Изображения

Обычная версия

В Минтрансе прошла пресс-конференция "Результаты работы российской делегации в рамках 35-ой сессии Ассамблеи ИКАО"

12 октября 2004, 20:00

Результаты работы российской делегации в рамках 35-ой сессии Ассамблеи ИКАО

35-я сессия Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ИКАО) проходила с 28 сентября по 8 октября 2004 года в г. Монреале.

Активное участие России в деятельности ИКАО и ее рабочих органов позволяет оказывать воздействие на формирование политики организации, обеспечивать защиту интересов российской гражданской авиации в мировом авиационном сообществе. С момента вступления Советского Cоюза в ИКАО в 1970 г. наша страна неизменно входила в состав постоянно действующего руководящего органа - Совета этой организации. В этом году подавляющим большинством (149 голосов из 159 принимавших участие в голосовании) Российская Федерация была избрана по первой группе государств, играющих ведущую роль в мировой гражданской авиации. Столь высокий результат явился свидетельством сохраняющегося признания авторитета российской гражданской авиации. В первую группу избраны также Австралия, Бразилия, Великобритания, Канада, Китай, Франция, Германия, Италия, Япония и США. На остальные 25 мест в Совете ИКАО были избраны государства, представляющие все регионы мира и предоставляющие средства обслуживания для международной гражданской авиации.

По инициативе российской стороны на 35-й сессии Ассамблеи были приняты следующие основные документы:

Резолюция, осуждающая акты терроризма и уничтожение российских гражданских воздушных судов.

  • В частности, в документе говорится, что Ассамблея решительно осуждает террористические акты на российских пассажирских воздушных судах; выражает свое глубочайшее сочувствие и соболезнования семьям погибших; настоятельно призывает Договаривающиеся государства активно сотрудничать в преследовании и строгом наказании лиц, ответственных за оказание помощи преступникам, совершившим такие акты; а также призывает Договаривающиеся государства изучить пути и методы активизации деятельности по предотвращению террористических атак путем расширения международного сотрудничества и обмена информацией в целях создания технических средств обнаружения взрывчатых веществ (полный текст см. приложение 1);

Предложение о необходимости научно обоснованного подхода к введению рыночных мер по ограничению или уменьшению эмиссии авиационных двигателей.

  • В документе сказано, что Российская Федерация выражает озабоченность в связи со стремлением ряда государств распространить положения Киотского протокола на воздушный транспорт и в связи с этим ввести в одностороннем порядке экономические меры, направленные на снижение выбросов авиационными двигателями парниковых газов.

  • Такие действия, по мнению российской стороны, преждевременны и не имеют под собой достаточного научного обоснования при том, что ряд ученых-экологов, имеющих мировую известность, утверждают, что современное глобальное потепление происходит не из-за увеличения концентрации парниковых газов, а по причине роста солнечной активности.

  • Вопрос о предполагаемых сборах за эмиссию парниковых газов может быть рассмотрен только тогда, когда он будет научно обоснован и проанализирован на наличие предпосылок введения сборов для гражданской авиации. Также существует необходимость оценки экономических последствий и правовых аспектов введения сборов и пошлин за эмиссию с точки зрения конкурентоспособности и обеспечения справедливости.

  • Ассамблее было предложено призвать Договаривающиеся государства воздержаться от одностороннего введения сборов за эмиссию авиационных двигателей до следующей очередной сессии Ассамблеи в 2007 году, которая повторно рассмотрит этот вопрос и примет соответствующее решение (полный текст см. приложение 2,  3).

  • Приложение 1

    Резолюция 14/3

    Акты терроризма и уничтожение российских гражданских воздушных судов, в результате которых погибло девяносто человек - пассажиры и экипажи

    Ассамблея,

    принимая во внимание, что совершенные 24 августа 2004 года террористические акты на российских воздушных судах, выполнявших регулярные пассажирские рейсы, представляют собой принципиально новый вид терроризма с использованием террористов-смертников, проносящих на теле взрывные устройства на борт воздушных судов,

    исходя из необходимости объединения международных усилий по борьбе с угрозой использования террористов-смертников для совершения террористических актов как на воздушных судах, так и в других публичных местах,

    сознавая всю сложность выявления террористов-смертников и обнаружения взрывных устройств на их теле,

    будучи убежденной, в необходимости принятия адекватных мер по противодействию таким актам терроризма,

    приветствуя решимость всех государств преследовать организаторов и исполнителей таких актов,

    ссылаясь на свои резолюции А22-5, А27-9, АЗЗ-1 и АЗЗ-2,

    1. решительно осуждает террористические акты на российских пассажирских воздушных судах, повлекшие многочисленные человеческие жертвы;
    2. выражает свое глубочайшее сочувствие и соболезнования семьям погибших в результате этих террористических актов;

    3. настоятельно призывает Договаривающиеся государства активно сотрудничать в преследовании и строгом наказании лиц, ответственных за оказание помощи преступникам, совершившим такие акты, их поддержку или укрывательство, а также за организацию и финансирование таких актов;

    4. призывает Договаривающиеся государства изучить пути и методы активизации деятельности по предотвращению террористических атак с помощью взрывчатых веществ, в частности путем расширения международного сотрудничества и обмена информацией в целях создания технических средств обнаружения взрывчатых веществ, уделяя повышенное внимание обнаружению взрывных устройств на теле человека.


    Приложение 3

    ДОБАВЛЕНИЕ I
    К РЕЗОЛЮЦИИ 15/1 "СВОДНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПОСТОЯННОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИКЕ ИКАО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ".

    Рыночные меры, касающиеся эмиссии авиационных двигателей

    Ассамблея,

    принимая во внимание, что добавление Н к настоящей резолюции определяет общий контекст, в рамках которого варианты политики, включая рыночные меры, рассматриваются в качестве средства ограничения или уменьшения воздействия эмиссии авиационных двигателей на окружающую среду,

    принимая во внимание, что меры, связанные с рынком, являются политическими средствами, призванными обеспечить достижение экологических целей с меньшими затратами и более эффективным, чем традиционные нормативные меры, образом,

    принимая во внимание, что в последние годы у правительств растет понимание необходимости добиваться, чтобы каждый сектор экономики в полной мере брал на себя расходы, связанные с наносимым им ущербом окружающей среде, и что вопрос применения рыночных мер для защиты окружающей среды, включая взимание сборов или налогов с воздушного транспорта, систему обмена квотами на эмиссию или добровольные меры, поднимается, например, в контексте контроля эмиссии газов, вызывающих парниковый эффект,

    принимая во внимание, что принцип 16 принятой в Рио-де-Жанейро Декларации по вопросам окружающей среды и развития (1992) гласит о том, что "национальные власти должны стремиться содействовать интернационализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование",

    принимая во внимание, что, поскольку Киотский протокол рассматривает проблемы международной и внутренней эмиссии авиационного сектора по-разному, отмечаются потенциальные преимущества согласованного подхода к этим двум категориям эмиссии и признается тот факт, что некоторые Договаривающиеся государства или группы государств уже занимаются разработкой мер по сокращению выбросов во внутренних секторах экономики, включая авиационную эмиссию при внутренних перевозках,

    принимая во внимание, что ИКАО в своей политике проводит концептуальное различие между сбором и налогом в том плане, что "сбор - это взимаемый платеж, конкретно предназначенный и используемый для возмещения расходов, связанных с предоставлением средств и служб для гражданской авиации, а налог является взимаемым платежом, предназначенным для увеличения доходов национальных или местных правительств, которые, как правило, не используются для гражданской авиации полностью или не определяются на основе конкретных расходов",

    принимая во внимание, что ИКАО разработала руководство для Договаривающихся государств о политике в области налогообложения (Политика ИКАО по вопросу налогообложения в области международного воздушного транспорта, Doc 8632), в котором, в частности, рекомендуется освобождать на взаимной основе воздушных эксплуатантов от уплаты всех налогов на топливо, находящееся на борту воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и то, что эта политика воплощается в жизнь благодаря двусторонним соглашениям о воздушном сообщении, а также то, что Договаривающимся государствам предлагается в максимально возможной степени снижать или устранять налоги, связанные с продажей услуг или использованием международного воздушного транспорта,

    отмечая, что политика ИКАО в отношении освобождения авиационного топлива от налогообложения поставлено под сомнение в некоторых Договаривающихся государствах, которые облагают налогами другие виды транспорта и другие источники парниковых газов;]

    принимая во внимание, что в статье 15 Конвенции о международной гражданской авиации содержатся положения, касающиеся аэропортовых и других аналогичных сборов, включая принцип недопущения дискриминации, и что ИКАО разработала для Договаривающихся государств директивные указания в области взимания сборов (Политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, Doc 9082), включая конкретные инструктивные указания по сборам, связанным с шумом,

    принимая во внимание, что 9 декабря 1996 года Совет ИКАО принял в форме резолюции заявление о политике временного характера в отношении сборов и налогов, связанных с эмиссией, в котором Совет настойчиво рекомендует, чтобы любые такие пошлины взимались в форме сборов, а не налогов и чтобы все поступления использовались в первую очередь для уменьшения воздействия эмиссии авиационных двигателей на окружающую среду,

    принимая во внимание, что такие сборы должны основываться на расходах, связанных с уменьшением экологического воздействия эмиссии авиационных двигателей, в том объеме, в каком расходы можно правильно определить и отнести непосредственно на счет воздушного транспорта,

    отмечая, что Совет получил доклады Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации (САЕР), в котором содержится информация о возможных вариантах использования рыночных мер для ограничения или уменьшения объема эмиссии авиационных двигателей, которые на начальном этапе в основном предполагается применять к двуокиси углерода, и что деятельность в этой области планируется продолжить,

    отмечая, что для гражданской авиации требуются дополнительные исследования и рекомендации по использованию системы обмена квотами на эмиссию,

    отмечая, что в рамках САЕР подготовлены типовое соглашение и соответствующие рекомендации по исследованию Договаривающимися государствами и заинтересованными сторонами добровольных мер в краткосрочной перспективе,

    признавая, что в ходе многочисленных исследований, предпринятых с целью подготовки дополнительных рекомендаций Договаривающимся государствам по вопросам, связанным с пошлинами на эмиссию, выявлено большое количество остающихся нерешенными вопросов, мнения по которым расходятся,

    принимая во внимание, что Договаривающиеся государства имеют юридические обязательства, действующие соглашения, применимые законы и установленную политику,

    1. просит Совет продолжить разработку рекомендаций для Договаривающихся государств, касающихся применения рыночных мер, направленных на уменьшение или ограничение воздействия эмиссии авиационных двигателей на окружающую среду, в частности на снижение остроты проблемы воздействия авиации на изменение климата, разработать конкретные предложения и как можно скорее подготовить рекомендации для Конференции сторон РКИК ООН;

    2. настоятельно рекомендует Договаривающимся государствам и Совету, учитывая интересы всех заинтересованных сторон, включая потенциальные последствия для развивающихся стран, оценить затраты и выгоды, обусловленные реализацией различных мер, включая существующие меры, с целью наиболее эффективного с точки зрения затрат решения проблемы эмиссии авиационных двигателей и принимать меры в соответствии с изложенными ниже основными принципами, а Договаривающимся государствам стремиться последовательным образом предпринимать действия в отношении авиационной эмиссии, образуемой в результате выполнения внутренних и международных полетов:

    а) Добровольные меры

    1. поощряет предпринятое Договаривающимися государствами и другими заинтересованными сторонами действий по ограничению или уменьшению эмиссии воздушных судов международной авиации, в частности через посредство добровольных мер и информирование об этом ИКАО;

    2. поручает Генеральному секретарю способствовать таким действиям путем предоставления разработанного ИКАО инструктивного материала по применению таких мер, включая типовое добровольное соглашение, и проводить работу по обеспечению того, что те, кто предпринимает своевременные меры, получат выгоды от таких действий и впоследствии не пострадают от них.

    b) Пошлины, связанные с эмиссией

    1. признает, что резолюция Совета от 9 декабря 1996 года, касающаяся пошлин, связанных с эмиссией, и по сей день не утеряла своей актуальности;

    2. настоятельно призывает государства следовать изложенным в ней основным принципам;

    3. признает, что существующий инструктивный материал ИКАО в настоящее время является недостаточным для введения в международном масштабе сборов за эмиссию парниковых газов, хотя введение таких сборов по взаимному соглашению государств - членов региональной организации экономической интеграции по отношению к эксплуатантам этих государств не исключается, и просит Совет: провести дополнительные исследования и разработать дополнительный инструктивный материал по данному вопросу;

    1. уделить особое внимание нерешенным вопросам, определенным в предыдущих исследованиях и Ассамблеей;

    2. поставить целью завершить работу к следующей регулярной сессии Ассамблеи в 2007 году;

    1. настоятельно призывает Договаривающиеся государства воздерживаться от одностороннего введения сборов за эмиссию парниковых газов до следующей очередной сессии Ассамблеи в 2007 году, которая повторно рассмотрит этот вопрос и примет соответствующее решение;

    2. просит Совет изучить эффективность и осуществить разработку дополнительного инструктивного материала о сборах за эмиссию, связанных с местным качеством воздуха, к следующей очередной сессии Ассамблеи в 2007 году и настоятельно призывает Договаривающиеся государства активно участвовать и делиться информацией в этой работе;

    3. настоятельно призывает Договаривающиеся государства обеспечить наивысший уровень практического соблюдения политики и инструктивного материала ИКАО в отношении сборов за эмиссию, связанных с местным качеством воздуха;

    с) Обмен квотами на эмиссию

    1. одобряет дальнейшую разработку системы открытого обмена квотами на эмиссию для международной авиации;

    2. просит Совет сосредоточить внимание в ходе своей дальнейшей работы по данному вопросу на двух подходах. В рамках одного подхода ИКАО будет поддерживать разработку системы добровольного обмена квотами, которую могут предложить заинтересованные Договаривающиеся государства и международные организации. В рамках другого подхода ИКАО будет предоставлять Договаривающимся государствам в соответствующих случаях рекомендации по включению эмиссии воздушных судов международной авиации в системы Договаривающихся государств по обмену квотами на эмиссии в рамках процесса РКИК ООН. В рамках обоих подходов Совету следует обеспечить, чтобы рекомендации в отношении открытой системы обмена квотами на эмиссию рассматривали структурную и правовую основы для участия авиации в открытой системе обмена квотами на эмиссию, включая такие ключевые элементы, как отчетность, контроль и обеспечение соблюдения.


    Все новости