Изображения

Обычная версия

Рабочее совещание по вопросам организации взаимодействия между отраслевыми высшими учебными заведениями и средними специальными учебными заведениями, находящимися в ведении Минтранса РФ.

15 декабря 2004, 21:00

 

 

14 декабря в здании Петербургского университета путей сообщения И. Левитин провел рабочее совещание по вопросам организации взаимодействия между отраслевыми высшими учебными заведениями и средними специальными учебными заведениями, находящимися в ведении Минтранса РФ.

В совещании приняли участие представители Федеральных агентств Министерства транспорта РФ, ректоры ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга, директора профильных средних учебных заведений.

Основными аспектами обсуждения стали особенности работы профильных учебных заведений в связи с реформой системы образования РФ, а также вопрос передачи образовательных учреждений в ведение Минтранса России

Участники совещания высказали И. Левитину свою точку зрения на предложения Министерства образования и подчеркнули необходимость сохранения уникальной системы подготовки кадров для транспортной отрасли, которая позволяет готовить специалистов мирового уровня, что неоднократно отмечалось экспертами международных организаций. Переход на двухуровневую систему подготовки кадров (бакалавр, магистр), предложенный Министерством образования, может быть введен по ряду специальностей, пользующихся особым спросом у иностранных компаний.

Руководители учебных заведений считают, что профильные высшие учебные заведения и средние учебные заведения, учитывая их специфику, должны находиться в ведении Министерства транспорта. В первую очередь, отметили участники совещания, в случае утраты отраслевой принадлежности снижается качество подготовки специалистов, что может повлиять на уровень безопасности на транспорте. Важной особенностью обучения специалистов в области транспорта в современных условиях является выполнение не только национальных, но и международных требований к уровню и качеству их подготовки. В частности, в области морского транспорта, это выполнение требований Международной конвенции о подготовки и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками. Существующая система и структура подготовки специалистов плавсостава в учебных заведениях морского и речного транспорта России (в том числе и их ведомственная подчиненность) заявлена Минтрансом России в Международную Морскую Организацию (ИМО), проверена ее экспертами, делегацией Евросоюза. На основании этого Россия была внесена в так называемый «Белый список», были заключены соглашения с ведущими мировыми державами о взаимном признании дипломов морских специалистов. Из года в год ИМО наращивает и ужесточает требования к профессиональному уровню моряков и правилам судоходства. Выполнение этих требований возможно при постоянном совершенствовании системы подготовки кадров, что обеспечивается только при сохранении существующей системы образования с ведомственной подчиненностью и финансированием из регионального бюджета. При изменении структуры и системы обучения морских специалистов в России немедленно необходимо информировать ИМО о причинах таких изменений, что вызовет негативную реакцию со стороны ИМО, а также государств, подписавших Конвенцию, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В целях оптимизации работы транспортных учебных заведений было принято решение о создании профильных образовательных комплексов, путем присоединения средних профессиональных учебных заведений к высшим учебным заведениям. Созданные университетские комплексы в качестве единых юридических лиц будут представлять все уровни образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

Создание образовательных комплексов позволит:

  • Сконцентрировать расходы федерального бюджета на отраслевое образование в базовых ВУЗах

  • Повысить качество подготовки специалистов

  • Сократить срок обучения

  • Оптимально использовать материально-техническую базу и кадровый потенциал

  • Своевременно обновлять и поддерживать материально-техническую базу указанных комплексов на международном уровне

  • Предложения Министерства образования РФ о сокращении количества непрофильных специальностей в учебных заведениях, подведомственных Министерству транспорта РФ, в связи с сокращением финансирования, не нашли поддержки у руководителей транспортных учебных заведений. Специфика отрасли не позволяет отказаться от изучения таких специальностей как юрист в области морского права, экономист в области железнодорожного транспорта и других – признанных непрофильными. Эта мера приведет к ухудшению уровня подготовки специалистов. Согласно статистике, лишь 23 человека из 100 пришедших работать в транспортную отрасль после окончания непрофильных учебных заведений остаются в ней. Было принято решение уточнить и расширить список профильных специальностей.

    СПРАВКА: Всего в ведении Министерства транспорта РФ находится 143 учебных заведения. Из них 20 высших учебных заведений, 120 средних специальных учебных заведений, 3 учебно-методических кабинета.

    Все новости