Изображения

Обычная версия

Рекомендации участников Конференции «Транспортное право как инструмент реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»

30 июля 2009, 20:00

рекомендации участников КОНФЕРЕНЦИи
«Транспортное право как инструмент реализации транспортной стратегии
Российской Федерации на период до 2030 года»


Участник конференции считают целесообразным:

Для формирования единого информационного поля определить газету «Транспорт России» официальным публикатором документов, связанных с реализацией Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года

Круглый стол № 1

Устранение правовых коллизий и формирование правовых предпосылок для развития транспортного потенциала Российской Федерации

В работе круглого стола приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители Министерства транспорта Российской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций, работники Аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Экспертных советов Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям и Комитета Государственной Думы по транспорту, представители средств массовой информации.

Цель круглого стола – обсуждение вопросов необходимости и целесообразности разработки и принятия закона о транзите, а также создания условий повышения транзитного потенциала транспортного комплекса Российской Федерации.

Участники круглого стола по итогам обсуждения вопросов об актуальных проблемах законодательства о транзитных перевозках в свете необходимости реализации транзитного потенциала страны, ОТМЕЧАЮТ следующее:

1. Единая система государственного регулирования транзитных перевозок грузов, необходимая для полноценного использования транзитного потенциала Российской Федерации, в настоящее время отсутствует. Результатом этого является недостаточный уровень привлекательности использования маршрутов транзитных перевозок, проходящих по территории Российской Федерации.

2. Практика выполнения транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации показывает факт отсутствия координации между транспортными организациями и органами, осуществляющими меры государственного регулирования транзитных перевозок.

3. Нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие вопросы перевозок грузов, недостаточно регламентируют правовой статус организаций, ответственных за решение организационных и финансовых вопросов, связанных с перевозкой, в том числе в вопросах взаимодействия с перевозчиками и государственными контрольными органами. Имеющееся правовое регулирование деятельности таких организаций характеризуется рядом существенных, в том числе системных, несоответствий. Данные недостатки правового регулирования оказывают негативное влияние на развитие транзитных перевозок

4. Необходимо совершенствование системы государственного регулирования транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации, направленное на создание условий для развития транзитного потенциала страны, в том числе путем определения государственного координационного органа, ответственного за развитие транзитных перевозок грузов; установление правил выполнения транзитных перевозок грузов с учетом особенностей для различных областей транспорта;

5. Требуется определить специальный правовой статус транспортных организаций, обеспечивающих решение организационных и финансовых вопросов, возникающих в процессе транзитной перевозки, с учетом фактически совершаемых ими действий.

6. Необходима гармонизация положений законодательства Российской Федерации в области транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации с международно-правовой базой в целях создания условий для интеграции национальной транспортной системы в международную транспортно-логистическую систему.

7. Для повышения безопасности перевозки грузов и осуществления контроля за перемещением грузов и транспортных средств, включая автоматизированное получение, сбор, накопление, хранение, систематизацию, обработку, предоставление и использование информации, а также вопросы управления информационными ресурсами, необходимыми для осуществления транспортной деятельности, включая транзитные перевозки, необходима единая Национальная интегральная информационная система обеспечения транспортного комплекса Российской Федерации.

8. Для государственного регулирования правовых отношений в области создания и развития информационного обеспечения транспортного комплекса Российской Федерации требуется федеральный закон.

9. Для повышения интенсивности развития транспортной инфраструктуры за счет привлечения инвестиций требуется освобождение организаций от уплаты налогов в отношении объектов транспортной инфраструктуры и в отношении земельных участков, на которых расположены эти объекты

Участники круглого стола призывают органы государственной власти, всех заинтересованных лиц объединить усилия в вопросах развития законодательства по транзиту, и СЧИТАЮТ целесообразным:

Ускорить доработку и принятие федерального закона о транзите через территорию РФ. Одновременно при его разработке провести анализ действующего законодательства Российской Федерации в части выявления и устроения положений, затрудняющих развитие транзитного потенциала Российской Федерации, а также анализ международного законодательства в сфере транзитных перевозок, на предмет разработки и принятия необходимого пакета внутрироссийских нормативно-правовых актов.

Ввести в систему правового регулирования понятие «транзитный транспортный коридор» и определить правовой режим его функционирования, правовой статус организаций, работающих в рамках данного коридора;

Обеспечить внедрение механизма координации деятельности государственных органов, причастных к регулированию транзитных перевозок, путем формирования Комиссии при Правительстве РФ по развитию транзита, с участием всех причастных государственных органов, которой поручить:

  • урегулировать в федеральном законодательстве понятие «транзитный коридор», как основного направления осуществления транзитных перевозок грузов, для создания правовых и технологических режимов осуществления перевозок по таким коридорам;

  • разработать и регламентировать нормативными актами документооборот в сфере транзитных перевозок;

  • организовать научно-исследовательские работы по определению возможностей применения концессионных механизмов в отношении финансирования развития пограничной и таможенной инфраструктуры, а также для определения основных направлений совершенствования нормативно-правового регулирования реализации мер, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года;

  • рекомендовать разработку и принятие федерального закона «О национальной интегральной информационной системе обеспечении транспортного комплекса Российской Федерации»;

Обеспечить формирование конкурентоспособных тарифов на транзитные перевозки грузов, с учетом необходимости обеспечения интересов всех участников транзитных перевозок, в том числе на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования уровня тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, путем формирования сквозной тарифной ставки по транзитным грузам;

Рекомендовать проведение мер таможенной политики, направленной на повышение привлекательности транзитного потенциала Российской Федерации;

Ускорить, предусмотренное Транспортной стратегией, научное обоснование нормативно-правовой базы, механизмов государственного регулирования, стимулирующего развитие транзитного потенциала российского воздушного пространства, в целях учета всех аспектов и соблюдения баланса экономических, политических и иных интересов заинтересованных сторон.

Круглый стол № 2

Особенности правового регулирования концессионных механизмов при строительстве автодорожной, железнодорожной, портовой и аэропортовой инфраструктуры

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций, средств массовой информации.

Цель круглого стола – обсуждение вопросов применения закона о концессионных соглашениях, основных новелл, внесенных в закон о концессионных механизмах.

Участники круглого стола, обсудив в рамках данной конференции актуальные проблемы концессионного законодательства, потребности его совершенствования в свете задач развития транспортной инфраструктуры, призывают органы власти, всех заинтересованных лиц объединить усилия в вопросах развития концессионного законодательства, и СЧИТАЮТ целесообразным:

1. Рассмотреть необходимость внесения в положения о федеральных органах исполнительной власти (МЭР, Минрегион, Минтранс и др.) изменения, закрепляющие за ними функции в сфере создания, развития и реализации программ и проектов государственно-частного партнерства, включая концессии.

2. Предложить Минтрансу разработать методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию портфелей региональных и муниципальных транспортных проектов, реализация которых возможна с применением концессионных механизмов;

3. Организовать научно-исследовательские работы для определения условий и порядка применения концессионных механизмов в отношении проектов по развитию железнодорожной, портовой и аэропортовой инфраструктуры;

4. Внести в бюджетное и в концессионное законодательство изменения, обеспечивающие возможность применения концессионных механизмов при создании и/или реконструкции неплатных автомобильных дорог;

5. Рекомендовать уполномоченным в сфере транспорта органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при формировании соотвествующих программ социально-экономического развития предусматривать перечни объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности соответствующих субъектов, создание и развитие которых возможно с применением концессионных механизмов.

6. Организовать, с привлечением государственных высших учебных заведений, курсы повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих по вопросам применения концессионного законодательства и подготовки концессионных проектов;

7. Сформировать реестр концессионных проектов в сфере транспортной инфраструктуры, реализуемых в Российской Федерации, и обеспечить публичный доступ к нему посредством сети Интернет и официальных изданий Министерства транспорта РФ;

8. Рекомендовать внести изменения в Закон о концессионных соглашениях с целью предоставления возможности уполномоченным федеральным органам исполнительной власти заключать концессионные соглашения на строительство объектов транспортной инфраструктуры;

9. Устранить противоречие Закона о концессионных соглашениях с Законом об унитарных предприятиях (в вопросе запрета предприятиям, являющимся арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду или передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам);

10. Рекомендовать рассмотреть возможность внесения изменения в Закон о концессионных соглашениях, устанавливающий возможность перечисления концессионной платы владельцу объекта транспортной инфраструктуры;

11. Провести консультации с ОАО «РЖД» и определить варианты применения концессионных механизмов при создании железнодорожной инфраструктуры, с учетом законодательных ограничений применения концессий в отношении инфраструктуры собственности ОАО «РЖД».

Круглый стол № 3

Транспортная безопасность – выработка правовых механизмов ее повышения

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций, средств массовой информации.

Цель круглого стола – обсуждение вопросов выработки правовых механизмов повышения транспортной безопасности. Оценка текущего состояния и перспектив развития законодательства в области транспортной безопасности, выработка рекомендаций для деятельности Правительства Российской Федерации, постановка задач по работе Федерального Собрания Российской Федерации.

Участники Круглого стола ОТМЕЧАЮТ:

1. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов роста производства и реализации товаров. От устойчивой деятельности и развития транспортной инфраструктуры зависит развитие экономики страны, увеличение ее валового внутреннего продукта. Развитие транспортного сообщения, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока может стать важным фактором экономического роста государства.

2. Транспорт, ввиду специфики своей работы, сам по себе является потенциальным источником опасности, а если в его деятельность вмешаться незаконными агрессивными действиями, то потенциальная опасность становится реальной опасностью с тяжелейшими последствиями. Именно это и привлекает к транспорту представителей террористических и иных экстремистских организаций.

Значительную угрозу для устойчивой работы транспортного комплекса России представляют и акты незаконного вмешательства не террористического характера, среди которых превалируют факты разоборудования железнодорожных путей и разукомплектования средств сигнализации и связи, факты наложения посторонних предметов на железнодорожные пути, заведомо ложные сообщения об угрозе террористических актов и т.д.

3. В соответствии с законом «О транспортной безопасности» понятие транспортная безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства впервые получило юридическое закрепление. В настоящее время основной задачей остается создание нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Основу ее должны составить акты Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации иные нормативные документы необходимые для реализации Федерального закона «О транспортной безопасности».

4. Относительно недолгое действие Федерального закона «О транспортной безопасности» выявило необходимость корректировки отдельных его положений. Кроме того, необходимо внесение изменений в составы административных правонарушений и преступлений, предусмотренных главами КоАП Российской Федерации (Глава 11) и УК Российской Федерации (Глава 27), и некоторые составы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Работа в указанном направлении уже ведется. Внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в пункт 2 статьи 10 Федерального Закона «О транспортной безопасности»». Проходит стадию согласования в федеральных органах исполнительной власти проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности».

Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также рассмотрев представленные материалы, участники Круглого стола, СЧИТАЮТ целесообразным:

1) Обсудить принятие технического регламента «О безопасности речного транспорта и связанной с ним инфраструктуры»;

2) Рекомендовать рассмотреть возможность принятия нормативно-правового акта, содержащего перечень объективных критериев для объединения объектов железнодорожного транспорта в группы с целью снижения расходов на обеспечение их безопасности за счет типизации и стандартизации;

3) Разработать проект Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;

4) Рекомендовать внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 № 324 "Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания" (с изменениями от 14 июля 2006 г.);

5) Рассмотреть проекты технических регламентов «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»;

6) Рекомендовать Минтрансу России, Росавиации, Росаэронавигации и Ространснадзору разработать специальный механизм контроля, регулирования и координации выполнения Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 641-р, а также выделения дополнительных финансовых средств с целью обеспечения возможности реализации плана мероприятий, направленных на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, в установленные сроки;

7) Рассмотреть предложения Ространснадзора:

  • ужесточить меры административной ответственности к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение лицензионных требований и условий;

  • установить административную ответственность должностных лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение требований, предъявляемых к организации транспортного обслуживания населения;

  • разработать нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуры формирования и предъявления технических требований к подвижному составу пассажирского автомобильного транспорта в зависимости от видов перевозок;

8) Рассмотреть возможность расширения перечня грубых нарушений лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637. В перечень необходимо добавить вопросы: не проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей, нарушения ими режима труда и отдыха, неоднократного нарушения лицензионных требований и условий;

9) Рекомендовать уточнить Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденного приказом Минтранса России от 01.11.2002 г. № 138. В нем не дано условий, при которых применяется двусменный режим работы.

А также необходимо внести изменения в вышеуказанное положение, отражающее степень автоматизации на мостике судна, и обеспечить реальное наличие свободного от управления рулем судоводителя на мостике, предусмотреть только возможность кратковременной работы в двухсменном режиме;

10) Рекомендовать согласовать правила Государственной инспекции по маломерным судам (далее – ГИМС) и правила Российского морского регистра судоходства (далее – РМРС) о требованиях к размерам мощности двигателей судна для отнесения его к малым судам (регистрация ГИМС) или к судам, поднадзорным РМРС;

11) Рассмотреть вопросы организации воздушного поиска и спасания экипажей и пассажиров морских судов и терпящих бедствие в море людей (на малых плавсредствах);

12) Обеспечить проведение организационных мер и уточнение порядка создания планов ликвидации разливов нефти (далее – ЛРН) компаний, суда которых, только перевозят нефтепродукты;

13) Предусмотреть механизм финансирования со стороны государства (субсидировании за счет бюджетных и внебюджетных средств) мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в региональных аэропортах и аэропортах с малой интенсивностью полетов;

14) Ускорить реализацию рекомендаций ИКАО по принятию:

  • Государственной программы контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации;

  • Государственной программы подготовки кадров по авиационной безопасности;

15) Ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации, которым определяется порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, предусмотренный требованиями ст. 85.1 Федерального закона от 21.03.2005 № 20-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»;

16) Реализовать положение Федерального закона от 21.03.2005 № 20-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» в части, касающейся вооружения сотрудников служб авиационной безопасности аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации служебным, гражданским оружием и специальными средствами;

17) Рекомендовать предусмотреть вопросы обеспечения антитеррористической защищенности мест базирования и воздушных судов АОН в Федеральных авиационных правилах «Порядок допуска к эксплуатации аэродромов, вертодромов, посадочных площадок» и «Порядок сертификации аэродромов, вертодромов, посадочных площадок», предусмотренных требованиями ст. 40 Федерального закона от 21.03.2005 № 20-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»;

18) Ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации о порядке создания и ведения информационных баз персональных данных пассажиров воздушных судов, а также порядке передачи таких данных в правоохранительные органы, предусмотренный требованиями ст. 85.1 Федерального закона от 21.03.2005 № 20-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», с целью уменьшения случаев совершения противоправных действий на борту воздушного судна.

Круглый стол № 4

Формирование механизмов гарантий для частных инвесторов при реализации инфраструктурных транспортных проектов

В работе круглого стола приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций, средств массовой информации.

Цель круглого стола – обсуждение вопросов выработки правовых механизмов и конструкций защиты интересов и привлечения частных инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры, формирование необходимого объема полномочий государственных органов, выступающих государственными заказчиками инвестиционных проектов, создание правовых механизмов создания и функционирования региональных корпораций развития.

Участники Круглого стола, обсудив в рамках Конференции актуальные проблемы правовых механизмов защиты интересов частных инвестиций, потребности их совершенствования в свете задач развития транспортной инфраструктуры, призывают органы власти, всех заинтересованных лиц объединить усилия в вопросах привлечения и развития механизмов повышения защиты интересов частных инвестиций, и СЧИТАЮТ целесообразным:

Принять во внимание, что практика осуществления инфраструктурных транспортных проектов на сегодняшний день с очевидностью показывает взаимовыгодность участия частного капитала в инфраструктурных транспортных проектах совместно с государством;

Рассмотреть вопрос по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности в области транспортной инфраструктуры, в частности,

  • Разработку нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность по комплексному развитию крупных транспортных узлов (Москва, СПб, Новороссийск и т.д.). Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации разработать и в установленном законом порядке вынести на рассмотрение Правительства РФ предложения по финансированию и управлению подобными комплексными проектами общегосударственного и регионального значения, в том числе путем формирования органа, выполняющего функции единого государственного заказчика подобного проекта;

  • Разработку и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих привлечение и возврат частных инвестиций в объекты транспортной инфраструктуры государственной собственности (взлетно-посадочные полосы, автодороги, причальные стенки и т.д.)

  • Рекомендовать причастным органам государственной власти, ОАО «РЖД», и заинтересованным предприятиям, включая предприятия ППЖТ, разработать и предложить Минтрансу на рассмотрение и дальнейшую разработку:

  • методы совершенствования государственного регулирования, направленные на стимулирование и защиту частных инвестиций в модернизацию инфраструктуры железнодорожного транспорта, находящейся в собственности ОАО «РЖД»;

  • механизмы разрешения споров между предприятиями ППЖТ (другими владельцами соответствующих объектов) и ОАО «РЖД» по порядку и условиям финансирования развития ж/д станций при строительстве новых и реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры (пути необщего пользования, ТЛЦ, контейнерные площадки и т.п.);

  • Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации провести консультации с представителями Министерства регионального развития Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в т.ч. с создаваемыми региональными центрами государственно-частного партнерства, представителями Центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка по вопросам нормативно-правовой и организационной поддержки выявления и продвижения проектов регионального значения, связанных с привлечением частных инвестиций в создание/реконструкцию действующей транспортной инфраструктуры, а также по вопросам создания и функционирования региональных корпораций развития.

    Рекомендовать органам государственной власти и заинтересованным частным инвесторам сформировать предложения по повышению качества подготовки и проверки финансовой жизнеспособности инвестиционных проектов, связанных со строительством /модернизацией транспортной инфраструктуры (в том числе путем привлечения специалистов Внешэкономбанка).

    Рекомендовать Минтрансу организовать проведение научно-исследовательских работ по разработке возможных механизмов гарантий интересов частных инвесторов при реализации инфраструктурных транспортных проектов на основе анализа опыта осуществленных инвестиционных проектов. При проведении указанных работ должны быть подготовлены предложения по изменению нормативно-правовых актов, которые позволили бы на законодательном уровне зафиксировать возможные схемы защиты прав частных инвесторов, вступающих в отношения с публичным партнером по поводу инфраструктурного транспортного проекта.

    Все новости