Изображения

Обычная версия

В Калининграде под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Сергея Иванова состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ

10 сентября 2009, 20:00

11 сентября 2009 г. в Калининграде под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ Сергея Иванова состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. С докладом «О состоянии и перспективах развития портовой деятельности на Северо–Западном региональном направлении морской деятельности» выступил Министр транспорта РФ Игорь Левитин

Министр проинформировал участников заседания об итогах работы портов Северо-Западного бассейна. При общих неплохих, для условий мирового финансового кризиса результатах деятельности портов, рост перевалки грузов за 7 месяцев 2009 года составил 1,8 % по отношению к соответствующему периоду 2008 года, по отдельным видам грузов имеется существенное падение грузооборота. Министр сообщил, что наиболее сильно снизился грузооборот контейнеров - на 30 %, лесных грузов – на 42 %, минеральных удобрений на 30 %, черных металлов на 8 %. Соответственно, ряд портов традиционно работающих с указанными выше грузами существенно снизил грузооборот. Среди портов Северо-Западного бассейна наибольшее снижение грузооборота отмечено в портах Архангельск (29,6 %), Калининград (24,8 %), Большой порт Санкт-Петербург (22,5 %).

И.Левитин обратил внимание, что при отмеченном выше росте объемов перевалки грузов в российских портах, в 1 полугодии 2009 г. порты стран Балтии и Украины снизили переработку российских внешнеторговых грузов почти на 20 % до 48 млн. тонн (в 1 полугодии 2008 года – 60 млн. тонн). При этом, грузопереработка в портах Балтии снизилась на 7 %, а в портах Украины – на 34 %.

«Указанные результаты функционирования портов России и сопредельных стран в условиях кризиса свидетельствуют, что проводимая Правительством Российской Федерации целенаправленная политика по поддержке российских морских портов, развитию их инфраструктуры, совершенствованию нормативно-правовой базы их функционирования приносит ощутимые результаты», -- заявил И.Левитин.

За период действия ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» грузооборот морских портов Северо-западного региона увеличился почти в 3,5 раза (2001 год – 61,8 млн. тонн). На развитие портовой инфраструктуры региона направлено 26,4 млрд. руб. средств федерального бюджета и 96 млрд. руб. средств частных инвесторов.

И.Левитин рассказал о результатах переговоров с литовскими и белорусскими транспортниками, направленными на сохранение грузопотока через порты Калининградской области. В результате проведенных в мае-июне этого года переговоров железнодорожные администрации Белоруссии и Литвы снизили тарифы на основную номенклатуру грузов, перевозимых через порты Калининградской области: нефтепродукты, черные и цветные металлы, уголь и кокс, зерно, автомобили. Так, по территории Белоруссии на железнодорожные перевозки указанных грузов снижены тарифы от 10 до 55%, а по территории Литвы – от 10 до 25%.

«Таким образом, по основной номенклатуре грузов тариф на их перевозку по железным дорогам Белоруссии и Литвы снижен и соответствует уровню по состоянию на 01 июля 2008 года», -- подчеркнул Министр.

Ключевым объектом развития портов Балтийского региона России Министр назвал порт Усть–Луга. Грузооборот этого порта за 7 месяцев 2009 г. составил 5,4 млн. тонн сухих грузов. Рост объемов перегрузки по отношению к аналогичному периоду 2008 года составил 36,1 %. Строительство порта осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. За период 2002-2009 годы на строительство порта Усть-Луга израсходовано 13,2 млрд. рублей федерального бюджета и 27,2 млрд. рублей частных инвестиций. К концу 2009 года будут выполнены дноуглубительные работы на акватории порта Усть-Луга и подходных каналов к ней в объеме, обеспечивающем габаритные глубины – 16 метров, необходимые для безопасного плавания судов дедвейтом до 100 тыс. тонн.

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на порт Усть-Луга предусмотрено выделение средств из федерального бюджета в сумме 21,2 млрд. рублей. Указанные средства, по словам Министра, будут направлены на формирование акватории южной и северной частей порта Усть-Луга, включая операционную акваторию контейнерного терминала, специализированных причалов, а также на строительство оградительных сооружений и строительство базы обеспечивающего флота.

Одной из наиболее значимых проблем, непосредственным образом влияющих на результаты работы портов и их привлекательность по сравнению с портами Эстонии, Литвы и Латвии, И.Левитин назвал существующий порядок таможенного оформления грузов, и прежде всего контейнеров. Документооборот между транспортными предприятиями происходит в электронном виде, при этом погрузо-разгрузочные операции занимают считанные часы. При этом таможенное оформление контейнеров порой длится несколько дней. Существенно увеличивают сроки таможенного оформления контейнеров применяемые в настоящее время технологии таможенного оформления, которые связаны с необходимостью представления в таможенные органы значительного объема документов на бумажных носителях перевозчиками, судовыми агентами, экспедиторами, грузоотправителями и грузополучателями. Ситуация усугубляется еще и тем, что таможенные органы не производят таможенное оформление контейнеров в ночное время и выходные дни.

«В результате обработка и оформление судов в портах занимает несколько дней, что приводит к увеличению стоимости судозахода в российские порты и снижает их конкурентоспособность», -- подчеркнул Министр. Он предложил скорректировать существующий порядок таможенного оформления контейнеров и обеспечить их круглосуточное оформление.

И.Левитин предложил вернуться к формированию портовых особых экономических зон в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

«Распространение режима особой экономической зоны на российские порты должно придать новый импульс их развитию, -- сказал он. -- Мировой опыт свидетельствует, что ряд крупнейших портов мира - Гамбург, Амстердам, Копенгаген и другие - фактически представляют собой особые экономические зоны».

Министр призвал активизировать работу по прохождению поправок в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». По его мнению, это позволит к 2015 году увеличить мощности морских портов Северо-западного бассейна до 440 млн. тонн и существенно повысит уровень их конкурентоспособности.

Все новости