 год»

10 ноября 2004, 21:00

 

 

 

Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е.Левитина
на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу
«О проектах Программы капитальных вложений (Инвестиционной программы) и Финансового плана
ОАО «Российские железные дороги» на 2005 год»

11 ноября 2004 г.

Уважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемые коллеги!

Основной предмет сегодняшнего обсуждения – проекты Программы капитальных вложений и Финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2005 год. При рассмотрении данных проектов основное внимание уделено оценке соответствия заявленных параметров:

  • стратегическим целям государства в сфере развития транспортной системы и задачам федеральных целевых и адресных инвестиционных программ;

  • концепции структурного реформирования железнодорожного транспорта и повышения эффективности управления отраслью;

  • текущим возможностям и планам наращивания потенциала российских предприятий железнодорожного машиностроения.

  • Сегодня железнодорожный транспорт России находится в активной фазе структурного реформирования, протекающей на фоне динамичного роста платежеспособного спроса на услуги транспортного комплекса.

    Ожидается, что по итогам 2004 года объемы перевозок ОАО «РЖД» возрастут на 6,7%, за счет чего доход компании должен увеличиться на 12,2% и составить 653,2 миллиарда рублей. При этом расходы по основной деятельности составят 592,5 миллиарда рублей, балансовая прибыль – 19,8 миллиарда рублей, чистая прибыль – 8,7 миллиарда рублей.

    В целом, по большинству показателей ожидается перевыполнение Финансового плана в пределах от 0,2 до 0,5 процентов.

    Что касается инвестиционной деятельности, ожидается, что в 2004 году финансовый план компании по этой статье расходов будет выполнен полностью, а общий объем капитальных вложений составит 108,9 миллиарда рублей без учёта НДС, из них за счет амортизационных отчислений – 106 миллиардов рублей.

    Согласно Финансовому плану на 2005 год ОАО «РЖД» планирует увеличить объемы перевозок на 5,5% и получить доход от основной деятельности в размере 759 миллиардов рублей, что на 105 миллиардов рублей или на 16,2% выше планов 2004 года.

    Расчеты ОАО «РЖД» базируются на прогнозе роста тарифов:

  • по грузовым перевозкам – на 8,5%;

  • по пассажирским перевозкам дальнего следования с госрегулируемыми тарифами – на 12%;

  • в дерегулированном пассажирском сегменте – на 23%;

  • по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении – на 8,5% в среднегодовом исчислении.

  • Расходы компании по основной деятельности запланированы в объеме 680 миллиардов рублей, из них 19,7% или 133,7 миллиарда рублей приходится на долю амортизационных отчислений.

    За счет проведения гибкой тарифной политики, ограничения роста издержек и механизма «монетизации» льгот в 2005 году произойдет снижение убыточности пассажирских перевозок с 49,8% до 43%.

    Планируется, что балансовая прибыль вырастет на 80% до 35,7 миллиарда рублей. Чистая прибыль достигнет 16,9 миллиарда рублей. Объем долгосрочных заимствований составит 41 миллиард рублей.

    На инвестиционные цели ОАО «РЖД» планирует направить 148,1 миллиарда рублей, что на 36% больше уровня 2004 года. Из них 138,5 миллиарда рублей составят собственные средства компании, а 9,5 миллиарда рублей - привлеченные средства.

    Структура инвестиционных расходов на 2005 год предусматривает, что

  • 62,3% от общего объема инвестиций будет направлено на развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры;

  • 19,5% - на обновление и модернизацию подвижного состава;

  • 5,7% - на сервисное обслуживание и ремонт подвижного состава;

  • 2,3% - на обновление основных фондов функциональных филиалов;

  • 6,4% - на реализацию проектов, сформированных на принципах проектного финансирования;

  • менее 1% - в форме вложений в уставный капитал дочерних и зависимых обществ.

  • В целом можно констатировать, что структура плановых инвестиционных расходов ОАО «РЖД» ориентирована на основополагающие принципы Транспортной стратегии и стратегические цели Министерства транспорта Российской Федерации.

    Первая стратегическая цель Министерства - создание современной, эффективной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.

    В соответствии с данной стратегической целью должно быть осуществлено увеличение пропускной способности наиболее грузонапряженных участков железнодорожных сетей за счет строительства вторых путей, удлинения станционной инфраструктуры, развития сортировочных станций, погранпереходов и подходов к портам.

    На эти цели в следующем году компания предполагает направить более 20,5 миллиарда рублей.

    На 2005 год запланирован прирост грузооборота на 5,8%, пассажирооборота – на 2,3%.

    Сравнительный анализ показал, что динамика объемов железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» пропорциональна темпам роста промышленного производства и темпам роста доходов населения Российской Федерации.

    На повышение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и оптимизацию грузопотоков направлена реализация проектов по формированию единой системы управления перевозочным процессом и внедрению автоматизированных комплексов.

    В целом, инфраструктурные планы ОАО «РЖД» коррелируют с планами Правительства по удвоению ВВП России к 2010 году.

    Вторая стратегическая цель Министерства направлена на повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

    .

    В соответствии с данной стратегической линией ОАО «РЖД» запланировало в 2005 году осуществить капитальные вложения в хозяйство дальних пассажирских перевозок в размере 15,7 миллиарда рублей, в том числе осуществив закупку и модернизацию 1 033 пассажирских вагонов.

    Капитальные вложения в хозяйство пригородных перевозок составят 11,2 миллиарда рублей.

    Инвестиционной программой на следующий год также предусмотрены капитальные вложения в размере 2,5 миллиарда рублей в развитие и реконструкцию вокзальных комплексов.

    На повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны направлены мероприятия компании по обновлению и модернизации сортировочных станций, росту производительности и численности локомотивного парка и парка вагонов, внедрению системы управления ресурсами и издержками.

    направлены мероприятия компании по обновлению и модернизации сортировочных станций, росту производительности и численности локомотивного парка и парка вагонов, внедрению системы управления ресурсами и издержками.

    В следующем году инвестиции ОАО «РЖД» в развитие железнодорожных узлов и строительство вторых путей составят 8,7 миллиарда рублей, в удлинение станционных путей – 6,8 миллиарда рублей, электрификацию железнодорожных линий – 3,8 миллиарда рублей, в развитие припортовой железнодорожной инфраструктуры - 672 миллиона рублей.

    Это позволит увеличить пропускные способности отдельных участков транзитных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», железнодорожных выходов из Кузбасса и промышленных центров Уральского федерального округа, подходов к портам Калининграда, Высоцка, Усть-Луги и Находки.

    В 2005 году компанией запланировано увеличение объемов внешнеторговых перевозок на 9%, а транзитных перевозок – на 6%.

    Расходы на развитие систем технологической связи и на создание корпоративной информационной системы составят 12,9 миллиарда рублей.

    В целях реализации четвертой стратегической цели Министерства, направленной на повышение комплексной безопасности транспортной системы, инвестиционной программой ОАО «РЖД» предусмотрены капитальные вложения в объеме 6,6 миллиарда рублей.

    инвестиционной программой ОАО «РЖД» предусмотрены капитальные вложения в объеме 6,6 миллиарда рублей.

    На проведение мероприятий по предупреждению экологического и технологического ущерба будет выделено 353 миллиона рублей, на модернизацию объектов гражданской обороны – 392 миллиона рублей, на усиление защиты объектов железнодорожного транспорта от террористических угроз - 545,5 миллиона рублей.

    Впервые в Инвестиционной программе компании предусмотрена реализация проектов, основанных на принципах проектного финансирования:

    • по организации перевозок нефти в Китай стоимостью 4,4 млрд. рублей;

    • по созданию автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии стоимостью 3,4 млрд. рублей;

    • по организации скоростного движения на участке Москва-Люберцы-Раменское стоимостью 1,6 млрд. рублей.

    Одним из важнейших критериев оценки Инвестиционной программы и Финансового плана ОАО «РЖД» является их соответствие Программе структурного реформирования на железнодорожном транспорте.

    Структурная реформа нацелена на формирование единой и гармоничной транспортной системы России, обеспечение целостности экономического пространства страны, снижение совокупных затрат в экономике при перевозке грузов по железной дороге, удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом, на повышение качества, доступности и безопасности данных услуг.

    Мероприятия, предусмотренные Инвестиционной программой, и объемы ресурсов Финансового плана ОАО «РЖД» на 2005 г. в целом увязаны с планом структурного реформирования железнодорожного транспорта и повышения конкуренции в этом секторе транспортной отрасли.

    В следующем году предусмотрено выделение части непрофильных и малорентабельных видов деятельности и создание нескольких самостоятельных специализированных предприятий:

    • 9 дочерних предприятий по производству и ремонту путевой техники;

    • предприятия по производству средств железнодорожной автоматики;

    • специализированной компании по перевозке грузов.

    Программой также предусмотрено объединение 19 строительно-монтажных трестов и 22 проектно-изыскательских институтов в 2 дочерних общества и реформирование трех научно-технических подразделений. В дочерние предприятия будет преобразован ряд подразделений по капитальному ремонту вагонов и электроподвижного состава, пригородных пассажирских компаний.

    Для вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, текущая балансовая стоимость которых достигла 110 млрд. рублей, в 2005 году предполагается достройка 500 объектов на общую сумму порядка 3,5 миллиардов рублей.

    В части соответствия Инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2005 год Финансовому плану Компании можно сказать следующее.

    Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2005 год является составной частью Инвестиционной программы Компании на 2004-2007 годы.

    По ресурсным и иным показателям Инвестиционная программа полностью увязана и коррелирует с Финансовым планом.

    Сравнительная оценка представленных данных Финансового плана и прогнозного Отчета о движении денежных средств подтверждает необходимость для ОАО «РЖД» в 2005 году привлечь сторонние ресурсы в объеме, предусмотренном программой заимствований, с целью устранения кассовых разрывов и поддержания текущей ликвидности.

    Вследствие предпринятых мер тарифного регулирования в 2003-2004 годах произошла переориентация грузовых железнодорожных потоков на российские морские порты, что соответствует государственным решениям об усилении экспортного потенциала России и конкурентоспособности отечественных портов.

    Вместе с тем, сегодня, по мнению ФСТ и Минэкономразвития, назрела необходимость определенной корректировки разницы в уровне тарифов с целью их поэтапного сближения и устранения дискриминации в отношении грузоотправителей, ориентированных на сухопутные экспортные маршруты.

    Такой подход отвечает поручению Президента и требованиям Евросоюза по вступлению в ВТО.

    Особо хотел бы акцентировать Ваше внимание на таком важном вопросе, как оценка соответствия Инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2005 г. текущим возможностям и планам наращивания производственного потенциала отечественного машиностроения.

    Основным производителем грузовых вагонов, приобретаемых ОАО «РЖД», является ГПО «Уралвагонзавод».

    В 2004 году по заказу компании Уралвагонзаводом должно быть поставлено и модернизировано 6 тысяч полувагонов. Но уже сегодня понятно, что годовой план будет полностью выполнен не раньше января-февраля 2005 года, поскольку из-за резко возросшего спроса на подвижной состав, производственные мощности Уралвагонзавода, как и пяти других вагоностроительных заводов, работают на пределе своих возможностей.

    В следующем году при ожидаемом фактическом выбытии 21 000 вагонов ОАО «РЖД» планирует приобрести, взять в лизинг и модернизировать 14 800 грузовых вагонов.

    В 2005 году ОАО «РЖД» приобретет у отечественных предприятий все запланированные к выпуску локомотивы, что приведет к остановке роста износа локомотивного парка компании, однако она не сможет выйти на необходимые темпы его обновления.

    Превышение спроса над предложением фиксируется и по пассажирскому подвижному составу.

    Таким образом, произошел и продолжает сохраняться дисбаланс между возрастающими потребностями ОАО «РЖД» и других частных российских операторов и возможностями производства подвижного состава отечественными вагоно- и локомотивостроительными заводами.

    В контексте обеспечения устойчивого развития железнодорожного транспорта России на долгосрочную перспективу вопрос стимулирования отечественного транспортного машиностроения приобретает особую актуальность и требует принятия серьезных государственных решений.

    Уважаемые коллеги!

    По оценке Министерства транспорта Российской Федерации инвестиционные и финансовые планы ОАО «РЖД» на 2005 год являются продолжением и закреплением позитивных результатов деятельности Компании, достигнутых ею в текущем и предыдущих периодах.

    По мнению Минтранса, для сбалансированности развития и повышения прибыльности всех видов деятельности ОАО «РЖД» необходимо:

    • продолжить внедрение в практику управления деятельностью ОАО «РЖД» процедуры регулярной инвентаризации, оценки и оптимизации структуры активов Компании и ее дочерних предприятий;

    • осуществить переход к формированию ежегодных инвестиционных программ в формате дополняющих друг друга, но четко разграниченных инвестиционных проектов, имеющих прозрачные денежные потоки, раздельную оценку всех видов рисков и ожидаемых уровней доходности инвестиционных вложений;

    • при ежегодном инвестиционном и финансовом планировании проводить оценку рациональности и эффективности распределения инвестиционных ресурсов между разделами и отдельными проектами инвестиционной программы;

    • в инвестиционных программах раскрывать планы ввода в эксплуатацию основных производственных фондов и представлять конкретные проекты по вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

    • в плановые и отчетные документы включать прогнозные и фактические данные, характеризующие емкость рынка железнодорожных услуг и изменение рыночной доли и доходности Компании в каждом из его сегментов (перевозки, сервисные и ремонтные услуги и т.д.);

    • в инвестиционные программы включать предложения по финансированию наиболее значимых инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства с участием сторонних инвесторов.

    Учитывая, что при подготовке Доклада Министерство транспорта провело обсуждение представленных документов с представителями Министерства экономического развития и торговли, Министерства промышленности и энергетики, Федеральной службы то тарифам, других заинтересованных министерств и ведомств, а также с представителями крупного российского бизнеса, представляется, что Инвестиционная программа и Финансовый план ОАО «РЖД» на 2005 г. могут быть одобрены и утверждены Правительством Российской Федерации с учетом их соответствующей доработки по результатам рассмотрения на заседании Правительства РФ.

    И последнее.

    За рамками Инвестиционной программы ОАО «РЖД» необходимо рассмотреть вопрос, имеющий непосредственное отношение к деятельности компании, о выносе железнодорожной линии Известковая-Чегдомын, соединяющей БАМ и Транссиб, из зоны затопления Бурейской ГЭС.

    По данному участку железной дороги – со сроком строительства около 4 лет – до сих пор не принято решение, хотя проектное наполнение водохранилища запланировано на середину 2007 года

    До настоящего времени отсутствует решение о порядке, сроках и источниках финансирования работ по выносу участка, подлежащего затоплению.

    Предлагается Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минтрансу России при участии ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС России» разработать и представить на рассмотрение Правительства согласованные предложения по решению данного вопроса.


    Все новости