Изображения

Обычная версия

Доклад заместителя Министра транспорта РФ С.А.Аристова на международном форуме "Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: новые рубежи сотрудничества. Как соединить деловые возможности России и стран АТР" . "Современное состояние и перспективы развития тран

31 октября 2004, 21:00

 

 

 

Выступление заместителя министра транспорта РФ С.А.Аристова
на международном форуме "Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: новые рубежи сотрудничества.
Как соединить деловые возможности России и стран АТР"

"Современное состояние и перспективы развития транспортных коммуникаций со странами АТР.
Возможности для инвестиций"

25 октября в г. Москва.

Развитие транспортной инфраструктуры на российском Дальнем Востоке, ее стыковка с транспортной системой азиатско-тихоокеанского региона (АТР) является одним из необходимых условий интеграции России в мировую экономику. По оценкам экспертов, основные объемы товарооборота в ближайшие десятилетия будут концентрироваться в треугольнике США – Европа – Азиатско-тихоокеанский регион.

На сегодняшний день для транспортной системы России, с точки зрения необходимости ее модернизации и развития, наиболее актуальными являются грузопотоки в направлении восток-запад и север-юг. На практике это означает привлечение и обслуживание грузопотоков Россия–Китай, из Китая и Юго-Восточной Азии в Европу, из региона среднего Востока в Россию и Европу. С учетом впечатляющих темпов развития экономики Индии, в предстоящие годы следует ожидать увеличения грузопотоков из этой страны в Европу. Налаживаются и интенсивно развиваются торгово-экономические связи между странами прикаспийского региона и Европой, в первую очередь в связи с растущим интересом ЕС к энергоресурсам Каспийского бассейна.

Географическое положение России, размеры ее территории, уже существующая и планируемая инфраструктура объективно делают нашу страну связующим звеном, своеобразным транспортным мостом между Европой и Азией. Транзитные коммуникации России – это не только кратчайшее расстояние для доставки грузов. Не менее важным их преимуществом является то, что в этом случае основную часть пути грузы проходят через единое административное пространство, пересекают наименьшее число границ. Все это упрощает транзитные процедуры, сокращает время и документооборот, связанный с перевозкой, а, следовательно, – значительно экономит средства грузоотправителей и грузополучателей. Не следует сбрасывать со счетов и фактор политической стабильности территории, по которой осуществляется транзит.

России выпадает роль интегратора двух транспортных систем – европейской и азиатской. Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры России связывается, прежде всего, с созданием целостной мультимодальной транспортной сети, основу которой составляют евроазиатские транспортные коридоры.

Схожие процессы наблюдаются и в Западной и Восточной Европе и в Азии. Крупным шагом в развитии транспортной инфраструктуры азиатско-тихоокеанского региона стал Делийский план действий по развитию инфраструктуры в АТР на 1997-2006 гг., поддержанный Правительством Российской Федерации. Россия принимает участие в 31 проекте в рамках первого этапа Делийского плана, в том числе в 25 проектах по транспорту. Их реализация, несомненно, будет способствовать развитию торгово-экономических связей между странами АТР и остальным миром.

Выступая на саммите форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Шанхае, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что потенциал формирования дополнительного контура устойчивой мировой экономики особенно велик именно в регионе АТР. При этом Президент России отвел значительную роль реализации международных транспортных проектов как средству формирования такого контура.

Одной из главных задач для России является развитие транспортной системы Сибири и Дальнего Востока. Этим объясняется интерес нашей страны к большинству проектов, реализуемых под эгидой ЭСКАТО ООН. В первую очередь следует отметить проект комплексного развития инфраструктуры наземного транспорта в Азии (АЛТИД), в реализации которого наиболее активно участвует Россия. Его конечной целью является интегрированная азиатская сеть наземного транспорта, а также обеспечение евроазиатских транспортных связей. Дальнейшая реализация АЛТИД должна быть сфокусирована на согласовании автомобильных, железнодорожных и автомобильно-железнодорожных маршрутов Азиатской шоссейной дороги (АШД) и Трансазиатской железной дороги (ТАЖД), их формализации, в том числе путем разработки соответствующих международных соглашений.

Секретариат ЭСКАТО своевременно поддержал российскую инициативу о разработке проекта Соглашения по азиатским шоссейным дорогам. Такое соглашение позволит сформировать сеть основных азиатских дорог международного значения. Главное здесь заключается в том, чтобы провести работу по стыковке азиатских дорог сети «А» с европейской сетью «Е», в том числе в плане гармонизации целого ряда дорожных стандартов и процедур.

Наиболее эффективно это можно было бы сделать на основе Межправительственного соглашения по сети Азиатских автомобильных дорог, к которому Россия присоединилась в апреле 2004 г. в ходе сессии ЭСКАТО в Шанхае. Это Соглашение официально закрепляет единый подход государств–участников к вопросу формирования международной сети автомобильных дорог категории «А», создает правовую основу для международной отраслевой интеграции, регламентирует деятельность государств при проведении дорожной политики, а также определяет основные требования к сети. Реализация Соглашения будет способствовать формированию сети международных азиатских автомагистралей и процессу их интеграции с сетью международных европейских автомагистралей.

В 2003 году Российская Федерация стала участницей трех проектов ЭСКАТО:

  • «Единая международная транспортная и логистическая система в Северо-Восточной Азии»;

  • «Определение приоритетов и инвестиционных потребностей для развития сети Азиатских шоссейных дорог (АШД), включая интермодальные соединения и грузовые терминалы»;

  • межрегиональный проект ЕЭК\ЭСКАТО «Укрепление потенциала в развитии межрегиональных наземных и наземно-морских сообщений».

  • Реализация этих проектов позволит нашим партнерам в АТР ближе познакомиться с основными тенденциями развития российского транспортного комплекса, с интересами и потенциальными возможностями России как транзитной державы. Одновременно российские специалисты получат больше информации о соответствующих транспортных проектах отдельных стран.

    Год назад в Санкт-Петербурге прошла 3-я Международная евроазиатская конференция по транспорту, в работе которой приняли участие делегации 37 стран Европы и Азии, а также руководители 14-ти международных организаций. Конференция еще раз продемонстрировала крепнущее стремление активно содействовать развитию межрегиональных транспортных связей, сделать доставку грузов и пассажиров между Европой и Азией дешевле, быстрее, надежнее и безопаснее. В итоговой Декларации содержатся рекомендации относительно путей развития интегрированной транспортной системы, включая внедрение современных технологий перевозок грузов, расширение доступа к рынкам транспортных услуг, учет экологических факторов, совершенствование таможенных процедур.

    Участники Конференции обратились к ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН с призывом активизировать усилия по развитию евроазиатских транспортных связей в тесном сотрудничестве с другими международными организациями и заинтересованными странами. Россия готова продолжать совместно с ЭСКАТО активные усилия по созданию интегрированной транспортной системы в Азиатско-тихоокеанском регионе. В этом контексте особое значение приобретает участие экспертов ЭСКАТО и России в Целевой группе по развитию евроазиатских транспортных связей, которая приступит к разработке развернутой Совместной Программы ЭСКАТО/ЕЭК ООН.

    Российская Федерация располагает значительным опытом разработки крупномасштабных программ развития транспортных сообщений. Наше Правительство одобрило и уже реализует подготовленную Минтрансом России Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Эта программа обеспечивает комплексный подход к развитию всех видов транспорта и включает 11 подпрограмм, две из которых – «Информатизация»и «Международные транспортные коридоры» - являются стержневыми и систематизирующими для других подпрограмм.

    На реализацию всей Программы потребуется 4,5 триллиона руб. (150 миллиардов долларов США), в том числе 2 трлн. руб. (66 млрд. долл. США), которые предполагается привлечь из внебюджетных источников. Программа разбита на два этапа. На первом – с 2002 по 2005 г. - развитие транспортной системы ориентировано в основном на улучшение использования имеющихся мощностей и ликвидацию узких мест инфраструктуры. На втором – с 2006 по 2010 г. - должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, повышение уровня эффективности и качества транспортного обслуживания. Этот процесс будет проходить с учетом формирования единого транспортного пространства в рамках СНГ, ряд стран которого являются членами ЭСКАТО, создания общего пространства экономики и торговли Россия-ЕС.

    Минтранс России рассматривает формирование транспортной инфраструктуры Дальнего Востока во взаимосвязи с перспективами создания международных транспортных коридоров через территорию Российской Федерации. Работа дальневосточного транспортного комплекса в последние годы в значительной степени определяется ростом цен на нефть, который привел к снижению рентабельности энергоемких отраслей, таких как энергетика, металлургия, судостроение и нефтехимия. В результате на рынках стран Азиатско-тихоокеанского региона возрос спрос на альтернативные источники энергии, прежде всего на уголь, прирост экспорта которого через порты Дальнего Востока России составил 37 % и на российские энергоемкие товары – черные и цветные металлы, бумагу, продукцию нефтехимии (36 %).

    Наибольшая доля судоходных компаний России зарегистрирована в портах Дальневосточного бассейна (40,6%). Контролируемый Россией морфлот там насчитывает почти 400 судов общим дедвейтом 2615,3 тыс. тонн. Грузооборот портов Дальневосточного бассейна в 1 полугодии 2004 года увеличился на 20%, в том числе, по наливным грузам – на 22%, сухим грузам – на 19%, и составил 34,3 млн.т. Возрос и объем перевалки грузов: в экспорте – за счет металлов, угля, руды и грузов в крупнотоннажных контейнерах, в импорте – главным образом, за счет грузов в контейнерах.

    Мы планируем построить в п. Восточный перегрузочный комплекс для нефтепродуктов мощностью 4,5 млн.тонн, а также перегрузочных комплексов для метанола и сжиженного газа мощностью 2,0 млн. тонн. В бухте Мучке около п. Ванино намечено строительство перегрузочного комплекса для угля мощностью 16,0 млн.тонн. В порту Де-Кастри мы имеем в виду построить нефтеперевалочный комплекс мощностью 10,0 млн.тонн. Около п. Корсаков (пос. Пригородное) будет построен перегрузочный комплекс для сжиженного углеводородного газа мощностью 10,0 млн. тонн и для сырой нефти мощностью 10,0 млн. тонн.

    Выходу транспортного комплекса Дальнего Востока на новый качественный уровень поможет практическая реализация международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", предусмотренных программой "Модернизация транспорта России". По экспертным оценкам, это даст дополнительно до 50 млн. тонн грузов в год. Реальное увеличение транзитных перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом по маршрутам "Граница с Китаем – порты Приморья" загрузит избыточные мощности в транспорте края, которые достигают 35-40 %.

    В связи с планами восстановления Транскорейской железной дороги и ее соединения с Транссибом представляется перспективным строительство автомобильного моста через реку Туманган в Корею. Вместе с открытой недавно автодорогой "Чита – Хабаровск" это откроет колоссальные возможности для всего автомобильного транспорта региона. Будет открыт сквозной проезд от Лиссабона до Пусана.

    Большое значение для расширения транспортных связей в АТР будет иметь развитие дальневосточного участка автодорожного маршрута: Красное (граница с Белоруссией) - Смоленск - Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Елабуга - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Ишим - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Хабаровск - Владивосток/Находка и далее на Корейский полуостров.

    Как уже было отмечено, ключевым элементом маршрута является автомобильная дорога Чита – Хабаровск, которая, в сочетании с уже имеющейся параллельной железнодорожной магистралью позволяет не только интегрировать Дальний Восток страны в национальную транспортную систему, но и включить Россию в целом в систему азиатско-тихоокеанских транспортных коммуникаций. Ввод автомагистрали будет способствовать дальнейшему развитию торговли между Дальневосточным регионом России и пограничными районами Китая, КНДР, Республикой Корея и другими государствами АТР.

    Дальневосточный федеральный округ является воротами России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь начинается евроазиатский транспортный коридор, основу которого составляет ТРАНССИБ и автомагистраль Москва – Владивосток с ответвлениями на Казахстан, Монголию, Корейский полуостров. Внутренние водные пути по реке Амур с портами Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск на Амуре и морские порты Владивосток, Восточный, Посьет, Зарубино, Находка, Ванино, Холмск обеспечивают перевалку внешнеторговых и транзитных грузов. Организовано регулярное воздушное сообщение по 1115 воздушным линиям. На Дальнем востоке России имеются 102 аэродрома, из которых 10 уже принимают международные рейсы: Владивосток, Хабаровск, Благовещенск. Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Бухта Провидения, Нерюнгри, Якутск, Магадан.

    В целях повышения потенциала международных транспортных коридоров Минтрансом России проводится работа по созданию сети транспортных мультимодальных логистических центров. Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» предусмотрено создание 17 автомобильных и мультимодальных терминалов и логистических центров в крупных городах и транспортных узлах по направлению МТК «Транссиб» и «Север – Юг», в том числе в городах Хабаровске и Владивостоке, морских портах и аэропортах. В результате произойдет сокращение сроков и стоимости доставки грузов из Японии и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно, поскольку доставка контейнеризированных грузов по российским коридорам вдвое быстрее, чем через Индийский океан и Суэцкий канал.

    (Подробности на сайте www.asiaforum.ru)

    Все новости